{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Три эффективных инструмента защиты контента онлайн-школы

Мы — Татьяна Михайлецкая и Владислав Проскура (эксперты в сфере защиты интеллектуальной собственности и основатели федерального патентного бюро IP Право) доступно рассказываем в статье о том, как защитить контент онлайн-школы.

Татьяна Михайлецкая и Владислав Проскура

Создание онлайн-школы и наполнение сайта контентом — дело трудозатратное и требующее больших финансовых вложений. Часто авторы сталкиваются с ситуацией, когда созданный ими и до мелочей продуманный контент, включая фото и видео, оказывается на чужом ресурсе. Копипастеры следят за деятельностью авторов, нагло копируют содержимое, и продают как собственный онлайн-курс. В итоге усилия настоящих авторов онлайн-курса оказываются напрасны и не приносят доход.

Спешим вас обрадовать — защитить контент онлайн-школ от воровства собственными силами возможно. Как это сделать, читайте ниже.

Чтобы защитить контент, предлагаем разобраться, как его воруют. Вот тройка самых популярных способов кражи контента онлайн-школ:

  1. “В лоб”: скопировать текст и скачать видео, после чего разместить на своих ресурсах.
  2. “Мать Тереза”: зарегистрировать аккаунт и раздать данные для входа нескольким пользователям. То есть вместо того, чтобы получить деньги за 100 человек, автор курса получит деньги за одного, но воспользуются новыми знаниями огромное количество людей. И плакали ваши грандиозные планы продаж.
  3. “С миру по нитке”: купить курс и разместить на других площадках для продажи за низкую цену. Например, блогер, основатель студий красоты и коуч запустил курс для бьюти-мастеров. Стоимость курса — 10 000 рублей. На стороннем сервисе на курс записались более 35 человек, и его стоимость упала до 250 рублей с каждого. Автор, возможно, даже не догадывается, что потерял уже более 350 000. Такой способ реализуется через попадание на складчину. Как с этим бороться, мы расскажем в следующей статье.

Воровство и продажа контента — дело несложное. Поэтому своевременная защита необходимых составляющих играет огромную роль для дальнейшего беспроблемного функционирования онлайн-школы. Делимся тремя легкими инструментами, которые в силах применить все авторы для защиты контента онлайн-школ:

Первый — технический. Подразумевает отслеживание IP-адресов и регистрацию устройств, с которых слушатели курсов входят на сайт. Если с одного аккаунта пользователь заходит с нескольких устройств из разных точек, то, возможно, что это уже не один человек, а несколько. После обнаружения и пресечения такого нарушения, рекомендуем авторам написать клиенту письмо с предупреждением о выявлении нарушения и просьбой объяснения ситуации. Существуют сервисы, которые обеспечивают техническую защиту контента. Один из них — “Инфопротектор”. Сервис дает пользователю курса право перейти по ссылке один раз и с одного устройства, не дает возможность снять скриншот и видео экрана, и идентифицирует, кто распространил видео через специальные маркеры, вшитые в видео, если такое действие имело место.

Второй инструмент — это юридическая защита. Важный пункт, который в будущем поможет избежать недоразумений и отстоять права в суде. Зарегистрировать все необходимые документы, как минимум, авторское право и название курса, а также составить грамотный договор оферты, онлайн-школам желательно ещё на этапе их создания. Это разумная мера и актив, который будет оберегать контент от воровства в будущем. Ведь, если скопируют хотя бы часть материалов, вы будете защищены юридически и сможете отстоять свои права.

Последний, и самый интересный инструмент — моральный. Он направлен на честных и добропорядочных слушателей онлайн-курсов. Часто пользователи считают, что если купили курс, то владеют им в полной мере. Не понимая своих ошибок и нарушений, они сливают информацию во всеобщий доступ и раздают друзьям. Основная проблема в том, что клиенты редко читают договор оферты и не знают свои права и права автора.

Ваша задача — грамотно предоставить им эту информацию. Желательно наглядно, в формате презентации или инфографики, с максимальной заботой объяснить, что не нужно делать, и какие санкции возможны за нарушение правил. Для этого можно рассказать, какими усилиями и каким составом участников создается курс, как долго и кто участвует в процессе. Главный посыл — объяснить сложность процесса и количество вложенных в него сил и средств, тем самым, дав понять всю материальную ценность курса. Клиенты должны понимать, что вы обосновано берете за этот курс деньги.

Один из качественных инструментов объяснения клиентам сути взаимодействия по вопросу использования авторского материала — опросник. Когда покупатель регистрируется на курс, отправляйте форму с вопросами. Отвечая на них и выбирая варианты ответов — что можно и нельзя делать, клиент осознает все правила. За это первое выполненное задание на курсе можно даже начислять баллы.

Что делать, если вы уже заметили свой курс на стороннем ресурсе?

1. В первую очередь, необходимо оперативно подтвердить получение авторских прав на контент с помощью авторского свидетельства. Нужно это именно для того, чтобы дополнительным документом показать, что у вас есть авторские права, а не для получения этих прав. Без данного документа автор не сможет быстро и эффективно подтвердить исключительное право на курс при попытке его защиты. Это может вылиться в очень долгую переписку с администрацией социальной сети или владельцем ресурса, которые не будут верить вам на слово и попросят подтвердить документально наличие у вас соответствующих прав.

Если свидетельство уже есть, то дальше план действий такой:

  • На сайте: в этом случае необходимо отправить претензию владельцу сайта. Если на письма владелец сайта не отвечает, то претензию нужно направить регистратору доменного имени, на котором расположен сайт;
  • В социальных сетях: направляем претензию владельцам страниц или администрации соц. сети;
  • На складчине или торрентах: пишем претензию через владельцев этих сайтов, а если они не реагируют — через Мосгорсуд;
  • В Телеграме и иных мессенджерах: претензия о нарушении авторских прав направляется владельцу канала или администрации мессенджера.

На этом этапе важно расписать нарушителям или администрации возможные юридические последствия, а также предоставить ссылки на статьи закона. Необходимо зафиксировать нарушение: сделать скриншоты, а в идеале — провести нотариальный осмотр и фиксацию нарушения. Потому что не факт, что нарушители сразу отреагируют на вашу претензию и удалят курс с ресурса. Так как если дело дойдет до суда вы сможете доказать факт нарушения своего авторского права злоумышленником, даже если он на тот момент уже удалит ваш контент.

2. Если владельцы вышеперечисленных ресурсов не отреагировали, — тогда пишем претензии регистратору доменного имени для сайтов и складчин, и в администрацию социальных сетей для Телеграма и иных мессенджеров. Большая часть ссылок блокируются уже на этом этапе.

3. В случае, когда общение с администрацией или регистратором доменных имен не увенчалось успехом, нужно обращаться в Московский городской суд. Пишем туда заявление о блокировке конкурентного ресурса и предварительных обеспечительных мерах защиты ваших авторских прав, путем срочной блокировки ресурса с нарушениями.

4. После вступления в силу определения Московского городского суда о предварительных обеспечительных мерах в отношении указанных прав, необходимо обратиться с заявлением в Роскомнадзор, чтобы он привел определение суда в исполнение и передал требование о блокировке ресурса регистратору доменного имени или администрации социальной сети.

Данные способы защиты уже многократно проверены и используются авторами многих онлайн-школ. Они помогают вычислить настоящих мошенников и людей, которые просто не знают юридических норм. Перечисленные в статье действия по защите контента онлайн-школы уберегут авторов от лишних денежных и репутационных затрат.

0
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
В первую очередь, необходимо оперативно подтвердить получение авторских прав на контент с помощью авторского свидетельства. Без данного документа автор не сможет подтвердить право на курс при попытке его защиты.

Вы точно юристы?

ГК РФ, часть 4, статья 1259

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Ответить
Развернуть ветку
Владислав Проскура
Автор

Уважаемый пользователь! Речь шла об инструменте дополнительного подтверждения авторских прав для оперативного разрешения вопроса, а не об инструменте (триггере) возникновения этих авторских прав. Т.к. все без исключения администрации соц сетей и владельцы ресурсов просят авторов показать документ, подтверждающий данный факт, авторское свидетельство идеально выполняет функцию такого подтверждения, и в отличие от косвенных данных (ссылки на публикации авторского материала, их обнародования где-либо) не вызывают массу вопросов и обсуждения, которые, порой, длятся очень долго.
Видимо, из текста статьи этот нюанс был не вполне очевиден. Спасибо, что обратили на это внимание, мы дополнили текст статьи, чтобы это было более понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Просто фраза: «Без данного документа автор не сможет подтвердить право на курс при попытке его защиты.» неверна. Конечно сможет. С поправками стало намного лучше. 😊

Ответить
Развернуть ветку
Иван Бардов
Зарегистрировать все необходимые документы, как минимум, авторское право и название курса, а также составить грамотный договор оферты, онлайн-школам желательно ещё на этапе их создания.

"Зарегистрировать авторское право". Примечательно, что регистрировать авторские права можно только на программы для ЭВМ и базы данных (1259, 1262 ГК РФ). И да, регистрация в наивысшей степени _добровольная и необязательная_, что уже указал комментатор выше.

Кстати, это юбилейный, тысячный раз, когда я сказал про это в этом году. Шучу, конечно, цифры гораздо выше.

"Договор оферты". Ну это классика.

Ведь, если скопируют хотя бы часть материалов, вы будете защищены юридически и сможете отстоять свои права

А мужики-то и не знали, успешно защищают свои _авторские_ права без всяких регистраций, "авторских свидетельств" и прочих "свидетельств о депонировании" (в которых чёрным по белому указывают «ответственность за правильность предоставленных сведений несёт заявитель» или «по заявлению <ФИО>, все права на данный результат интеллектуальной деятельности принадлежат указанным лицам»).

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда