Право Олег Янов
258

«Нет сотрудников? А штраф есть» или как избежать порки от трудовой инспекции

В закладки

Если вы предприниматель, и у вас есть хотя-бы один работник – у вас обязана быть трудовая документация. Даже если работник не «официальный».

Почему?

Её отсутствие может стоить для ООО от 30 до 70 т.р. на компанию (в зависимости от такого как привлечёт к ответственности ГИТ по п. 1 или 4 ст. 5.27 КоАП) + от 1 до 20 т.р. на директора.

При этом даже мелкие ошибки в ней будут стоить примерно столько же.

Меня зовут Олег Янов, я юрист по трудовому праву. И я дам вам несколько советов, как этого избежать.

Главная проблема трудовой документации в том, что составить её самостоятельно без ошибок практически невозможно.

По долгу моей профессии и специализации я часто общаюсь с инспекторами Государственной инспекции труда, а также обучаюсь у своих коллег. И с каждым днем убеждаюсь все больше: компания без ошибок в трудовой документации это чёрный лебедь. То есть вероятность встретить такую компанию ничтожна мала.

Шансы привести трудовую документацию (далее ТД) в порядок значительно повышаются при обращении к юристу. Однако без узкой практики в этой сфере мои коллеги могут не учитывать всех тонкостей сферы, сами того не осознавая. Более того, им приходится проделывать огромную работу которая в результате стоит клиенту слишком дорого, либо выполняется слишком долго.

Я убежден, что каждый юрист должен иметь навыки для решению любой юридической проблемы. Просто для этого нужно больше времени и сил, что не всегда разумно и целесообразно.

Олег Янов
Юрист по трудовому праву

Таким образом, даже если вы обращались к юристу, скорее всего, в вашей трудовой документации есть ошибки. А значит, вероятность нарваться на штраф остается высокой.

Ситуация усугубляется еще и тем, что много лет государство никак не помогало предпринимателям в этом вопросе.

Штрафовать всегда пожалуйста, но сделать правила игры более прозрачными и понятными – нет. В целом, так у нас во многих сферах, верно?

Однако в королевстве есть и позитивные тенденции.

В соответствии с новым подходом к проверкам Роструд принял перечень так называемых «проверочных листов». Это документы, обязательные при проведении плановых проверок всеми инспекторами.

Раньше вам могли задавать любые вопросы и ставить в тупик. Теперь вас могут спросить только по проверочному листу, и только те вопросы которые в нём есть. А сами проверочные листы находятся, как любой правовой документ, в открытом доступе.

При этом эти вопросы не примерные. Только эти вопросы и именно в таких формулировках вам могут задать при проверке. Прямо как экзаменационные билеты перед сессией!

Поэтому держите два бесплатных и достаточно быстрых способа провести самопроверку своей трудовой документации.

Во первых, ТД можно проверить с помощью сервиса Онлайнинспекция.рф, который построен на проверочных листах.

А во вторых, с помощью самих проверочных листов, утверждённых Приказом РОСТРУДА ОТ 10.11.2017 N 655 – первые 107 и Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 11.04.2018 года № 201 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по труду и занятости от 10.11.2017 г. №655».

Сервис Онлайнинспекция.Рф – официальный государственный ресурс. В нем есть множество полезных для работодателя разделов. Например, хороший объём приличных шаблонов документов. С ними вероятность получить штраф за неправильный документ уже может снизиться. Но нас интересует кнопка «пройти проверку» на главной странице в виде огромной жёлтой кнопки по центру экрана.

Нажимая на желтую кнопку, вы попадаете на страницу с разделами и конкретными ситуациями, по которым можно пройти проверку. Выбираете нужный, и приступаете к ответу на небольшой тест примерно из 10 вопросов.

При этом, вам не нужно вбивать настоящее наименование своей фирмы: никаких юридических последствий самопроверка не несёт.

Система проверяет ваши ответы, и если в них есть признаки нарушения – предоставляет рекомендации по исправлению их правовое обоснование, а также показывает ответственность за нарушение.

Обратной стороной сервиса является его объёмность. В нём сотни таких маленьких тестов.

То, что хорошо подходит для проверки нескольких конкретных вопросов, будет сложным в отношении полной проверки всего комплекса отношений и документов в вашей организации.

Это особенно актуально в ситуации, когда вы не можете сформулировать сам вопрос так, как его формулирует законодатель.

Ведь скорее всего, вы не владеете профессиональной терминологией.

Если еще чуть углубиться: то, чем вы занимаетесь, называется квалификация. Она состоит из двух частей – фактическая и юридическая. В юридической мы находим к отобранным фактам жизни применимое право, а фактическая как раз заключается в том, чтобы эти факты выбрать.

Простым языком: сервис даёт вам возможность оценить заложенные в него фактические обстоятельства, но не гарантирует, что обычный человек правильно определит эти обстоятельства.

А так как для их определения нужна юридическая квалификация, получается замкнутый круг:

1. Чтобы определить важные факты, вам нужно знать, что считает важным право;

2. Но чтобы посмотреть на право, вам нужно выбрать факты, с точки зрения которых вы будете на него смотреть.

Получается так, что рекомендации вам даются, но разобраться с ними вы в большинстве случаев не можете. Двигаемся дальше.

Поговорим о самих проверочных листах.

Проверочные листы это основа сайта Онлайнинспекция.рф, и многие вопросы перекочевали туда практически без изменений. Но в сервисе они раскиданы совершенно иначе, а при проверке инспектор будет опираться на оригинальную компоновку листов.

Листов на текущий момент 133, скорее всего их количество будет только расти.

Некоторые из листов относятся к каждому работодателю, например № 1 - по проверке порядка оформления приема на работу, № 7 - по проверке соблюдения общих требований по установлению и выплате заработной платы№ 32 - по обеспечению режима труда и отдыха работников в соответствии с нормами трудового права, некоторые могут иметь значение при найме особых категорий сотрудников например несовершеннолетних, иностранцев, инвалидов беременных (№8 - 11).

Некоторые зависят от деятельности которую вы осуществляете. К примеру медицинская организация – 107, производство цемента – 96, химчистка – 84.

Таким образом хорошая новость в том, что вам не нужно проверяться на основании всех 133 листов. Казалось бы, достаточно выбрать те которые к вам относятся.

И здесь поджидает первая проблема, которая снижает эффективность самопроверки: не всегда понятно, что относится к вам, а что нет.

Например № 27 - по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Знаете ли вы кто из ваших сотрудников обязан проходить медосмотры, и есть ли у вас такие вообще или нет?

Возможна ошибка на предыдущем уровне, когда вы посчитали, что таких работников у вас вовсе нет и даже не стали проверять себя по этому листу.

Или лист № 31 - по созданию и функционированию системы управления охраной труда. Многие работодатели думают, что это к ним не относится: маленькие, или не производство, а услуги… А из самого опросника это вовсе не понятно.

Чтобы максимально нивелировать эту проблему, я и рекомендую идти путём исключения того что к вам точно не относится. А оставшиеся листы – проработать все до единого. Если есть сомнения, то лучше перестраховаться и рассмотреть вопрос подробнее.

Олег Янов
Юрист по трудовому праву

Чтобы максимально нивелировать эту проблему, я и рекомендую идти путём исключения того что к вам точно не относится. А оставшиеся листы – проработать все до единого. Если есть сомнения, то лучше перестраховаться и рассмотреть вопрос подробнее.

В самих опросных листах есть следующие столбцы: вопрос, правовое обоснование вопроса, да, нет, не относится.

Зачастую вам необходимо отвечать да. Если отвечаете нет, то скорее всего, это проблема и вы что-то нарушаете. Что именно – можно посмотреть в нормативном акте, которым установлено это требование. А вот как это исправить из текста акта понятно не всегда.

В целом, у проверочных листов есть единственный недостаток в аспекте самопроверки – они ничего нового сами по себе не устанавливают. Они только отсекают лишнее и систематизируют уже существующее.

Можно сравнить это с экзаменационными вопросами – у всех была методичка и все темы всегда всем известны, но подготовку к экзамену это не облегчает.

Надо признать, что и когда известны экзаменационные, вопросы не все студенты получают отличные оценки. И одно дело, когда это всего лишь оценка. Другое, когда от этого зависит будущее вашего дела, а иногда и лично ваше, как в случае с ИП.

Появление этого сервиса и системы проверочных листов - огромный шаг вперёд.

Вдвоём они могу эффективно помочь организовать бесплатную самопроверку. Там, где раньше не было ничего, появилось нечто вполне приличное и полезное.

Однако никакие сервисы сегодня не могут заменить профильного специалиста.

Только он сможет провести всю процедуру от начала и до конца – определить, какие факты в вашей деятельности имеют значение для закона, квалифицировать их применив к ним правильные нормы права.

А когда найдёт нарушения – показать степень риска каждого из них, и предложить наилучшие варианты решения нарушений.

Если у вас есть вопросы по трудовой документации, увольнению работников или проверке трудовой инспекции – пишите в комментариях. Помогу, чем смогу.

Также со мной можно связаться ВКонтакте или через сайт.

Спасибо за внимание.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Олег Янов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 2, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 69178, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 27 May 2019 19:56:44 +0300" }
{ "id": 69178, "author_id": 247703, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/69178\/get","add":"\/comments\/69178\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/69178"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199120, "last_count_and_date": null }

1 комментарий 1 комм.

Популярные

По порядку

0

Как человек, который уйму времени своей жизни отдала работе в кадрах, - ответственно заявляю, что статья ни о чем. И содержим много фактических ошибок: все называть лень, но специалист, прочитавший статью, увидит их сразу: прям глаза режут. А еще сквозь всю статью сквозит нужда: ну обратитесь ко мне, пожалуйста, ну очень нужно, ну вы без меня не справитель. Ну пожалуйста. ИМХО - выглядит это отвратительно :)

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }