Штраф недобросовестным продавцам больше не уменьшат

В одной из статей я рассказывала, что сумма, выплаченная нарушителем в суде по факту, зачастую больше суммы требования. Речь именно о защите прав потребителей: например, ваши права нарушили, идёте вы в суд и требуете с компании-нарушителя 100 000₽. Суд присуждает победу в вашу пользу и облагает нарушителя штрафом в 50% от присуждённой суммы — итого вместо 100 000₽ виновный должен вам уже 150 000₽.

Такой штраф взыскивается за отказ пойти навстречу и решить вопрос в добровольном, досудебном порядке. Если покупатель писал в компанию, звонил, предупреждал о возможном судебном разбирательстве, а ответом ему служила тишина — вот это как раз такой случай. Штраф был введён, дабы принудить продавцов добровольно удовлетворять требования потребителей и не доводить дело до разбирательств — мы бы дружно снизили нагрузку на суды и пополнили государственную казну.

Фишка в том, что в нашей реальности суды часто считают этот штраф некой мерой гражданско-правовой ответственности и снижают его размер из-за несоразмерности последствиям нарушения — могут снизить даже до 1%. Иными словами, слишком много берём с продавца.

Так было, но скоро, кажется, быть перестанет. В Госдуму поступил законопроект «О внесении изменений....» №755217-7 о том, что этот штраф вскоре нельзя будет снизить. В нем предлагается прямо прописать запрет снижения штрафа и уменьшения его даже в случае несоразмерности последствиям. Суды больше не смогут снижать сумму выплат, а потребитель будет выходить из здания суда в неплохом плюсе.

Что будет ещё?

В законопроекте есть и другие положения, направленные на повышение роли общественных объединений потребителей. Если вы обратились в такую организацию и уже она подала иск — 100% штрафа будут направлять организации, а не вам. Раньше такие объединения получали лишь 50% штрафа — учитывая привычку суда снижать его размер, организация получала копейки. Отныне все 100% будут перечисляться в организацию, а потребители — надеяться, что качество услуг повысится хотя бы за счёт таких выплат. Что ещё? Эти же объединения смогут инициировать внеплановые проверки в компаниях. Если сейчас основанием проверки для Роспотребнадзора является заявление именно от самого гражданина, вскоре объединениям потребителей развяжут руки и пойдут проверки по компаниям.

Новость про законопроект, в целом, отличная. Если его не зарубят (что неоднократно было), то потребители получат еще большую защиту со стороны закона. Поэтому за статусом законопроекта обещаю следить и первой сообщить вам о результатах.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Vasily Firsov

Вот и хорошо! Спасибо за новость)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Аникин

Появится новый вид потребительского терроризма, через подобного рода организации... при этом почему штраф в пользу общественной организации, а не государства и не потребителя? Это чистой воды обогащение на пустом месте, это уже было раньше и это запрптили. Видимо лобби этих контор опять началось)))

Ответить
Развернуть ветку
Анна Комракова
Автор

Дмитрий, конечно, на первых этапах введения нового закона всегда находятся люди, которые начинают пользоваться лазейками, но продавцы тоже быстро адаптируются. А в долгосрочной перспективе, именно крупные штрафы вынудят продавцов неукоснительно следить за качеством поставляемых товаров и услуг.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Аникин

Комментарий скорее про то, почему выгодоприобретатель штрафа общественная организация? Почему не потребитель права которого нарушены или государство хотябы? Почему стороннее лицо должно получать выгоду от этого закона?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Комракова
Автор

У потребителя остаётся выбор - подавать в суд самостоятельно, или обращаться к такому общественному объединению.

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

Таких вымогателей уже полно, начиная от авторского общества и заканчивая различными некоммерческими организациями "чего-то-там надзор". Теперь появится ещё один вид вымогателей, только и всего. Пользы ни потребителям ни государству от этого не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Комракова
Автор

Рада, что вы оценили!

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

Новый закон только усугубит положение честных компаний. В 99% случаев суд и так встает на сторону потребителя, не сильно изучая доказательства или не признавая их существенными.
У нас был случай когда покупатель заказал дорогой товар, частично заменил его юзаным и вернул. Суд постановил вернуть покупателю полную сумму заказа и присудил штраф, хотя мы предоставили фото и видео упаковки и распаковки товара где видно, что уехал один товар, а приехал несколько иной. Но ведь бедный покупатель не может врать, а презумпция невиновности в отношении компаний не действует :)

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

У этого покупателя, кстати, богатая судебная история оказалась, не первый раз судится на крупные суммы.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Комракова
Автор

Сожалею, что вам пришлось столкнуться с такой несправедливостью! Конечно, и потребители иногда могут быть неправы и преследовать свои цели. Но это, скорее, единичный случай – обычно всё наоборот.

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

У вас есть случаи из практики когда покупатель не смог отстоять свои права в суде? Мне все юристы хором сказали, что дешевле заплатить и забыть, потому что почти никогда иски о зпп в пользу компаний не решаются.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда