Какие налоги должен платить партнёр «Яндекс.Такси», работающий с водителями-физлицами

Разбираемся, почему договоры между компанией-посредником и водителем могут считаться незаконными.

Как работает система

Схема работы «Яндекс.Такси»:

1. Пассажир заказывает поездку через приложение.

2. Пассажир оплачивает поездку по карте, и деньги поступают в агрегатор.

3. Агрегатор не работает с водителями-физлицами, только с Партнёрами (ООО и ИП) или водителями-предпринимателями, перечисляя им деньги от пассажира за минусом своей комиссии.

4. Эти Партнёры в дальнейшем удерживают свою комиссию и перечисляют сумму оплаты от пассажира реальному исполнителю заказа — водителю.

Следовательно, движение денег происходит по схеме «пассажир-агрегатор-водитель», если водитель зарегистрирован как ИП, или «пассажир-агрегатор-партнёр-водитель», если водитель — физическое лицо, которое заключило договор с Партнёром «Яндекс.Такси».

Платит ли «Яндекс.Такси» налоги за водителей?

«Яндекс.Такси» не работает с водителями-физлицами, потому что при выплатах им агрегатор обязан удерживать НДФЛ. Он, таким образом, снизил налоговые риски тем, что работает только с ООО или ИП и выступает агентом между пассажирами и этими ООО или ИП.

В договоре между «Яндекс.Такси» и Партнёром указано, что именно Партнёр оказывает услуги по перевозке пассажиров. На самом же деле Партнёры в большинстве случаев создаются не как Таксопарки с наёмными водителями в штате, оказывающие пассажирские перевозки, а как посредники между «Яндекс.Такси» и водителем-физлицом, оказывающие агентские услуги «по установлению взаимодействия между Сервисом „Яндекс.Такси” и Перевозчиком».

Важно! Если бы можно было на законных основаниях перечислять водителям плату за поездки без уплаты налогов с этих сумм, то «Яндекс.Такси» работал бы напрямую с водителями.

Сколько зарабатывают партнёры «Яндекс.Такси» и зачем водителю партнёр

Поскольку водители не хотят регистрироваться как ИП, они заключают договоры с Партнёрами агрегатора. Те в свою очередь получают деньги на свой счет от агрегатора и перечисляют их водителям за минусом своей комиссии. Для водителя это выгодно, потому что он получает заказы через сервис, а для Партнёра это выгодно, потому что он получает комиссию. Сумма комиссии устанавливается Партнёром самостоятельно и в среднем равна 5-10%.

Налоги «Яндекс.Такси»: кто платит государству?

В этой системе взаимодействия получается, что налог с доходов водителя не платит никто. «Яндекс.Такси» платит налоги со своей комиссии, Партнёры платят налоги со своей комиссии, водители получают деньги от Партнёров и не платят налог. Получается, что сами водители работают вне рамок правового поля, а Партнёры оказывают пособничество в незаконной предпринимательской деятельности.

Где риски

Все Агрегаторы составляют свой договор с Партнёрами так, что никаких претензий к самим Агрегаторам возникнуть не может, поскольку Агрегатор по договору — всего лишь агент, который ни за что не отвечает: ни за перевозку, ни за лицензию, ни за пассажиров. Он лишь передает сведения о заказе и принимает деньги.

А вот отвечать за всё, по идее, должен Партнёр, который по договору оказывает пассажирские услуги. Но он тоже ни за что не отвечает, потому что в договоре с водителем указано, что он тоже только агент и передает сведения от «Яндекс.Такси» водителю. Получается, что один договор противоречит другому и при налоговой проверке у инспектора может возникнуть множество вопросов по этому поводу.

Расчеты с водителями и НДФЛ

К тому же при перечислении денег от «Яндекс.Такси» водителям Партнёр может быть признан налоговым агентом, то есть налоговая может признать, что обязанность исчислять НДФЛ и перечислять его в бюджет должен именно Партнёр.

В статье 226 Налогового кодекса указано: компании (ООО или ИП), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доход, являются налоговыми агентами и обязаны удержать и перечислить налог на доходы физических лиц.

В договоре между Партнёром и водителем, как правило, есть указание на то, что водитель является выгодоприобретателем и оказывает услуги по перевозке от своего имени, а значит и налоги должен платить самостоятельно.

Но с точки зрения законодательства данный пункт можно признать ничтожным. А судебная практика сложилась таким образом, что лицо, выплачивающее денежные средства физическому лицу, очень часто судом признается именно как налоговый агент, независимо от источника выплат.

Расчеты с водителями и риски признания договора трудовым

Поскольку в договоре с «Яндекс.Такси» указано, что Партнёр является исполнителем услуг, то договор между Партнёром и водителем может быть признан притворным. Тогда налоговая инспекция может переквалифицировать агентский договор в трудовой и начислить все причитающиеся налоги с заработной платы водителя. А вместе с налогами ещё и привлечь налогового агента к ответственности за невыполнение обязанности.

Как правильно

Самыми безопасными с точки зрения налогового законодательства являются два варианта:

  • Когда водитель — зарегистрированный индивидуальный предприниматель. Он самостоятельно заключает договор с «Яндекс.Такси» и платит налог с полученных средств от агрегатора. Система налогообложения здесь может быть любой — упрощенной, патентной, ЕНВД.
  • Когда Партнёр оформляет водителей в штат компании, выплачивает им не агентское вознаграждение, а заработную плату, уплачивая в бюджет налоги и взносы с заработной платы водителя. Вся сумма поступлений от «Яндекс.Такси» в таком случае будет суммой доходов. Однако такая схема является убыточной и нежизнеспособной, поскольку уплаченные налоги будут в разы превышать вознаграждение, которое платит «Яндекс.Такси» партнёрам

Выводы

Рисковать или не рисковать — каждый владелец бизнеса решает сам. Риски посреднического договора с водителями при работе с «Яндекс.Такси» следующие: риск признания Партнёра налоговым агентом по удержанию НДФЛ и риск признания договора с водителем притворным, что влечёт за собой взимание не только налогов, но и штрафа за неудержание и неперечисление НДФЛ (и, возможно, взносов).

0
74 комментария
Написать комментарий...
Alex Okara

Поправка, как схема где ЯТ не хочет оплачивать 38 процентов и нести ответственность за поездку. ЯТ позиционирует себя как бесплатный сервис с миллиардными оборотами. Надеюсь, что государство примет поправки о ЗЗПП и назовут его как и UBER в Бельгии таксопарком.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Шевелева
Автор

да, я думаю что скоро внесут поправки, поскольку получается что ЯТ зарабатывает, а если что виноват водитель, в том числе и за то, что налоги не платил

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Сергей Кузин

Пркомментирую. Все правильно, но как то мягко.

Исходя из смысла абз. 9 ст. 2 закона "О безопасности дорожного движения" и ч.1 ст. 9 "закона о такси" (96-ФЗ) за рулем такси может находиться либо работник "владельца" разрешения, либо ИП со своим разрешением. Т.е. никаких физ. лиц, взявших в аренду "авто с разрешением" или бомбящих на своем авто по чужому разрешению быть не может. По своему правовому статусу это незаконые предприниматели. Причем не только 14.1 КоАП РФ, многие из них перешагнули рубеж, за которым следует уголовная ответственность - ст. 171 УК РФ. Если не понятно, читаем Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве", согласно которому "под доходом в статье 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности".

А вот те, кто сдает им в аредну "авто с разрешением", все эти т.н. "подклчашки" вполне подпадают под организаторов и пособников незаконной деятельности. А учитывая масштабность, но можно говорить и об организации преступного сообщества ( 210 УК РФ. ).

Далее. Согласно ст. 6 УАТ, при перевозке пассажиров и багажа должен быть оформлен путевой лист. Исходя из смысла упомянутых статей ст. 2 закона "О безопасности дорожного движения" и ч.1 ст. 9 "закона о такси" и Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152 (ред. от 21.12.2018) "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" путевые листы могут выписывать только работодатели в отношени работников и ИП в отношении самих себя. Такое же мнение и у департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта при Минтрансе. Но так как нет работником, то мы имеем либо с подлогом путевых листов (292 УК РФ) либо с подделкой (327 УК РФ). Смотря кто эти листы выписывает. Я уже не говорю про липовые штампы и подписи медиков и техников на путевых.

Так что рынок такси в РФ - это целый букет статей УК.

Теперь о налогах. Вообще то схемы, которые используются при движении денего от пассажира к водителю настолько примитивны, что непонятно, почему налоговики закрывают на них глаза. Ведь импользуется два агентких соглашения. По первому Яндекс в качестве агента принимает денежные средства у фрахтователя и перечисляет их своему партнеру (подключашке) - пункт 4 договора Яндекс с партнерами https://yandex.ru/legal/taxi_offer/ . Т.е в данном случае источником дохода явлется фрахтователь (пассажир), а получателем - партнер Яндекса. Но уже на уровне партнера заключается еще один агентский договор, в котором источником дохода указывается либо Яндекс, либо фрахтователь, а получателем - физлицо - водитель. Т.е явное уклонение от уплаты налогов и уход от обязанностей налогового агента - достаточно сравнить два договора. По таким схемам ранее нередко возбуждались уголовные дела, но почему налоговая здесь закрывает глаза - непонятно.

Ни еще про самозанятых можно, здесь Яндекс обнаглел дот такой степени, что решил подменить собой законодателя. Но это я автору прокомментировал в другом месте.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Okara

Нещадно плюсую за такой комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Privet

Здравствуйте. Отличный коммент. Меня тоже удивляет что на это не кто не обращает внимание. По этой причине многие и не оформляют все по закону, так как какой смысл брать на себя риски которые несёт ИП, и одновременно конкурировать с гасторбайторами нелегалами которым не чего этого не нужно, кстати за счёт их огромного количества агрегатары берут непомерную по соотношению к цене поездок комиссию. При соблюдение только существующего закона, обычный легальный перевозчик получал бы от 500 до 1500₽ к основной выручке, что несомненно сказалось на качестве услуг. И я не поверю что в правительстве этого не понимают. Судя по их поведению у них в приоретете, в первую очередь интересы агрегаторов, вторую пассажиров, водителей хорошо если в третию.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Снова юристы написали статью для юристов, а не для предпринимателей.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Набег обозлённых таксистов в комменты через три, два...

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Vinogradov

С точки зрения государства, лучше, чтобы деньги шли через Яндекс такси, чем через бомбил. Если делать всё по закону, то стоимость поездки увеличиться минимум на 13%(ндфл), а при желании государства на 40-60%. Но государству выгодно обеление денег и хоть какие-то налоги с деятельности такси.
ИП — рабочий вариант, но во-первых не все таксисты готовы платить 36 238 руб пенсионных отчислений + 1% свыше 300 000 р.+6%усн или патент, во-вторых нужно сдавать декларацию, а это тоже марока.
Оптимальное решение сейчас — налог на профессиональный доход(налог для самозанятых) — 6%. Но пока в тестовом режиме.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кузин

Зато они готовы платить 4% с дохода))))

Какой патент, какая УСН? Вмененка. 36 т.р. с любого дохода! ВСе!

Только для рентабельности перевозок тариф должен быть выше на 30-70%!!! Есть выкладки экономистов, есть опыт еще советских таксистов, но все они сходятся на одной цифре - 1 км пробега должен равняться 1 л. бензина. А сегодня еще плюс процент самих агрегаторов. Это при условии, что таксист - ИПэшник. Все что ниже - убыточно. При таком тарифе с учетом пустых пробегов (а в такси они неизбежны !!!!!) у таксиста остается 35 р. за километр, что позволяет и машину обслуживать и зарабатывать. Сегодня же даже в комфорте у людей получается 20 р. на километр, при том, что себестоимость около 10 р. А 20 р. за км - это до первой поломки автомобиля или ДТП. Если повезет, заработает, не повезет, в убытке.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Privet

Я отвечал выше, нет никакой мароки в регистрации и видение ИП, для человека которого такси является основным родом деятельности, ИП с правильным налоговым режимом будет выгодней чем платить 4% как самозанятый, проблема в том что его делать не имеет смысла, потому как огромное количество нелегалов работают через агрегаторов и по большому счету им не чего не грозит максимум штраф 5000р, в связи с этим тарифы на грани рентабельности и большие аппетиты агрегаторов. Для ИП огромные штрафы, плюс ответственность своим имуществом. В данный момент, к примеру если нелегала в желтом авто поймают без путевого листа ему выпишут штраф 500р. ИП 60000. А путевой лист с отметками медиками и технического специалиста не кто не делает, так как это дополнительные траты, а самое главное время, которое в этой сфере очень дорого. И ещё много нюансов. По сути работать через свое ИП выгоднее не то что, как самозанятый, но даже выгодней чем через прокладки - обналички агрегаторов. Но риски и требования не сопоставим с получаемым доходом от этого предприятия. По большому счету те дополнительные 30% которые должны оседать в кармане легального водителя и позволили ему соответствовать всем требования оседают сейчас на счетах агрегаторов.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Димка

Усн уменьшается на 100% с пенсионных отчислений, то есть 6% и в том числе ПФР

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Шевелева
Автор

Ответ очевиден - чтобы водителю ездить законно, нужно оформляться как ИП. Остальные схемы вне рамок правового поля.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Alex Okara

У меня есть случай, когда при незаконном поведении водителя ЯТ все претензии отправлял к партнеру. Но самый главный вопрос, на который я так и не получил ответ, а в чьей собственности на момент поездки находилась машина, брендированная ЯТ. Если партнёр не берет на работу водителя, то вся схема выглядит как желание не брать на работу водителя и не оплачивать НДФЛ.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

В момент поездки: у Яндекса. Ведь именно он получает основную прибыль с сервиса, а также он даёт заказы, распределяет водителя по ним, предлагает маршруты.
Поэтому все претензии именно к нему,родимому.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Владислав Владислав

Яндекс такси это не такси!У них нет ни одной машины они просто тупо дербанят деньги!яндекс такси всего навсего мобильное приложение и все!За то комисия у них за это приложение 30-40% и цены они опускают за поездку!не неся ни каких расходов!не покупая бензин не платят за аренду машин не платят за страховку ТО и многое другое!Яндекс такси это шакалы!

Ответить
Развернуть ветку
Артём

А вот и первый водитель:)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
AS

Расходы на привлечение клиентов, инфраструктуру и разработчиков мы учитывать, конечно же, не будем.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Панков
В статье 226 Налогового кодекса указано: компании (ООО или ИП), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доход, являются налоговыми агентами и обязаны удержать и перечислить налог на доходы физических лиц. В договоре между Партнёром и водителем, как правило, есть указание на то, что водитель является выгодоприобретателем и оказывает услуги по перевозке от своего имени, а значит и налоги должен платить самостоятельно.

Не совсем понятно с пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, который гласит, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
И текстами договоров с таксистами, где обычно пишут:

Агент не является налоговым агентом для Принципала. Принципал обязуется самостоятельно исчислять и уплачивать налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством.

Объясните, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Шевелева
Автор

агентский договор налоговые органы могут переквалифировать в трудовой или ГПХ, по факту он им и является

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
AS

Вопрос такой: как часто реально налоговая привлекает к ответственности партнеров? Кому-нибудь известны случаи?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Кузин

Их нет. Почему? Потому что используются фирмы-прокладки. Схема чуть сложнее, чем описала автор. Сам прямой партнер Яндекса может быть вполне легален. И у него может быть десяток таксистов, устроенных по трудовому договору. Но остальные машины он тупо сдает в аренду. При этом разрешения на эти авто оформлены на какое нибудь ООО - прокладку или ИПэшника из Калмыкии (90-летняя бабушка). Деньги тоже не переводят на прямую, а вначале еще одной прокладке (тоже левое ООО или ИПэшник, которые через пару тройку лет работы прекращают деятельность), которая уже переводит водителю.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Потапова

Соглашусь яндекс с партнёром забирает 30%

Получается на остальные 70% покупка машины, ремонт, зарплата водителю, бензин мойка и т.д.
И при этом если что виноват водитель.

Поэтому им работать приходиться по 14 часов. И о какой безопасности может идти речь.

Это перебор.

Они взвентили цены что lPO провести.
Им это скоро аукнесть, в правительстве не любят тех кто слишком много зарабатывает.

Ответить
Развернуть ветку
Артём

Чуть выше комментатор писал, что надо работать от 16 часов, вы пишете, что по 14 часов. Кто из вас врет?:)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Агрегаторам таким проще работать через какой-нибудь BVI, и слать платежи сюда как это делают другие компании, или вообще на пионер, другие платежки, и пусть тут таксисты танцуют как хотят, собственно ничего бы не поменялось, но хотя бы себя от риска уберечь. Единственное на таких гигантских оборотах, уже находясь на радарах могут быть проблемы.

А вообще не думаю, что ЯТ что-то угрожает, гос компания по сути, а конкурентов западных не осталось.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Димка

Схема отношений одна и судебная практика должна исходить от неё без каких-либо оговорок: Поставщик услуг - Яндекс такси, Пользователь (покупатель) - пассажир, агент услуг (подрядчик) - водитель. Агент за вознаграждение в 60-80% осуществляет услугу по поручению Поставщика для оказания услуги Пользователю. Агент берет на себя обязанность содержать в удовлетворительном состоянии имущество, а Поставщик берет на себя обязанность нести все расходы по организации услуг, а также предоставлять заказы Агенту от Пользователя, который обязуется оплатить 100% стоимость услуг. Таким образом, Яндекс является поставщиком услуг, нанимает агентов за вознаграждение, чтобы те от имени поставщика осуществили услугу. Тогда станет понятна схема определения стоимости услуги, которую агрегатор навязывает водителям. Если верить тем словам, которые Яндекс доносит, то водитель является не агентом, а поставщиком, за то сами себя называют агентами и получается что водитель платит агентское вознаграждение Яндексу, при этом как поставщик он не назначает стоимость оказания услуг, с которой Яндекс молча должен соглашаться. В связи с вышеизложенным, пришёл к выводу, что Яндекс нагло уклоняется от обязанности уплаты налогов, перекладывая её на другие (подставные организации), преднамерено подменяя понятия, тем самым нарушая законодательство РФ. Решив данную проблему, назвав всех участников рынка своими именами, мы избавимся от черных схем в сфере такси и непосредственные исполнители услуг будут в правовом поле, а не как сейчас 100% нелегалы. P.S. Агенты не являются налоговыми агентами, за всё несет ответственность организатор и по налоговым отчислениям в том числе

Ответить
Развернуть ветку
Влада Егорова

На р/с ИП пришли деньги от Яндекс Такси как  возврат поставщику. Какой операцией проводить это поступление в 1с 8.3 бух ?

Ответить
Развернуть ветку
Находки для разработчиков

штраф + оплатить долг по налогам, либо тюрьма

Ответить
Развернуть ветку
Новикова Оксана Владимировна

Так и не поняла - как ИП на УСН 6%, являющимся прямым партнером Яндекс Такси (Агент) платить налоги? С той суммы которая поступила мне на расчётный счет от Яндекс такси или с той суммы которую они указывают в отчёте за месяц - получено от Пользователей а адрес Принципала?

Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда