{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что делать, если банк заблокировал расчетный счет

Если банк заблокировал расчетный счет со ссылкой на 115-ФЗ – это значит, что все ваши расходные операции по нему приостановлены до выяснения обстоятельств. От такой ситуации никто не застрахован. Предлагаю краткую информацию о том, что делать, если банк заблокировал расчетный счет или отказывается проводить операции.

На основании 115-ФЗ, а также в соответствии с рекомендациями Росфинмониторинга и Банка России (ЦБ РФ) коммерческие банки имеют право, а в некоторых случаях и обязанность блокировать счет или отказать в проведении операции клиента в случае выявления признаков неблагонадежности. Критерии оценки были описаны ранее в статье «Как избежать блокировки расчетного счета банком».

Предлагаю следующий алгоритм действий:

1 этап. Выяснить конкретную причину блокировки счета или операции.

Это можно сделать по телефону, а лучше письменно в виде официального запроса. Если ранее коммерческие банки были вправе не сообщать причины ограничений движения денежных средств по расчетному счету, то 30 марта 2018 г. вступил в силу Федеральный закон №470-ФЗ, внесший изменения в 115-ФЗ, по которым клиенты имеют право запрашивать в кредитных организациях, а банки обязаны предоставлять информацию о причинах применения мер ПОД/ФТ.

2 этап. Выяснив конкретные причины, необходимо дождаться от банка официального запроса. После получения запроса банка рекомендую оперативно предоставить пояснения и документы.

Если запроса нет и не будет, то необходимо предоставить пояснения и документы в зависимости от установленный причины проблем:

Основная суть данного этапа – убедить банк в легальности и наличии экономической целесообразности ваших операций, подтвердить это документально. Документы рекомендую предоставлять с подробной описью и отметками о дате приема.

3 этап. Предоставив все необходимые пояснения и документы в банк, дождаться решения банка.

Согласно 115-ФЗ банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы в срок не позднее 10 рабочих дней, а также сообщить свое решение. Если счет разблокирован – сделать «работу над ошибками» и работать дальше, в противном случае переходить к следующему этапу.

4 этап. Если на счете заблокирована существенная сумма денег, то необходимо проработать вопрос с этими деньгами.

Даже если счет заблокирован по 115-ФЗ, в большинстве случаев деньги с этого счета можно направить на выплату налогов, взносов, пеней, штрафов, зарплату сотрудникам, больничных и т.д., то есть на первоочередные платежи, перечисленные в ст.855 ГК РФ. С заблокированного банком счета зачастую можно даже снять деньги, например, на зарплату сотрудникам, предоставив зарплатную ведомость и платежные поручения на оплату НДФЛ.

Если банк примет решение о закрытии расчетного счета, то можно перевести денежные средства на счет в другом банке, но делать это нежелательно. Во-первых, зачастую это «дорогое удовольствие», как правило, банки позволяют подобные перевода по повышенным тарифам. Во-вторых, при переводе денежных средств с соответствующим основанием платежа можно попасть под особый контроль в новом банке, а значит, повышается риск очередной блокировки.

5 этап. Получив официальный отказ от банка в снятии всех ограничений по счету, на основании п.13.5. ст.7 115-ФЗ можно обратиться в Межведомственную комиссию при ЦБ РФ, которая состоит из ЦБ и Росфинмониторинга, с жалобой и документами, подтверждающими необоснованность решения банка.

Срок рассмотрения жалобы и принятия решения в данном случае не должен превышать 20 рабочих дней. Стоит отметить, что согласно п.3.7. Указания ЦБ РФ от 30.03.2018 N 4760-У заявитель/его представитель может присутствовать на заседании при рассмотрении его жалобы. Важно то, что повторно одни и те же вопросы Межведомственная комиссия не рассматривает, и через Межведомственную комиссию можно оспорить только официальный отказ банка.

6 этап. В случае отрицательного решения Межведомственной комиссии, при наличии высокой уверенности в своей правоте и «чистоте», стоит обратиться в суд

по вопросу обжалования действий банка, взыскания убытков с банка за неправомерные блокировку счета и/или отказ от проведения операции. Как показывает арбитражная практика, в настоящее время бремя доказывания обоснованности причин блокировки счета или операции лежит на банке.

Пиши комментарии и вопросы, подписывайтесь.

Ещё больше интересной и полезной информации можно получить на сайте:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда