{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Юридические Школы Будущего. Какие Они?

Кризисное состояние системы правосудия в мире накладывает огромный отпечаток на систему юридического образования, в которой и без того хватает внутренних и внешних проблем.

Даже самые авторитетные университеты мира находятся сейчас в активном поиске инновационных решений, направлений, лидеров и команд, которые смогли бы обеспечить качественный переход на сторону повышения эффективности образования. Что уж говорить о небольших юридических факультетах и школах, борющихся за выживание.

Необходимость реформ юридического образования на государственном уровне подтверждается и такими факторами, как устаревшие учебные программы и отсутствие доступа к образованию. Как это ни парадоксально, несмотря на огромное количество студентов на юридических факультетах, позволить себе классическое юридическое образование, особенно в США, могут далеко не все. Из-за его высокой стоимости и расстояния между домом и университетом. Качество знаний, которые университеты дают студентам, также заставляет усомниться в их актуальности.

SLS Valentin Pivovarov

Я поговорил с кандидатом юридических наук, гостевым лектором и консультантом по инновациям Юридической школы Украинского католического университета Денисом Ивановым о том, какой будет юридическая школа будущего.

Как не существует единой таблетки от всех болезней, так же нет и плана действий, который бы гарантировал успешный выход из сложившейся в образовании ситуации.

Президент "Law Schools Global League" Javier de Cendra предложил несколько универсальных рекомендаций, придерживаясь которых университет имеет все шансы занять лидирующие позиции в ближайшие несколько лет:

1. Содействие формированию мультикультурных академических групп. Это способствует развитию soft skills внутри студенческой среды.

2. Содействие методам активного обучения, когда студенты самостоятельно контролируют процесс своего обучения в группах, обращаясь к профессору за помощью только в случаях необходимости. Лучший вариант для этого - проектное обучение.

3. Поиск возможностей коллаборации с юридическими школами со всего мира, но не на основе их престижа или статуса, а на основе стратегии, направленной на максимальное вовлечение студентов в различные правовые системы и правовые традиции.

4. Поиск возможности стратегического партнерства с другими (не профильными) школами, в частности - в области политических наук, экономики, философии, антропологии и STEM. Студенты-юристы могут пересекаться со студентами из других ВУЗов на некоторых базовых курсах, чтобы ознакомиться с ключевыми позициями этих дисциплин, развивая способность продуктивно и коллективно работать над мультидисциплинарными проектами.

5. Поиск сотрудничества с юридическими клиниками, лабораториями, инкубаторами и акселераторами, в которых студенты-юристы будут практиковаться с предпринимателями и даже смогут запустить собственный стартап.

6.Стремление к стратегическому сотрудничеству с юридическими компаниями, корпорациями и государственными органами, поскольку это обеспечит постоянную актуальность учебной программы и её соответствие реалиям рынка.

Эта стратегия не предназначена исключительно для зажиточных юридических школ, поскольку большинство рекомендаций можно реализовать с минимальными финансовыми затратами. Но вместо финансовых вложений потребуется сильный инновационный и предпринимательский дух со стороны лидеров юридической школы, администрации и преподавателей.

Как усовершенствовать юридическое образование с помощью технологий?

Если мы хотим построить общество, в котором каждый чувствует себя защищенным, мы должны найти способы демократизации доступа к юридическому образованию.

Говоря о доступе к юридическому образованию в США, лишь небольшая часть американских граждан может позволить себе получить юридическое образование в университете. Даже программы с заочной формой обучения обычно длятся более четырех лет и требуют нескольких ночей в неделю интенсивного обучения в дополнение к продолжительным поездкам в университет

Кроме того, значительный процент населения страны живет на огромном расстоянии от ближайшей юридической школы. Например, не существует аккредитованных Американской ассоциацией адвокатов юридических школ на Аляске. Только по одной - в Монтане, Делавэре, Гавайях, Вермонте, Неваде, Нью-Мексико и некоторых других штатах. Одним из возможных решений этой проблемы является онлайн-образование. Однако без аккредитации Американской ассоциации юристов, которая не предусмотрена для онлайн-обучения, получить степень доктора философии невозможно. Правда, часто это и не обязательно для всех юристов.

Следующая проблема состоит в том, что классические университеты часто не дают необходимых знаний. Спустя 4-5 лет очного обучения, после окончания университета студентам следует искать дополнительные знания, которые действительно нужны на практике. Это хорошо понимают команда юридических школ Стэнфорда, Притцкера и Гарварда и другие, которые внедряют инновации в свои программы и могут помочь студентам найти свой профессиональный путь.

Почему юридические школы интегрируют технологии в образование?

Мы находимся в начале гигантского мирового тренда по инвестированию юридическими школами и университетами больших ресурсов в технологические решения с целью обеспечения будущим юристам конкурентоспособности и высокого уровня подготовки. Уже сейчас минимум 10% юридических школ США обучают знаниям, связанным с использованием искусственного интеллекта. Их число будет увеличиваться по мере того, как юридические школы начнут более эффективно внедрять технологии в практику применения действующего законодательства.

Вот несколько успешных примеров:

  • В Pritzker School of Law (Northwestern University) преподавательский состав был потрясён возможностями включения технологий в свои занятия после проведенной на всех факультетах конференции, где они смогли попробовать некоторые технологии из первых рук. По результатам конференции эта юридическая школа создала центр компетенций TEaCH Law, с современными аудиториями, оборудованными большими сенсорными экранами, инструментами видеоконференций и необходимым программным комплексом, в составе Poll Everywhere, Nearpod, Solstice, Spark и Cisco WebEx.
  • Для системного внедрения автоматизированных технологий в юридическую практику Michigan State University College of Law создал LegalRnD - юридический исследовательский центр, ориентированный на инновации в праве.
  • В Cleveland-Marshall College of Law (Cleveland State University) объявили о запуске нового технологического хаба, предлагая студентам новые курсы, касающиеся Интернета вещей и кибербезопасности.
  • В инкубаторе Duke Law Tech Lab в Duke University, ряд компаний привлекли финансирование для инноваций в области юридических технологий. Одна из компаний, Skopos Labs, в прошлом году привлекла к себе внимание создав систему искусственного интеллекта, который может предсказать, пройдет ли законопроект слушание в конгрессе с точностью 65 процентов.
  • Гарвардский университет создал клинику Гарвардской юридической школы, которая помогает студентам получить знания в области консультирования клиентов, представления их интересов в суде, анализа фактов, развития навыков ведения переговоров и прочего.

Студентам-юристам следует овладевать навыками программирования, чтобы понять, как технологии могут оптимизировать их работу и облегчить процесс предоставления услуг. Они также должны отслеживать мировые тенденции, которые появляются в отрасли, и как юридические технологии могут взаимодействовать со смежными отраслями.

Legal Tech стремительно развивается во всем мире. О динамике роста инвестиций в индустрию я писал в предыдущей статье на Forbes. Помимо развития внутри экосистемы, юридические технологии начинают активно взаимодействовать со смежными отраслями. В legal tech есть большой спрос на специалистов по блокчейн, и я думаю, что одним из стартапов-единорогов станет продукт именно на стыке юриспруденции и блокчейн. Например, для технологии блокчейн в юриспруденции существует несколько возможных применений, одним из которых являются умные контракты. Британское издание The Economist назвало их «самой прогрессивной технологией, реализованной на блокчейн, которая лишь будет набирать обороты». Кроме того, лигалтек-блоги в Великобритании предсказывают, что «юридический блокчейн» станет трендом в создании правовых инноваций и обеспечении доступа к правосудию в 2019 году. Legal Nodes уже сейчас находятся на пересечении юриспруденции и блокчейна, как я писал здесь.

Более того, в мире появляются даже программы, которые направлены на обучение блокчейн-юристов. Я поговорил с Александром Журавлевым, управляющим партнером юридической компании «Эффективные Бизнес Ресурсы». Созданная ими программа называется BCL и предназначена для обучения юристов работе с различными аспектами проектов технологии блокчейн, криптовалют, регулирования ICO и продуктов Legal Tech.

Александр Журавлев: “Мы создали курс в декабре 2017 года и за это время студенты из шести потоков программы из Европы, США, стран СНГ и России успешно закончили обучение, что подтверждает высокий уровень интереса среди юристов во всем мире. Примечательно, что преподаватели курса - это практикующие блокчейн-юристы из России и Швейцарии, а также и других стран, что позволяет стереть границы и создавать международные стартапы. Также мы создали комиссию по правовому обеспечению цифровой экономики при московском филиале Российской ассоциации юристов с целью обеспечить комфортную правовую среду в РФ и поддержку высокотехнологичным проектам на государственном уровне. Надеюсь, что наш пример покажет насколько важным является взаимодействие бизнеса и правительства для внедрения технологий”.

Юристы также могут получать важные практические знания и нетворкинг на соответствующих мероприятиях. Например, по всему миру проводится множество хакатонов, юридических конференций и саммитов, на которых эксперты обсуждают различные способы применения технологий для решения правовых проблем.

Иногда, чтобы получить необходимые знания даже нет необходимости посещать мероприятия. Большой объем информации сосредоточен в вебинарах от акселераторов или стартап-школ, в Telegram-каналах вроде Future Law School, Общество Мертвых Юристов , Legal Tech и других. Startup School от YCombinator дает возможность поучиться построению бизнеса, маркетингу, установлению партнерских отношений в США и другим аспектам развития стартапа..

Еще одной важной проблемой является то, что количество юристов превышает количество рабочих мест для них. С одной стороны, legaltech решения усугубили эту проблему, но, с другой стороны, они способствуют созданию рабочих мест для специалистов, которые следуют духу времени.

Многое зависит от желания студента или практикующего юриста идти в ногу со временем. Технологии развивают мир так быстро, что программа, которая была актуальна 10 лет назад, не может иметь ничего общего с настоящим. Поэтому важно искать способы упростить предоставление услуг посредством автоматизации, следовать трендам и создавать свои собственные. Достойные проекты можно создать только понимая какие проблемы в правосудии должны быть решены. И, возможно, именно эти решения изменят мир и сделают правосудие доступным для всех.

Это только часть материала о том, как правильное образование может изменить ход вашей карьеры, давая возможность идти в ногу со временем. В будущем вместе с Денисом Ивановым мы продолжим обзор инноваций в юридическом образовании.
Продолжение следует.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда