Возможно ли придумать товарный знак и получить регистрацию в Роспатенте, с учетом новых майских правил?
С 29 мая начали действовать новые правила: теперь, п. 3 ст. 1483 ГК в новой редакции запрещает регистрировать в качестве товарных знаков обозначения, которые могут ввести в заблуждение потребителей не только относительно товара и его изготовителя, но еще и о месте изготовления товара.
Подобные изменения не стали неожиданностью ни для кого, кто занимался регистрацией товарных знаков, но и определенной необходимостью
Сейчас мы расскажем, что это значит и к чему все шло.
Кто под ударом?
В первую очередь, подобные изменения скажутся на желающих защищать фантазийные бренды.
Многие производители и заявители использовали подобный прием в работе, когда наименование бренда содержит идею, подпадающую под данные изменения.
Логично, придумывать идеи для товарного знака и своей продукции становится сложнее.
Возьмем простой пример: вы хотите выпускать гели для душа с ароматом или в форме шампанского и придумали название «ChampangeCourage». Если раньше Роспатент проверял бы подобное наименование по множеству факторов, то сейчас критерий экспертизы достаточно понятен: Шампань - французский регион, вводит потребителей в заблуждение, что производится продукт именно там.
Конечно, и до этого регулярно случается масса случаев отказов по таким же основаниям заявителям, однако подобные отказы достаточно эффективно, при наличии веских причин, сносили в Суде по интеллектуальным правам.
Кого хотят наказать?
Конечно, есть и другая категория предпринимателей, которые намеренно регистрировали, а сейчас делают это еще куда более охотно, товарные знаки и специально пытаются вызывать в сознании потребителей ложные ассоциации с местом происхождения товара.
Например, в одно время появился очень громкий кейс, когда российская фармацевтическая компания целенаправленно писала название препарата на немецком языке, а покупатели лекарства думали, что приобретают товар иностранного производителя.
Роспатент облегчает себе работу подобным образом?
Вступающее в силу изменение, вероятно, увеличит количество отказов в регистрации таких обозначений и число судебных споров по обжалованию подобных решений Роспатента, поэтому сказать, что Роспатент облегчил себе работу, вряд ли можно говорить.
Стоит также отметить, что множество географических названий в России имеют фантазийный характер, особенно это относится к названиям малых населенных пунктов и деревень. Поэтому не всегда, придумав товарный знак, можно предположить, что его обозначение — это географическое название.
Важно знать: указанные изменения будут применяться только к тем заявкам, которые подадут после 29 мая 2023 года, — аннулировать ранее зарегистрированные товарные знаки на новых основаниях нельзя.