Как компания может обмануть самозанятого
И что делать самозанятому, чтобы у компании не получилось
Привет, это Консоль.Про. Мы помогаем компаниям сотрудничать с исполнителями: автоматизируем подписание договоров и заданий, проводим оплаты, формируем чеки и акты, чтобы всё было удобно и по закону.
Когда самозанятые и бизнес сотрудничают, для обеих сторон есть риски. Например, исполнители могут аннулировать чеки, потерять статус самозанятого или выдать чужой результат за свой. Из-за этого у компании будут проблемы — как ей защититься, рассказали в другой статье.
У самозанятых тоже есть риски при сотрудничестве с компаниями. Например, компании могут прикрывать трудовые отношения гражданско-правовыми или предусматривать огромные штрафы за всё на свете.
Рассказываем, как компания может обмануть самозанятого и как от этого защититься.
Способ обмана 1: компания прикрывает трудовые отношения гражданско-правовыми
Что делает компания
Намеренно привлекает самозанятого не на конкретные задачи, а на фуллтайм-работу. То есть подписывает договор ГПХ с исполнителем, а условия у него как у сотрудника в штате. Например, самозанятого обязывают оказывать услуги по графику с 9 до 18, выплачивают вознаграждение не за результат оказанных услуг, а за потраченное время, дважды в месяц, причем одну и ту же сумму.
По закону так нельзя. Если правоотношения с самозанятым фактически будут трудовыми, компанию ждет переквалификация отношений, штрафы, доначисления налогов и страховых взносов.
Так закон защищает исполнителя. Компания может сотрудничать с исполнителем как с самозанятым, но не имеет права прикрывать трудовые отношения договором ГПХ, не уплачивать за исполнителя НДФЛ и страховые взносы.
Кажется: а что плохого для самозанятого, если он фактически штатник, а по договору — нет? А вот что: у исполнителя не будет оплачиваемого больничного и отпуска, не будет накапливаться пенсионный стаж. Исполнитель не сможет получить налоговый вычет.
Еще в договоре ГПХ может быть условие, по которому компания может расторгнуть договор в одностороннем порядке: поссорился исполнитель с руководителем — договор расторгли. С трудовым договором так не получится: должны быть веские основания, чтобы его расторгнуть.
Как защититься исполнителю
Проверить, чтобы договор ГПХ не содержал признаки трудового:
- Не должно быть графика работы — у самозанятого не может быть графика, он оказывает услуги в удобное для него время. Если компании важно, чтобы исполнитель оказывал услуги в определенное время, можно согласовывать с ним временные слоты в заданиях.
- Не должно быть места оказания услуг. Самозанятый не обязан оказывать услуги в офисе или на объекте заказчика, если можно обойтись без этого. Например, если бизнесу нужны услуги электрика или уборщика в офисе, исполнитель приедет, без этого никак. Если же исполнитель — дизайнер, копирайтер, рекламщик или кто угодно еще, кто может оказывать услуги удаленно, нельзя обязать его приезжать в офис.
- Нельзя обязать исполнителя оказывать услуги лично — это тоже признак трудовых отношений. Самозанятые могут привлекать других людей для оказания услуг или выполнения заданий.
Это самые частые признаки трудовых отношений, а еще 24 — в статье по ссылке
Способ обмана 2: компания прописывает лютые штрафы
Что делает компания
Устанавливает жесткие правила сотрудничества и штрафует за всё. Буквально. Например, доставил заказ на 10 минут позже — штраф 10 000 ₽. А в договоре может быть прописано, что заказчик имеет право удержать штрафы из вознаграждения исполнителя. В итоге исполнитель еще окажется должен компании.
Как защититься исполнителю
Есть универсальное правило — внимательно читать договор. Заказчик может давить, говорить, что поджимают сроки, а услуги нужны срочно, а «подпишите, читать потом будете».
Если на вас давят, можно отдельно попросить паузу и вернуться с ответом через час-полтора. Иначе есть риск влететь на штрафы.
Если в договоре много больших штрафов — надо попробовать передоговориться, изменить условия договора или отказаться от сотрудничества. Лучше потерять заказчика, чем получить кучу штрафов.
Способ обмана 3: компания не дает получить повышающий коэффициент
Что делает компания
Не указывает четко, какие есть повышающие коэффициенты и за что. Например, в договоре с дизайнером прописали вознаграждение — 15 000 ₽ за 5 баннеров и повышающий коэффициент х1.5 за скорость.
Дизайнер рисует баннеры и сдает их через неделю — ему платят 15 000 ₽, а повышающий коэффициент — нет. Почему? А потому что пообещали добавить коэффициент, если дизайнер сдаст баннеры за неделю, а по договору для повышающего коэффициента нужно было сдать баннеры за день.
Как защититься исполнителю
Обговорить максимально подробно, из чего состоит вознаграждение, и закрепить его размер и порядок расчета в договоре. Повышающие коэффициенты тоже нужно подробно прописать.
Вот пример, как можно прописать расчет вознаграждения исполнителя и повышающий коэффициент для услуг дизайнера. Формулировку можно изменить и использовать для других услуг.
«1. Стоимость Услуг Исполнителя по Договору рассчитывается по следующей формуле: А×B + A×C, где:
А — количество подготовленных баннеров;
В — стоимость одного баннера, указанного в п. 1.1. Договора;
С — коэффициент за скорость, указанный в п. 1.2. Договора.
1.1. Вознаграждение Исполнителя за один подготовленный баннер составляет 3000 (три тысячи) рублей.
1.2. Коэффициент за скорость оказания услуг составляет 1,5. Право на коэффициент возникает в случае, если Исполнитель оказывает услугу в течение 5 дней».
Бонус за скорость или качество оказанных услуг может быть не только в виде повышающего коэффициента, но и как дополнительное вознаграждение. Как его прописать в договоре, рассказываем в отдельной статье.
Способ обмана 4: компания не выполняет устные обещания
Что делает компания
Обещает исполнителю что-то устно: повышающий коэффициент за срочность, оплату наличными в день оказания услуг или что угодно еще. И не фиксирует это в договоре. На словах получается Лев Толстой. Но только на словах.
Если условия нет в договоре — компания и не должна его выполнять
Как защититься исполнителю
Вносить в договор любые договоренности: повышающие коэффициенты, срок выплаты, порядок согласования результата. Если условий нет в договоре — их нет и на деле.
Еще можно один раз попросить юриста составить вам шаблон договора — и потом работать по нему. Так будет надежнее. А можно использовать шаблон договора Консоль.Про — его подготовили юристы. Шаблон можно доработать под свои задачи.
Способ обмана 5: компания не платит и исчезает
Что делает компания
Сотрудничает с самозанятым, а когда пора выплачивать вознаграждение, исчезает и не выходит на связь.
Как защититься исполнителю
Перед сотрудничеством поискать информацию о компании в интернете: погуглить название, посмотреть отзывы от других исполнителей. Если много жалоб и кажется, что компания недобросовестная, можно блочить заказчика и искать другие компании.
Сотрудничать с компаниями по предоплате — закон этого не запрещает. Совет простой и очевидный, но им не пользуются и потом получают проблемы.
Можно использовать такую формулировку, «Иван Иванович, я оказываю услуги только по предоплате — 50% от вознаграждения, давайте так и пропишем в договоре». А если Иван Иванович не соглашается, хорошо бы найти другого заказчика.
В договоре можно прописать, что исполнитель получает по предоплате такой-то процент вознаграждения. Подробнее — в статье.
Прописать в договоре пени — например, 0,1% вознаграждения за каждый день, когда компания просрочила оплату услуг. Это мотивирует заказчика оплатить услуги быстрее.
Написать досудебную претензию, если все-таки компания не оплатила услуги и перестала выходить на связь. В претензии нужно указать данные исполнителя и заказчика, номера договора и акта на оказание услуг. По закону, компания должна ответить на досудебную претензию в течение 30 дней — если в договоре не прописали более короткий срок. Если ответа нет, можно подать иск в суд.
Шаблон претензии можно скопировать себе и использовать — но надеемся, не пригодится.
Обычно компании реагируют на претензию и предлагают решить вопрос миром.
Способ обмана 6: компания вынуждает делать дополнительные задачи
Что делает компания
Просит оказывать дополнительные услуги, которых нет в договоре. Например, по договору курьер доставляет продукты. А его регулярно просят выносить мусор, покупать продукты, подвозить сотрудников до дома. В итоге исполнитель тратит время, но не получает за это дополнительное вознаграждение — в договоре же эти услуги не закреплены.
Еще пример: компания привлекает самозанятого дизайнера. Дизайнер рисует 5 баннеров по договору, все окей. Затем его просят еще «чуток вот подправить коммерческое предложение, а то цены изменились», и еще «вот баннер для рекламы старый, давайте цвета на нем поменяем», «а вот текст коряво написали на плашке — нужно переписать».
Как защититься исполнителю
Юридического способа решить проблему нет. Здесь нужно спокойно и твердо говорить «нет». Это бывает сложно — из компании давят, или страшно потерять заказчика. Проблема не юридическая, а психологическая, поэтому мы попросили совета у психолога Анастасии Ивкиной.
«Первое, что нужно определить — ваши личные границы как исполнителя. В каких условиях вам комфортно? Что вы готовы сделать для компании вне договора, а что — нет?
Каждый раз, когда человек делает что-то против желания, у него внешняя реальность не совпадает с внутренними ожиданиями. Это вызывает стресс и приводит к выгоранию: качество работы со временем будет всё хуже и хуже.
Когда заказчик просит о чем-то не по договору, нужно говорить спокойное твердое „нет“. Не с позиции жертвы: „Да как они смеют? Я для них столько делаю, а еще и это? Да они мне платят ниже рынка!“ А с позиции силы и сотрудничества.
Например, „Иван Иванович, я не могу сделать три дополнительных макета — на это уйдет пять часов. Давайте подумаем, как мы можем это решить. Можем пересмотреть размер вознаграждения — три дополнительных макета будут стоить 5000 ₽“.
Если вообще не хочется делать что-то дополнительно, можно предложить заказчику найти еще одного исполнителя: „Не смогу взять столько задач — нет времени. Если нужно, помогу найти еще одного исполнителя“.
Если говорить „нет“ сложно и страшно, стоит поискать причины такого поведения с психологом. Возможно, есть неэкологичная привязанность и желание быть хорошим для всех».
Заключение
Компания может обмануть самозанятого по-разному: сотрудничать с ним как с штатным работником, предусмотреть огромные штрафы, пообещать что-то только устно или вообще не оплатить услуги, мы надеемся, что такие компании нас не читают.
Чтобы защитить себя, исполнителю стоит проверить компанию перед сотрудничеством, проследить, чтобы все договоренности внесли в договор, а дополнительное вознаграждение прописали максимально четко.
Консоль.Про защищает и исполнителей, и бизнес.
Мы проверяем компании перед началом сотрудничества, хотим сотрудничать только с добросовестным бизнесом. Даем компаниям шаблоны договоров от наших юристов — там нет безумных штрафов и махинаций с коэффициентами. Мы даем исполнителям все документы, подтверждающие сотрудничество: задания, акты выполненных работ.
Еще мы защищаем бизнес: например, сообщаем компании, если исполнитель потерял статус самозанятого и за него нужно платить 43% налогов и взносов. Чеки тоже формируем мы — они хранятся в личном кабинете, и бизнес всегда может подтвердить сотрудничество с самозанятыми в налоговой. Так бизнес не получает штрафы, доначисления и пени.
Ребята вы сделали неплохую статью. Я хочу стать вашим клиентом. И начинается ебучий квест (простите мой французкий). Вначале мне нужно было решить капчу (найти голову морского конька, доказать, что я не бот). Далее, в чате я хотел уточнить у оператора вопрос - меня просят ввести телефон. Да я не хочу вводить телефон - мне задать короткий вопрос :)
Вопрос - зачем все это нужно? Вам нужны клиенты или нет?
Здравствуйте! Ввод капчи — это механизм защиты сайта, он срабатывает в случае подозрительного трафика исходящего из сети.
Чтобы связаться с оператором — нужны контактные данные, т.к. с сайта к нам часто обращаются действующие клиенты. Контактный номер помогает проактивно помочь в решении вопроса.
Вы можете самостоятельно позвонить нам в поддержку по номеру +74951537337, а также написать в whatsapp - https://wa.me/74996733347 или на почту [email protected]. В почте отвечаем быстро
я хотел написать оператору. на сайте. короче ладно. защищайтесь дальше :) и просите оставить телефон. Я лишь обозначил, что все не дружелюбно. Спасибо
блин, тяжело читать статью когда такие крутые картинки))
Самозанятый сам решает, платить страховые взносы в ПФР или нет. У него хотя бы есть выбор.
"Способ обмана 1: компания прикрывает трудовые отношения гражданско-правовыми" - разве этот способ обмана самозанятого?
Это наоборот плюс. Если вдруг организация решила расторгнуть договор потому "директору не понравилось", то самозанятый идет в трудовую, налоговую и прочие инспекции.
Итог: самозанятый признается работником со всеми плюшками.
и вероятно уплатит за себя фсзн
Ну во первых, нужно доказать, что работал как смз. Во-вторых нет никаких гарантий, что тебя трудоустроят, просто компания доплатит налоги и все.
Я давно живу в России и все эти договора никогда ничем хорошим не заканчивались.
А как давно живете в России?
Мне, видимо, везёт (ттт).
Неее. Вот замуж за меня выйдешь, тогда повезет по настоящему!
В маркетинге себя не пробовали? )
Мне больше нравится моя текущая позиция.
Гармония!
Жизнь в принципе никогда ни чем хорошим не заканчивается
Ребята а у вас ндс же есть?
Больше похоже на ФНС