{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

«Made in China» переформатировать на «Сделано в России» или Размышления о планах китайского бизнеса обосноваться в РФ

Андрей Андреев, общественный деятель, адвокат, правозащитник, управляющий партнёр юридического бюро «U&Partners»

Торговый конфликт между США и КНР получил новый виток обострения два месяца назад - в мае. Дональд Трамп в очередной раз объявил об увеличении пошлины с 10 до 25% на ряд ввозимых из Китая товаров, что в денежном эквиваленте составит $200 млрд.

Следующим шагом официального Вашингтона стал запрет на любое сотрудничество американских компаний с китайской Huawei. Результат известен: с крупнейшим мировым производителем телекоммуникационного оборудования и телефонов прекратила сотрудничество американская корпорация Google, запретившая использовать свои сервисы и систему андроид. Вслед за ней Microsoft, которая ввела запрет на использование своего ПО на ноутбуках Huawei, и изготовитель микрочипов – AMD.

Понятно, что этот шаг американцев был ожидаем, и Huawei была выбрана не случайно. И именно в то время, когда президент Трамп заявил о борьбе со шпионажем и кражей интеллектуальной собственности китайскими производителями у компаний США. При этом вся необходимая платформа для введения запретительных мер была уже подготовлена. Так, ещё в 2017 году Трамп инициировал расследование о краже КНР интеллектуальной собственности США, по итогам которого в марте 2018 года подписал меморандум «О борьбе с экономической агрессией Китая».

При этом параллельно введённым запретам на сотрудничество американского и китайского бизнеса Белый дом объявил о своём намерении выводить американских производителей с территории Поднебесной.

В свою очередь накануне ПМЭФ Хэ Чжэньвэй, Генеральный секретарь китайской Ассоциации по развитию предприятий за рубежом (China Overseas Development Association, CODA) заявил о том, что из-за поднятых США пошлин экспортные малые и средние китайские предприятия хотят перенести свои производственные мощности из США в Россию. И уже из нашей страны экспортировать товары в Европу.

И хоть на сегодняшний день лидерам обеих стран удалось договориться о приостановке торгового противостояния, возможность переезда небольших китайских производств из США в Россию, на мой взгляд, остаётся вполне реальной.

Товарооборот товарообороту рознь

Россия - один из главных стратегических партнёров КНР по ШОС, БРИКС да и просто исторически. И хоть в 2018 году российско-китайский товарооборот составил $108 млрд. (в 2017 году он был равен почти $84 млрд), но заменить китайскому бизнесу $540 млрд. экспорта в Америку (при этом весь объём товарооборота за 2018 год между КНР и США составил $660 млрд.) отечественный рынок не сможет. А может быть этого делать и не стоит. (Но это уже другой вопрос.) А вот западноевропейский рынок в течение нескольких лет готов заменить китайским компаниям товарооборот с Америкой. Тем более, что европейский бизнес уже оценивает свою выгоду от сокращения американского экспорта в КНР в $200 млрд. Экспортировать на китайский рынок европейцы могут ту же продукцию, что и американцы – машины, оборудование и технологии. В то время, как Россия в основном экспортирует в КНР именно сырьё: древесину, нефть, газ. (В частности, увеличить поставки газа можно будет за счёт трубопровода «Сила Сибири», который должен быть запущен в конце этого года).

Но где территориально КНР, а где Европейский союз? А ведь во все времена грамотная логистика наравне со спросом и предложением являлась одним из главных залогов успешной торговли.

На примере товарооборота между США и Китаем ясно, что КНР продаёт больше, чем покупает. Логично, что такое распределение ролей ожидает и европейский рынок. Но доставлять свои товары в КНР компании Старого Света будут скорее всего морским путём, а вот китайскому бизнесу с учётом предполагаемых объёмов товаропотока в страны Европы нужно гибко подойти к проработке логистических маршрутов. И если отталкиваться от слов господина Хэ Чжэньвэя в принципе они это уже сделали.

Так, на доставку груза из порта Шанхай в условный порт Амстердам в среднем уйдёт полтора месяца. А для того, чтобы доставить тот же груз в Европу по российской железной дороге потребуется 15 дней. И ещё больше времени можно сэкономить, доставляя продукцию не транзитом через территорию нашей страны, а напрямую из России.

И кто же вы будете по месту и форме регистрации?

Для экономики любого государства приход иностранного бизнеса имеет много плюсов – это и инвестиции, и налоги, и создание новых рабочих мест.

И кстати, по данным СПАРК на начало 2018 года в России было зарегистрировано 5867 компаний из КНР. (Для сравнения: в тот же период на территории РФ было зарегистрировано 4677 компаний из Германии). Так что китайский бизнес был и есть в России. Но если всё-таки по факту дело дойдёт до «массового переселения» компаний из КНР в Россию, то стоит проработать и соответственно подписать какой-нибудь двухсторонний Договор или Соглашение между Правительство РФ и КНР о том, чтобы китайский малый и средний бизнес обосновывался на территории РФ квотировано. С учётом того, что создание новых рабочих мест особенно актуально в отдалённых от столицы регионах. В частности, в дотационных: на Камчатке, Якутии, в Алтайском крае, Дагестане и Чечне. Ну а чтобы сделать эти регионы более привлекательными для китайского инвестора можно, например, внести изменения в Налоговый кодекс прописав нулевую налоговую ставку на прибыль в течение пяти лет. Тем более, что подобный опыт у нас уже есть. Так, к примеру, на Дальнем Востоке для инвесторов действует подобная налоговая льгота.

Если же говорить о форме регистрации, то несмотря на то, что речь идёт о малом и среднем бизнесе, естественно, это будут юридические лица. Вариант с ИП возможен, но здесь необходимо учитывать, что согласно российскому законодательству, регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту жительства (п. 3 ст. 8 ФЗ № 129 «О госрегистрации юрлиц и ИП»). А значит зарегистрироваться в качестве ИП любой иностранный гражданин может только в случае, если у него есть РВП или ВНЖ на территории России.

А вот способов ведения бизнеса может быть несколько. Во-первых, как выше уже было сказано – это открытие российского юридического лица.

Во-вторых, вариант с покупкой доли уже работающего предприятия. То есть, создание совместно предприятия. И здесь есть свои плюсы. А именно, иностранный бизнес-партнёр может завести своё оборудование и оно будет освобождено от налога на ввоз (ст. 150 НК РФ «Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)»).

В-третьих, любая компания из-за границы может открыть свой филиал или представительство своего иностранного юрлица. По сути, открытие любого филиала или представительства иностранной компании означает приход на территорию страны бренда. И, кстати, согласно Налоговому кодексу РФ при аренде филиалом или представительством иностранной компании офиса (помещения под производство) НДС в арендную плату не включается.

Но какой бы способ ведения бизнеса не был выбран нашими китайскими партнёрами, поступать товары на отечественный и европейский рынок будут скорей всего под этикеткой «Сделано в России». И с тем же успехом такая продукция может вновь вернуться на американский рынок. Естественно, если США не введут какие-нибудь очередные санкции.

Прибыль прибылью, но порядок должен быть

Но рассматривать плюсы от прихода малого и среднего китайского бизнеса нельзя без учёта тех минусов, которые он может принести. И на мой взгляд, главные из них - экология и преступность.

Во-первых, не секрет, что китайские инвесторы вместе с деньгами приносят экологические проблемы. Примерно пять лет назад была целая череда экологических скандалов, связанных с китайскими фермерами, которые организовали на территории Красноярской и Новосибирской тепличные хозяйства. После их ухода использованная земля оказалась полностью непригодной для дальнейших посевов.

К примеру, в самом Китае с 2018 действует закон о налоге за загрязнение окружающей среды, который за год принёс в бюджет КНР примерно около 50 млрд. юаней ($7,9 млрд). А значит и нашему законодателю, необходимо в этом плане проработать все возможное варианты ужесточения штрафных санкций за нарушение норм Экологического кодекса РФ.

Во-вторых, конечно, массового появления известной по голливудским боевикам всемогущей китайской «Триады» бояться не стоит. А вот рост именно коррупционных преступлений очень даже возможен. И здесь опять отечественному законодателю необходимо в каких-то моментах доработать нормативно-правовую базу, а правоохранительным органам действовать именно на предупреждении преступлений.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда