Право
Дарья Хохлова

Что ждет игровые компании в Европе с введением новых правил уплаты налогов Статьи редакции

В странах Евросоюза с нового года вводится новый механизм расчета и уплаты VAT (value-added tax). Теперь для игровых разработчиков ставка налога на добавленную стоимость будет зависеть не от места регистрации продавца, а от местонахождения потребителя. 

Елена Сакова, специалист по международному стратегическому развитию платежного сервиса Xsollaрассказала о том, на кого распространят свое действие новые правила и какие технические трудности могут возникнуть перед российскими компаниями в результате этой реформы.

Продажи игр и игрового контента в странах Европы всегда — а в сегодняшних рыночных условиях особенно — выгодны для разработчиков и издателей. И если в вопросах непосредственно разработки игр под пользователей с отличным от российского менталитетом, для выхода на иностранный рынок и маркетинга на иностранном языке у разработчиков достаточно собственных знаний, то в юридических и финансовых тонкостях им нередко необходима консультация.

Кого коснутся поправки в налоговое законодательство ЕС

С 1 января 2015 года в силу вступают новые правила, регулирующие порядок определения и уплаты VAT в странах Европейского Союза. Ставка VAT для всех осуществляющих B2C-продажи компаний будет зависеть не от места регистрации продавца, а от места нахождения потребителя. То есть при продаже одного и того же виртуального предмета ставка налога будет разной для игроков из разных стран ЕС. Помимо ставки, изменения также коснутся порядка уплаты и последующего возмещения VAT.

Поправки, внесенные в Директиву 2006/112/EC, направлены на регулирование рынка электронных товаров и услуг. Изменения ставят перед собой целью создание равного налогового режима для европейских и иностранных компаний и, как следствие, должны привести к честной конкурентной борьбе за европейских пользователей.

На кого распространятся новые правила

Каждая компания, осуществляющая продажи европейским пользователям (B2C), обязана пройти регистрацию в установленном порядке и получить так называемый VAT-номер.

Требование о регистрации и уплате VAT не зависит от числа продаж или величины полученных доходов и распространяется на всех продавцов электронных товаров и услуг. Другими словами, если хотя бы один житель ЕС перечислил вам деньги за виртуальный предмет, именно вы несете ответственность за правильный подсчет и уплату VAT с данной покупки.

Директива детально раскрывает перечень продуктов, относящихся к электронным товарам и услугам — в частности, к ним относятся программное обеспечение, цифровой контент, скачиваемые компьютерные, мобильные и онлайн-игры. Полный перечень содержится в разъясняющем документе.

Кто несет ответственность за уплату налога 

Согласно Директиве, ответственность за правильный расчет суммы VAT и его уплату в отношениях B2C несет поставщик электронных товаров и услуг. Именно поэтому крайне важно четко определить, является ли транзакция B2C, особенно при работе с Европейскими посредниками.

Особое внимание хочется обратить на тот факт, что даже в случае сотрудничества с платежными провайдерами в странах ЕС, ответственность за уплату налогов несут непосредственно разработчики и издатели игр, если они указаны на чеке в качестве поставщика.

Оказание европейскими компаниями услуг исключительно по переводу денежных средств от пользователей не предполагает их ответственности за исчисление и уплату VAT.

Еще одной немаловажной особенностью нововведений является тот факт, что страны ЕС в разной форме приводят свое национальное законодательство в соответствие требованиям Директивы, что выражается в создании различных административных режимов и мер ответственности за ее несоблюдение. Например, в Бельгии предполагаются самые высокие штрафы — до 200% от суммы налога.

Как привести деятельность в соответствие с новыми правилами 

У зарубежных поставщиков имеется два варианта регистрации в качестве плательщика VAT, если у них нет действующего VAT номера и постоянного представительства в странах ЕС:

  1. Игровая компания может на свое усмотрение пройти процедуру регистрации в каждом из государств, на территории которых осуществляются или планируются продажи. 
  2. Можно воспользоваться упрощенной формой регистрации MOSS, которая позволяет выбрать любое из государств-членов ЕС для регистрации и последующей отчетности и уплаты VAT. Регистрация MOSS уже доступна на порталах налоговых органов государств ЕС.

Компании, зарегистрировавшиеся до конца 2014 года, смогут уже с начала 2015 подавать отчетность и платить VAT в выбранной стране. Если же заявление на регистрацию будет подано в 2015 году, по общему правилу, оно вступит в силу с начала следующего календарного квартала.

Однако если вы планируете осуществлять продажи европейским пользователям до момента вступления в силу регистрации в рамках MOSS — необходимо уведомить государство регистрации до 10 числа месяца, следующего за датой совершения первой продажи. В противном случае отчитываться по VAT за продажи, совершенные с начала 2015 года и до вступления регистрации в силу, придется в каждом из государств, где покупки имели место.

Какие технические трудности могут возникнуть 

Несмотря на очевидные плюсы, которые призвана привнести Директива, она также породила ряд проблем для поставщиков электронных товаров и услуг:

1) Особенной подготовки требует реализация механизма определения местонахождения пользователя. Существует примерный перечень информации, которая может использоваться для определения местонахождения игрока и презумпций его положения, однако техническая разработка и запуск подобного механизма требует дополнительных затрат (в том числе и временных).

Специально с учетом грядущих изменений в законодательстве ЕС, Xsolla разработала умный алгоритм идентификации местонахождения пользователя. Он автоматически определяет ставку VAT непосредственно в момент совершения покупки.

2) Необходимо получать, обрабатывать и хранить (сроком до 10 лет) информацию, идентифицирующую пользователя. Это представляет ещё большую сложность для игровых компаний — мало построить необходимую инфраструктуру, нужно еще и обеспечить её соответствие европейскому законодательству в сфере защиты персональных данных.

Что делать с ценами 

Довольно долгое время крупные российские компании открывали представительства в странах с наиболее благоприятным налоговым режимом: Кипр, Люксембург (ставки VAT одни из самых низких в Европе). Это помогало оптимизировать величину подлежащего уплате VAT, оставляя цены одинаковыми и низкими для пользователей всех стран ЕС.

Новые правила вынудят издателей либо платить VAT в большем размере, оставляя цены для пользователей на прежнем уровне, либо повышать цены для игроков, что может негативно сказаться на объемах продаж.

По данным опроса, проведенного KPMG, 75% респондентов, на которых распространятся нововведения ЕС с 2015 года, планируют поднять цены для пользователей. Кстати, с помощью технического решения, разработанного Xsolla, настраивать и изменять цены в игровом магазине стало очень просто.

На сегодняшний день сложно прогнозировать, как изменения в европейском законодательстве скажутся на работе российских игровых компаний за рубежом. Тенденция к увеличению цен и дополнительные издержки на поддержание работы компаний, несомненно, наблюдается, однако, я полагаю, это не повлияет на спрос на игры и, соответственно, не приведет к снижению доходов разработчиков.

0
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Сакова - огонь

1

Сорри, но кто то должен был это сделать)

1

Вы не нашли перевод аббревиатуры VAT?

1

Я правильно понимаю, что если работаешь через Фейсбук или Стим или Xsolla, платформа сама возмет на себя подсчет этого нового налога и вычет его?

0

все зависит от модели сотрудничества с той или иной платформой/посредником. подробнее описано здесь http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2013:284:0001:0009:EN:PDF

Xsolla полностью берет на себя решение всех вопросов, связанных с Европейским VAT, включая автоматическое определение места положения пользователя, расчет и уплату соответствующей суммы налога.

1

Комментарий удален

А что если налог не платить? Каким образом ЕС будет находить и наказывать злоумышленников, особенно компании расположенные в далеком офшоре?

0

деньги, полученные от Европейских пользователей, оффшорной компании будет перечислять Европейская платежная система/посредник. Собственно, после выставления требования об уплате налога и штрафа такому посреднику, требования очевидно будут переадресованы дальше по цепочке.

0

секретарские конторы "тихих гаваней" стоя аплодируют авторам поправки

0

Комментарий удален

А если у юр.лица, зарегистрированного в одной из стран ЕС, нет НДС? (сфера деятельности: продажа IT услуг, продажа расширений для CMS / приложений для гаджетов)

Обязательно ли фирме иметь VAT номер для продажи цифрового контента?

0
Читать все 9 комментариев
Кнопка 112 — приложение с определением адреса и большой кнопкой вызова
Финалисты 6-го отбора RITA
Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

«СберМегаМаркет» не возвращает деньги

Имею небольшое количество заказов на данном маркетплейсе и столкнулся с фактом, который можно расценивать как мошенничество, о котором решил предупредить других клиентов и потенциальных клиентов данной площадки. Если кому-то лень читать, то можете сразу промотать до конца данного текста - там вывод.

Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

"Тестировщик" – это просто
42 % и 20-5-3: рецепты от выгорания и что делать, если истощения на работе избежать не удалось

Привет! Меня зовут Евгения, я редактор лектория Сигнум. Расскажу, как можно предотвратить эмоциональное и умственное истощение на основе правил 42 процентов и «природной пирамиды». Поговорим также о том, что делать, если выгорание уже случилось.

Документы сгорели, а главный свидетель выпал из вертолёта: история золотого месторождения, стоившего акционерам $3 млрд Статьи редакции

Проект разработки «крупнейшего золотого месторождения» компанией Bre-X на острове Борнео оказался мошенничеством на миллиарды долларов, за которое так и не смогли никого наказать.

Команда Bre-X на Борнео, около 1997 года, слева направо: менеджер участка Джером Альто, старший вице-президент Джон Фельдерхоф, менеджер по разведке Майкл де Гузман и геолог Сезар Пуспос Сalgary Herald
@АнтиспамБот — когда ты реальная заноза в з@днице, или как давали отпор «П0шлым_Дев4енкам»

Прошло меньше двух недель с того дня, как в статье на vc.ru я рассказал про @antispamname_bot, предназначенный для борьбы со спамом в никнейме юзеров телеграмма вида «PEАЛЬНЫЕ_ZНAКОМСТVА» и «ПОИСК_PAPTHЕRОV».

Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

Истории поиска product/market fit от основателей Netflix, Uber, Airbnb и других успешных компаний Статьи редакции
null