{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Законопроект о суверенном рунете принят во втором чтении: что изменилось после правок Статьи редакции

Депутаты считают, что итоговый вариант законопроекта «является компромиссным с учетом всех мнений».

Госдума приняла во втором чтении законопроект об обеспечении устойчивой работы российского сегмента интернета в случае отключения от глобального интернета. За документ проголосовали 320 депутатов, против — 15. Трансляция заседания велась на сайте Госдумы.

Законопроект внесли в Думу в декабре 2018 года сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, и депутат ЛДПР Андрей Луговой. Авторы предлагают создать инфраструктуру, которая, по их мнению, позволит сохранить работу рунета в случае отключения от международных серверов.

В случае принятия документ позволит российским властям контролировать точки соединения российского сегмента интернета с глобальным. Он обязывает всех операторов связи установить оборудование, которое будет фильтровать трафик и блокировать запрещенные ресурсы.

Законопроект прошел первое чтение 12 февраля 2019 года, но правительство потребовало учесть ряд поправок ко второму чтению — изменения в законопроект депутаты подготовили 9 апреля и дополнили 10 апреля.

Как изменился законопроект ко второму чтению

  • Появилась дата вступления законопроекта в силу — 1 ноября 2019 года.
  • Из-под действия закона выведены внутренние сети компаний и организаций, не подключенные к интернету.
  • Законопроект наделяет правительство функциями регулятора — оно будет определять вопросы установки, эксплуатации и модернизации «технических средств противодействия угрозам» в сети оператора связи.
  • Утверждением требований к обеспечению функционирования точек обмена трафиком будет заниматься Минкомсвязи совместно с ФСБ. Изначально планировалось передать эти функции вместе с функциями регулятора Роскомнадзору.
  • Управление сетью в «критических» ситуациях будет брать на себя специальный центр мониторинга — подведомственная Роскомнадзору служба. Центр будет обладать информацией обо всей российской инфраструктуре связи, и будет создан к концу 2019 года, пишет «Ведомости».
  • Оборудование для «противодействия угрозам целостности и безопасности рунета» теперь должны устанавливать только операторы связи. В законопроекте указано, что установкой будет заниматься Роскомнадзор «на безвозмездной основе». Как будут управлять маршрутизацией владельцы автономных систем (владельцы групп IP-сетей, такие как Яндекс) в законопроекте не уточняется.
  • С операторов связи снимается ответственность за проблемы из-за внедрения нового оборудования. Если клиент оператора обращается в суд из-за плохого обслуживания, оператор связи может запросить у Роскомнадзора сведения «о функционировании технических средств противодействия угрозам» .
  • Также операторы связи освобождаются от обязанности ограничивать доступ к сайтам с запрещенной информацией, если в их сети установлено оборудование для противодействия угрозам.
  • Правительство возьмет на себя ответственность за определение моделей угроз и «критических ситуаций». В текущей редакции документа этих определений нет.
  • В отдельном пункте законопроекта появилось требование блокировать сайты, на которых нарушается законодательство по обработке персональных данных россиян.
  • Теперь использовать российскую криптографию обязаны только госорганы и информационные системы — «Госуслуги», сайт госзакупок и так далее. Срок вступления закона в силу — 1 января 2021 года. В первой версии закон обязывал использовать российскую криптографию организаторам распространения информации, таким как Яндекс, «ВКонтакте», Telegram и другим.
  • Законопроект предлагает создание национальной системы доменных имен. Её созданием, правилам использования и предоставления доступа к информации займётся Роскомнадзор.
  • Роскомнадзор определит группу доменных имён, которая составит российскую национальную доменную зону. С 1 января 2021 года операторов связи обяжут пользоваться национальной доменной зоной.
  • Третье чтение законопроекта назначено на 16 апреля 2019 года.

Первое: сразу видно, что у них нет никаких моделей угроз, и большинство правок — политические. Какие-то были поползновения и обсуждения по этому закону, и все правки прошли в формате «как бы чего не случилось», хотя общий смысл остался без изменений.

Второе: я не верю в маршрутизацию, пока это будет готово, закон могут несколько раз отменить. Плюс будут расходы на оборудование, его установку и сертификацию. Как с «пакетом Яровой» — где он? А закон уже год, как в силу вступил, уже год, как всё должно писаться. Нет оборудования, оно не сертифицировано. И с маршрутизацией будет тоже самое, и её я не очень боюсь, хотя могу и ошибаться.

Зато DPI-фильтры для блокировок — первое, что появится по новому законопроекту. Для пользователей это самое негативное.

Если сейчас можно получить информацию о заблокированных адресах через реестр запрещенных сайтов, и проверить, это сбой или заблокированный адрес. Но теперь никакой информации на эту тему не будет, общественный контроль за ситуацией практически невозможен.

Вся система блокировок станет черным ящиком и останется только гадать, это технический сбой или блокировка. И вместе с ним исчезнет просчет рисков сопутствующего ущерба от блокировок. Что-то не работает. Пропала информация. Почему, когда, что делать — не известно.

Блокировки будут полностью безнаказанными и не контролироваться вообще никак. Никто не будет нести ответственности за сбои. Вот кто-нибудь понес ответственность за прошлогодние сбои? Ситуация никак не изменится, просто будет ещё и законодательно прописано.

Так получилось, что к моменту, когда законопроект стал выходить в публичное поле, Роскомнадзор оказался вообще единственным, кто оказался к нему готов. По тому, что написано ко второму чтению, у Роскомнадзора есть всё. Они четко представляют, как закон будет выглядеть в их части, и что они будут делать с блокировками.

Для них угроза — это информационная угроза. Мы говорим об угрозе хакерской, а они — об информационной, это видно. Политика, Telegram и всё остальное. Черезвычайная ситуация — это Telegram.

Филипп Кулин, член рабочей группы «Связь и ИТ» экспертного совета при правительстве России и создатель сайта «Эшер II»
0
262 комментария
Написать комментарий...
Андрей Смирнов

Дожить бы до времен, когда РКН с позором расформируют, как структуру, препятствующую развитию страны.

Ответить
Развернуть ветку
Джек Воробей

первое - при чем тут ркн? второе - что плохого в автономном интернете?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Людей то же можно понять, учитывая историческую специфику - взять к примеру КГБ, верхушка партии сгнила, а они все диссидентов ловили. Иначе говоря, власти видят большую угрозу в собственном населении и будут стремиться применить новый мощный инструмент в своих целях, а именно в целях публичного не распространения компромата.

Ответить
Развернуть ветку
Джек Воробей

Лол. а что, кто-то заставляет быть в автономном интернете чтоль? Кого понять? идиотов, которые кудахчат не понятно по какой причине, не понимая о чем они кудахчат?

руинтернет это как карта МИР среди карт ВИЗА и МАСТЕРКАРД.
Если бы рф отключили от системы SWIFT, по приказу запада, то в РФ начался бы колосалный йопт. Потому и система МИР была создана.

Также и тут, автономный интернет создается не для замены обычному, а для дополнения, на всякий случай.

тут подробнее - https://vc.ru/legal/64101-zakonoproekt-o-suverennom-runete-prinyat-vo-vtorom-chtenii-chto-izmenilos-posle-pravok?comment=1172156

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Сначала примут закон, потом начнут принимать поправки к нему, конечная цель (пару лет назад об этом писали) - контроль трансграничного трафика. "Автономный интернет" - это не дополнение к существующей сетевой инфраструктуре, а изменение существующей структуры. Аналогия с картами неверная - элементарный сбой в работе оборудования которым за казенный счет (это, по моему, самый существенный момент в правках) оснастят операторов связи, приведет к тем же результатам что и массированная атака от потенциальных врагов. Если скажете что сбоя быть не может - вспомните:
- переполнение в системе «Ревизор»;
- сбой в работе в работе касс (опять переполнение фискального регистратора)
- сбои в ЕГАИС
и т д
Во всех случаях были реальные (а не ожидаемые) убытки, и все из за инициатив государства. Причем, традиционно, государство и законодатель никакой ответственности не несут. Ожидаемый закон тоже потенциально опасен, так как вероятней что не злобный агрессор заблокирует нам интернет, а мы сами, в очередной раз, чебурахнемся из за ... - ищи стрелочника.

Ответить
Развернуть ветку
Джек Воробей

*фейспалм

ну вот когда примут, тогда и кудахтай. Ты расписал какую-то генерацию случайной херни, если честно, которая не то чтобы исключена, но маловероятно пестец.

Потенциально опасно вобще всё в принципе, как и карандаш лежащий на твоем столе. Он может быть орудием убийства тебя. что теперь, запретим карандаши? Может давай запретим оружие, солдат? солдаты это ведь слуги государства. а они ведь могут сделать переворот.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Popov

Жаров, ты?

Ответить
Развернуть ветку
259 комментариев
Раскрывать всегда