Поделиться бизнесом или что происходит с рынком франшиз в России

Поскольку спрос на франшизный бизнес вырос, а рынок свободен, поговорим о рисках, юридических правилах и о том, как не купить пустышку.

Аналитика экспертов

Большинство изданий и специалистов объясняют динамику роста спроса на франшизы некоторыми факторами: уход иностранных брендов, освободившиеся ниши, большое количество мошенников, по причине этого, боятся с ними работать, ведь далеко не все из них добросовестные

Коммуникационное агентства PBN и компания Magram MR в исследовании указали, что 65% россиян уверены, в том. что текущая ситуация дает новые возможности для российского рынка.

Это подтверждают и сами отечественные предприниматели, которые стремятся максимально удовлетворять спрос потребительского рынка.

Поэтому для владельцев бизнеса один из самых простых и надежных способов масштабировать свой бизнес — продать его по франшизе, то есть передать другим право пользоваться брендом.

Что с франчайзингом сейчас?

Если говорить о нашем опыте в данном вопросе, то запросов на упаковки франшизы не так много, как может показаться со стороны и происходит это тоже не просто так: некоторые предприниматели еще до февраля 2022 модернизировали свой бизнес и запустили франшизу, другие решали в первую очередь операционные вопросы: приобретения активов и перестройки модели бизнеса под новые реалии.

Поэтому расширение практики франчайзингового бизнеса стоит только ожидать впереди.

Содержание сделок и риски

Первое, что стоит знать бизнесу: в России нет специального договора франчайзинга, поэтому для сделок по покупке бизнеса через франшизу используют конструкцию коммерческой концессии, либо лицензионные договоры.

По концессии правообладатель за деньги передает пользователю комплекс прав на товарный знак и другие объекты интеллектуальной собственности (ИС) и средства индивидуализации.

Топ ошибок франчайзи при покупке франшиз

1. Не проверяются франшизы и лицо, которое продает франшизу;

2. Не анализируются положения договоров;

3. Права не регистрируются в Роспатенте по договору коммерческой концессии;

4. Не указывается территория, на которой будет действовать франчайзи;

5. Не указываются условия о правах и обязанностях по развитию бренда;

6. Договоры заключаются без срока действия;

7. Не включают в договор заверения, что не будут нарушены права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности.

Товарные знаки — это обязательный элемент договора концессии. Важно также понять объем предоставляемых прав: что можно делать, а чего нельзя. Необходимо внимательно изучать причины расторжения договора, чтобы не лишиться франшизы.

Как проверить контрагента, чтобы не нарваться на пустышку

1. Фактическая проверка существования франшизы

В рамках данной процедуры необходимо установить, действительно ли франшиза работает и является функционирующим бизнесом. Можно найти и связаться с людьми, которые уже приобрели франшизу и оценить фактический бизнес.

2. Юридическая проверка

Необходимо проверить контрагента-франчайзера по государственным и иным публично доступным базам (ЕГРЮЛ, «Федресурс», «Спарк», публичные реестры Роспатента).

Следует обращать внимание на возраст компании, финансовые показатели, сведения об ИС, наличие или отсутствие процедуры банкротства.

Как вы относитесь к приобретению бизнеса по франшизе?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда