Как попасть на 500 тысяч рублей за рекламу по названиям конкурентов в интернете

Чуть ли не на всех курсах директологов учат настраивать рекламные кампании по конкурентам. Берёшь компанию «Ромашка», ставишь в ключевики название конкурента «Василёк» — и готово: покупатели ищут «Василёк», а приходят на сайт «Ромашки».

Стоимость клика копеечная, лиды горячие, клиент доволен — лайфхак, который наверняка используют интернет-маркетологи и в вашей компании. Но теперь такой лайфхак может дорого обойтись.

Рекламу в интернете по названиям конкурентов стали признавать недобросовестной конкуренцией. Например, в одном из дел с компании за такую рекламу взыскали 500 тысяч рублей. За этот «бюджет» они получили всего 123 клика. Я, конечно, не директолог, но 4065 рублей за клик как-то дороговато.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальной собственности. В этой статье я расскажу о том, что изменилось в законе, кого и как уже оштрафовали, как самому избежать штрафа и как отбить у конкурентов желание уводить у вас лидов.

Что нового в законе

Весной этого года вышел новый Пленум Верховного суда. Верховный суд в тренде интернет-рекламы:

Пункт 172. Использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети «Интернет» в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учётом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (статья 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции», статья 10.bis Парижской конвенции).

Переведём это с юридического на человеческий:

Если компания рекламируется в поисковых сетях по запросам, которые совпадают с названиями конкурентов или слишком похожи на них, то это — недобросовестная конкуренция и за такое можно наказать.

Что это значит. За недобросовестную конкуренцию с использованием чужих товарных знаков бьют дважды: сначала Федеральная антимонопольная служба штрафует компанию, штраф от 100 до 500 тысяч рублей по ст. 14.33 КоАП РФ, потом правообладатель идёт в суд и взыскивает компенсацию за использование чужого товарного знака от 10 тысяч до 5 млн рублей по ст. 1515 ГК РФ.

Дело в том, что когда компания нарушает чужой товарный знак, она нарушает интересы не только владельца, но и покупателей товара. Владелец терпит убытки от того, что покупатели покупают товар у конкурента. Это сказывается и на потребителях: качество товаров падает, а цена растёт. Поэтому за вред рынку и потребителям штрафует антимонопольная служба, а вред правообладателю компенсирует суд.

Теперь схема атаки нарушителя выглядит так:

  1. Правообладатель подаёт жалобу в ФАС.
  2. ФАС проводит проверку и штрафует нарушителя.
  3. Нарушитель идёт в суд решением ФАС и требованием о компенсации.
  4. Суд взыскивает компенсацию с нарушителя в пользу правообладателя.
  5. Банк списывает деньги со счёта нарушителя и переводит их правообладателю.

Как это работает на практике

Если вам не нужны суды и компенсации и достаточно, чтобы конкурент просто выключил рекламу по вашему названию, то можно так ему и написать. Идти сразу в антимонопольную службу и суд совсем необязательно: возможно, конкурент внемлет здравому смыслу и просто сам отключит кампании.

Например, у нас была такая история с Максимом Ильяховым. Как-то раз у Максима внезапно вылезла реклама с фотографией его книги «Пиши, сокращай», название которой мы зарегистрировали как товарный знак. Максим кликнул по ссылке и, мягко говоря, удивился: фотография его книги вела на сайт какого-то незнакомого копирайтера.

Этот скриншот Максим прислал мне тогда в Telegram. Ссылка вела на лендинг вебинара какого-то незнакомого копирайтера

Понятное дело, Максиму такая ситуация не понравилась: он старался, писал книгу, печатал её сам, а тут объявляется какой-то неизвестный человек и за счёт его труда привлекает к себе внимание аудитории. История закончилось быстро: одного звонка хватило для того, чтобы копирайтер извинился и потёр всю рекламу.

Если нарушитель не отреагировал, можно подать запрос в «Яндекс» и Google. Правда, по моей практике «Яндекс» на такие жалобы почти не реагирует и часто предлагает сторонам разобраться в суде. Но иногда бывает и наоборот: «Яндекс» в ответе пишет, что такие дела его как бы не касаются, но объявления сами собой уже пропали. Магия, не иначе.

Краткое содержание ответа: «Все объявления, кроме одного, уже не работают, но мы тут не при делах, поэтому в следующий раз обращайтесь к рекламодателям». Но нам и так нормально, главное — результат

Google реагирует гораздо оперативнее и часто сразу останавливает объявления. Если Google с первого раза не согласилась — подавайте второй раз. Похоже, что жалобы, отправленные в Google, каждый раз попадают новому модератору, который может принять нужное вам решение. Та же история, кстати, и с YouTube: там тоже бывает так, что видео, которое нарушает авторские права или право на товарный знак, блокируют только с третьего захода.

Прежде чем обращаться к юристам, можно самому заполнить жалобу на сайте Google

Если ни нарушитель, ни рекламная площадка не отреагировали на ваши требования, то значит, можно выдвигаться в суд.

Вообще, такие суды были и до нового Пленума, но реальные взыскания были огромной редкостью. Чтобы кого-то действительно оштрафовали, в деле должны были сойтись две звезды — продвинутый судья и убедительный юрист. Теперь достаточно только второго.

Одна из первых ласточек под номером А28-10965/2016 прилетела в суд еще в 2016 году. В этом деле один цветочный магазин рекламировался в «Яндексе» по названию другого. Суд взыскал с нарушителя 513 тысяч рублей.

Нарушитель малость обалдел от таких раскладов и пошёл обжаловать решение в надежде снизить компенсацию. Но ни апелляция, ни кассация, ни Верховный суд не испытали жалости и последним решением в 2018 году оставили взыскание в силе.

В другом деле суд взыскал с нарушителя 550 тысяч рублей компенсации правообладателю и ещё 390 тысяч рублей в качестве компенсации расходов на оплату услуг юристов, которые выиграли дело в первой инстанции и удержали его ещё в трёх инстанциях. Получается, что реклама установок для пожаротушения обошлась нарушителю почти в миллион рублей.

Как с этим жить дальше

Таких дел постепенно становится всё больше и больше. Суды уже даже знают, что такое бидеры: их компании привлекают суды третьими лицами.

Суд не проведёшь аргументом «Ой, да это нам какой-то фрилансер настроил, мы даже и не знали». Такие дела тоже были, однако суд говорит, мол, аккаунт ваш, рекламируетесь вы, платите «Яндексу» тоже вы, значит, нам не важно, кто там настраивал рекламу. Даже если у компании есть договор с фрилансером, платить будет она.

В том случае, если домен зарегистрирован на одну компанию, а рекламируется на нём другая, штрафуют тех, кто продаёт товар на сайте. Главное, чтобы владелец домена доказал в суде, что не имеет отношения к компании. Например, такие случаи происходят тогда, когда домен регистрирует на себя компания, которая оказывает услуги по разработке сайта.

О настройке рекламы по конкурентам знают практически все директологи. В основном к рекламе по конкурентам переходят, когда исчерпали весь трафик по горячим запросам и кампании расширять уже некуда. Тогда простое повышение ставок эффекта не даст и приходится применять новые способы, в том числе и такие. Хотя иногда бывает и так, что всю рекламу крутят только по конкурентам. Например, это имеет смысл в рекламе услуг по разработке ПО — там целевых запросов почти нет, приходится крутиться по конкурентам.

Наверное, это правильно, что закон запрещает рекламироваться по чужим названиям. Но есть один нюанс: все решения судов, которые показал Алексей, описывают именно случаи рекламы по конкурентам на поиске. Пока что я не видел ни одного дела, где компанию наказали бы за рекламу по конкурентам в рекламной сети «Яндекса» (РСЯ).

Возможно, это связано с тем, что со стороны практически невозможно определить причину показа объявления в РСЯ. Разве что посмотреть UTM-метки, но и то не факт, что это поможет: директолог может просто не ставить UTM-метку на такие кампании. Конечно, в таком случае не получится отследить аналитику по ключевым словам, но кампания будет исправно работать.

Владимир Сафонов,

специалист по контекстной рекламе, руководитель агентства интернет-маркетинга Leadconvert

В случае с рекламой на поиске нарушение очевидно и его легко зафиксировать: нотариус открывает «Яндекс», вводит запрос с вашим названием и делает скриншот всех конкурентов, которые крутятся по вашему названию. В случае с РСЯ действительно пока что непонятно, как в случае чего выявлять нарушение.

Едва ли нотариус будет полчаса читать статьи об огнетушителях, чтобы дождаться, пока у него где-нибудь появится соответствующее объявление РСЯ. Да и даже в таком случае, если у конкурента не будет UTM-метки с вашим названием в ссылке объявления, то мы не поймём, почему РСЯ показала нам его объявление.

Хотя и UTM-метка — ещё гарантия того, что конкурент использует ваше название. UTM-метка — это переменная, которую директолог ставит по своему усмотрению. Он легко может заменить условный «Alpha» на «al1»: на показы кампании это не повлияет, а вот мы уже ни за что не догадаемся, почему нам показали это объявление.

Похоже, что кампании в РСЯ по конкурентам пока что можно не отключать. Ещё никого за них не оштрафовали, да и доказать нарушение в случае чего будет практически невозможно. Но если что — я вам об этом не говорил ;-)

Выводы

  1. Теперь за рекламу в интернете по запросам с названиями товарных знаков конкурентов ФАС штрафует на 100–500 тысяч рублей, а суд взыскивает компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей. Все 5 млн рублей, конечно, не взыскивают, но 500–700 тысяч — вполне.
  2. Если кто-то рекламируется по вашему названию — отправляйте ему претензию.
  3. Если претензия не сработала — подавайте жалобу поисковикам.
  4. Если поисковики не отреагировали — обращайтесь в суд.
  5. Чтобы не стать фигурантом такого дела, позвоните своему директологу и попросите остановить рекламные кампании по конкурентам на поиске. Ну не стоит оно того, чесслово.

Друзья, спасибо вам за тёплый приём. Несмотря на экспериментальный формат, моя прошлая публикация «Как продавцы франшиз манипулируют подменой понятий» набрала больше 20 тысяч просмотров и около сотни комментариев, а мой свежеиспечённый Telegram-канал «Бизнес-юрист» (@bchlaw) на ваших глазах за несколько дней вырос с трёх подписчиков до трёх тысяч.

Если честно, я совсем не ожидал, что заинтересуется так много людей. Но это же и здорово: если вам интересны такие темы, значит, вы — те самые предусмотрительные предприниматели, которые подходят к бизнесу с холодным умом и трезвым расчётом, готовы работать и постоянно учиться. Я постараюсь сделать так, чтобы каждый мой пост помогал вашему бизнесу стать немного крепче.

В качестве благодарности для подписчиков я опубликовал в Telegram-канале несколько постов, которые больше нигде не выкладывал. Это пост о том, как не облажаться, подписывая договор, и статья про то, почему в России нельзя верить соглашениям о конфиденциальности. Наверное, стоит взять за правило раз в пару недель писать пост только для Telegram, должна же быть какая-то особенная польза для тех, кто подписался :)

Мои прошлые публикации на vc.ru:

0
251 комментарий
Написать комментарий...
Кирилл Фаррахов

Алексей, спасибо за интересную статью, очень поучительно.

Вывод: прежде чем рекламироваться по ключам на конкурента (выдавая себя за него), нужно вести деятельность в качестве ИП (штраф 20т руб.) и убедиться, что у него нет товарного знака (что б не попасть под 1515 ГК РФ).

Но у меня есть к вам пара вопросов:

1) В приведенных вами судебных решениях используется самый «жесткач», когда конкуренты не просто таргетируют РК по наименованию (товарному знаку) конкурента, но еще и в самом объявлении прописывают содержание ключа (по смысловому содержанию выдавая себя за него), из-за чего потенциальный клиент, намереваясь обратиться за товарами, услугами в организацию «А», кликает по объявлению содержащему наименование «А», но которое (объявление) принадлежит организации «Б».

Есть ли судебная практика, в соответствии с которой также признавалось бы недобросовестной конкуренцией, если таргетироваться по запросу на наименование (товарный знак) конкурента, но при этом в тексте самого объявления не выдавать себя за него.
К примеру, если в Яндексе вбить «Google Chrome» то выдачей №1 будет «Яндекс браузер», но при этом Google не бежит с ним судиться.

2) Недавно настраивал РК по запросам на наименования определенных организаций, со смысловым содержанием объявления – «помощь в расторжении договора и возврата денежных средств» (в самом объявлении их наименования не указывал, да и текст использовал очень тактичный, без слов «мошенники», «обманщики» и т.д.). Через некоторое время со мной связались и попросили удалить объявления мотивирую нарушением ФЗ «О защите конкуренции».
И если в предыдущем примере чистой воды есть нарушение ст. 14.6 ФЗ «О защите конкуренции», то в данном случае, какую статью указанного закона можно применить ?

В интернете полно объявлений, когда одна организация использует в своем объявлении название другой (которая даже может не являться конкурентов в своей сфере, а действовать в другой области), к примеру юрфирмы рекламируются по наименованиям проблемных застройщиков, с предложением взыскать с них неустойку. Упоминая их наименования в РСЯ и на поиске, особо не парясь, что это может как то ударить по их (застройщиков) деловой репутации и т.д.

Получается, что можно в рамках ФЗ «О защите конкуренции», вообще запретить любое упоминание конкурента (или организаций из других сфер деятельности) в своей рекламе ?

Был бы очень вам благодарен за ответ.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Кирилл, вам спасибо.
По первому вопросу.
Во втором решении, которое я привел, речь идет именно о ключевиках. Посмотрите вот это решение: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/0ebbdc54-e53a-4aac-a273-9144e66b89b1/a090c635-bcbd-42bb-8844-dca95613c64f/A40-55417-2017_20170920_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True

По заявлению истца нотариусом города Москвы Чайлиным С.А.
составлены протоколы осмотра письменных доказательств от 19.12.2016,
которыми зафиксировано, что в сети Интернет на интернет-страницах
yandex.ru при наборе в поисковой строке слов “XXXX» и
«XXXX» появляются рекламные баннеры, содержащие, помимо
указанных поисковых слов, наименование продукции – шкафы управления
для водоснабжения, пожаротушения и КНС, насосные установки, а также
ссылки на сайт xxxxxx.ru, позволяющие одним кликом перейти
непосредственно на сайт xxxxx.ru, на котором ответчиком рекламируется
производимое им оборудование – электротехнические шкафы управления,
насосные станции и установки.

Выбранные ответчиком (его уполномоченным лицом) ключевые
слова полностью совпадают фонетически и визуально с товарными
знаками истца «ХХХХХ» и «ХХХХХ», а с учетом того, что
указанные ключевые слова в рекламных объявлениях ответчика
использовались непосредственно вместе с названием вида товаров -
электротехнических шкафов управления, насосных станций и установок,
для индивидуализации которых зарегистрированы спорные товарные
знаки, то налицо и семантическое (смысловое) сходство, на основании чего
суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что
использованные ответчиком обозначения – ключевые слова сходны до
степени смешения с товарными знаками истца.

При запросе "Google Chrome" в Яндексе действительно выпадает вкладка "скачать Яндекс браузер на основе Chromium". Но там вроде как, не рекламная ссылка, это не Директ, а во вторых там указано "на основе Chromium", поэтому может они как-то сотрудничают в этом направлении. Тут уже не знаю, это зависит не от закона, а от отношения между компаниями.

По второму вопросу, я бы предложил мотивировать тем, кто с вами связался. Если они от вас чего-то требуют, то это они должны ссылаться на закон, а не вы. Спросите у них лучше напрямую, что они именно имеют в виду.

По рекламе с взысканием неустойки классный вопрос, спасибо. Пока что я думаю, что здесь все таки так можно, потому что сферы товаров и услуг у юристов и у застройщиков скорее всего разные. Но если у застройщиков знак зарегистрирован на класс МКТУ с юр. услугами, а застройщики любят регистрировать знаки на все сразу, то действия юристов будут все-таки нарушением.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Казаку

Да не идёт тут речь о ключевиках. Тут речь как раз о БАННЕРАХ, на которых было написано, допустим, "Огнетушители "Вулкан", а продавал их не ООО "Вулкан", обладатель этого товарного знака, а ИП "Петров и Васечкин", у которых этих "Вулканов" в жизни не было . За что его и оштрафовали, чтобы неповадно было. Ключевые запросы тут не при чём. Вернее, при чём, но не при том, что вы нам пытаетесь объяснить.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Nikolajev

Яростно плюсую. Автор опуса советует всем перечитать решение, но при этом не улавливает смысла претензии...
"зафиксировано, что в сети Интернет на интернет-страницах
yandex.ru при наборе в поисковой строке слов “Торговая марка 1» и
«Торговая марка 2» появляются рекламные баннеры, содержащие, ПОМИМО (!!!!!!!!!)
указанных поисковых слов (!!!!!!!!! - то есть в объявлении были использованые чужие трейдмарки), наименование продукции – шкафы управления....блабла

После этого уже можно все понять.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Казаку

Да, собственно, это и было введением в заблуждение. Мол, у нас есть эти шкафы. А на самом деле там не шкафы МММ, а шкафы ННН.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Еще раз: наименование продукции это не тоже самое, что товарный знак. Если там было указано ОГНЕТУШИТЕЛЬ КНС1-05, то это никак не может являться товарным знаком. Наименование продукции — это указание на ее вид, не более того.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Nikolajev

ключевые слова полностью совпадают фонетически и визуально с товарными знаками истца «ТЗ1» и «ТЗ2»
?
и они же были использованы в объявлении ответчика, и еще ПОМИМО этого ответчик указал продуктовую принадлежность товаров.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

все правильно. Только продуктовая принадлежность не может быть зарегистрирована в качестве товарного знака.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Nikolajev

При чем тут продуктовая принадлежность? Вы правда не понимаете?)) Алексей, в документе, на который Вы ссылаетесь, написано черным по белому, что в ОБЪЯВЛЕНИИ были использованы товарные знаки истца (2 штуки) И ПЛЮС СВЕРХУ указана принадлежность этих товаров к какой-то то там группе.

Бывают случаи, когда организации имеют огромное портфолио с абсолютно разными категориями продуктов под одним брендом, принадлежность товара к какой-то там категории в данном кейсе - вообще второстепенное по значению.

На пальцах: ответчик использовал 2 ТЗ истца в своем объявлении, привел клиентов к себе на сайт, где не было в продаже товаров брендов, использованных в объявлении, но зато были аналогичные производства ответчика.

Ответить
Развернуть ветку
248 комментариев
Раскрывать всегда