{"id":7725,"title":"\u041c\u043e\u0441\u043c\u0435\u0442\u0440\u043e \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0438\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u0447\u0430\u0441\u0442\u044b\u0435 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u044b \u043e \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438 \u043b\u0438\u0446","url":"\/redirect?component=advertising&id=7725&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/306052-v-metro-moskvy-teper-mozhno-platit-za-proezd-licom-sprosili-avtorov-proekta-kak-eto-rabotaet&placeBit=1&hash=1a23ae72488790d266f074c318177ed55db913e2e0bf5b3cbc11221f61048c67","isPaidAndBannersEnabled":false}

Юридические советы для руководителей организаций, в штате которых трудятся представители творческих профессий

Каждый день дизайнеры/маркетологи/копирайтеры обращаются в суды с исковыми заявлениями о взыскании компенсации за нарушение авторских прав и в результате получают немалые суммы с работодателей.

Обсудить В закладки Данная статья будет интересна не только руководителям компаний, в штате которых трудятся подобные представители творческих профессий, но также и им самим.

Итак,

Первое правило, которое Вы должны усвоить - на создаваемые служебные произведения (works made for hire) именно фактическим авторам (дизайнерам/маркетологам/копирайтерам) принадлежат авторские права (статья 1295 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, они имеют право признаваться автором произведения; им принадлежат права на имя, неприкосновенность произведения, обнародование его.

Исключительное же право принадлежат работодателю, если трудовым договором не предусмотрено иное. Исключительное право на произведение - возможность использовать его любым способом, не противоречащим закону (в том числе воспроизводить его, распространять, осуществлять публичный показ, сообщать в эфир, по кабелю, переводить, доводить до всеобщего сведения и т.д.)

Второе правило. Автор имеет право на вознаграждение за каждое созданное произведение. В трудовом договоре может быть предусмотрено, что оно входит в зарплату или выплачивается в виде квартальных или годовых премий, либо по завершении сдачи произведения.

Кроме этого, в компании должно быть издано Положение о служебных произведениях и Приказ о его утверждении.

Если работодатель забыл регламентировать вопрос о выплате вознаграждения за созданные произведения, то автор может смело требовать оплату на своих условиях, если решит уволиться из организации или будет просто обижен/возмущён чем-либо.

Дорогие владельцы организаций! Детально регламентируйте отношения в сфере авторских прав с представителями творческих профессий, иначе это грозит серьёзными правовыми последствиями в будущем.

0
15 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Неплохо было бы увидеть пример из юридической практики, по данному вопросу.

1

Благодарю за комментарий, Дмитрий. В одной из следующих статей расскажу про несколько интересных дел.

1

1. Забыли про задания, т.к. зачастую подход простой: "нет задания на разработку/создание - нет перехода прав";
2. Чтобы быть уверенным в отсутствии проблем, вознаграждение за создание и использование стоит включать и в заработную плату и выплачивать сверху номинальное вознаграждение. Это обусловлено тем, что в судебной практике есть две позиции и ни одна из них не является преобладающей: (1) обязанность по созданию произведений предусмотрена трудовым договором, поэтому именно в зарплату и включается (к примеру, https://kirovsky--sam.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=68269977&delo_id=1540005&new=0&text_number=1), (2) обязанность по уплате вознаграждения установлена ГК РФ, а не ТК РФ, данные кодексы регулируют различные отношения, поэтому выплата вознаграждения - это гражданско-правовые обязательства и именно поэтому данное вознаграждение не может быть включено в заработную плату (к примеру, пункт 26 [https://base.garant.ru/12147911/]);
3. неисключительные права можно и нужно ограничивать в чати способов использования, к примеру, через анонимное использование/использование без указания автора.

1

Благодарю за комментарий.

0

Ситуация с вознаграждением неоднозначная. Некоторые суды считают, что ссылка работодателя на зарплату, как на то самое вознаграждение, несостоятельна. Другие считают, что нет смысла устанавливать вознаграждение, если работник получает зарплату. Где-то встречал позицию, что можно написать в качестве вознаграждения - 0 руб. Видимых ограничений для этого нет.

1

Тогда такой вопрос: заказчик набросал на бумаге эскиз логотипа. Приложил к эскизу ТЗ с текстовым описанием где какой цвет, текстура, градиент, и т.п. Получил от иллюстратора готовый файл с логотипом, соответствующий эскизу лишь частично. Кто автор?

0

Предполагается, что создание объекта (логотипа) - это результат творческого труда, интеллектуальных усилий и т.п. Само по себе техническое исполнение без приложения означенного не создает никаких прав на сам объект. Условно, слепой писатель диктует книги своему другу, который печатает их на печатной машинке. Автором (обладателем неимущественных прав) и правообладателем (обладателем исключительных прав) будет слепой писатель, а не его друг, который суть является "инструментом".

В вашем случае можно условно говорить о трех вариантах:

1. есть два разных объекта (эских и логотип), из которых второй производный от первого. Презюмируем, что и в первом случае (эскиз-то нарисован) есть творческий труд и во втором (сходен, то отличается и является частично самостоятельным). Следовательно, заказчик является автором и правообладателем своего эскиза, иллюстратор - автором и правообладателем итогового логотипа. При этом логотип производен от эскиза (основан на нем в некоторой степени), а заказчик предоставляя его дает согласие на создание производного произведения.

Необходимо понимать, что произведения охраняются вне зависимости от их творческого и прочего уровня, достаточно новизны и интеллектуального элемента (собственно, новизна - это следствие интеллектуального труда).

Как распределяются исключительные права на логотип - вопрос договора, если условный подряд или трудовой договор, отходят заказчику/работодателю, за иллюстратором остаются только неимущественные права;

2. эскиз не охраняется в связи с тем, что при его создании не было ни интеллектуальных усилий, ни иного и представляет собой задание на то "как" он (логотип) должен быть реализован. Кроме того, описание цвета, текстуры, градиента и пр. можно расматривать как интеллектуальный труд (тогда первый вариант) либо - нет (тогда данный вариант), т.к. произведение - это то, что воплощено в объективной форме.

Условно: логотип должен быть круглым, красного цвета и вызывать восторг - это не объект авторского права, т.к. отсутствует реализация, которая и охраняется. Нет реализации - нет охраны.

В части итогового логотипа автором и правообладателем является иллюстратор. Итоговое распределение исключительных прав аналогично варианту 1;

3. теоретически можно говорить о совместном авторстве между заказчиком и иллюстратором, т.к. итоговый объект - это плод их совместных "творческих" усилий. Распределение исключительных прав - аналогично варианту 1. ред.

1

Анатолий, автором ТЗ будет являться заказчик (иногда это весьма серьёзный документ, который также охраняется авторским правом), а автором логотипа в любом случае будет исполнитель (иллюстратор). В данном случае не имеет значения, что логотип не соответствует ТЗ.

0

А если полностью соответствует эскизу? Но изображён не от руки заказчика, а красивенько?

0

Если не брать в расчет договорные условия о распределении прав (трудовой договор или иной), то автор и правообладатель - заказчик, иллюстратор - "технически" инструмент реализации и никаких прав у него нет.

1

Абсолютно верно! Опередили) Хотел подловить автора статьи, причём на реальном примере из жизни.)

1

Ого. Целых два правила автор нашел. Ни че себе. Автор - прям Эксперт с большой буквы Э! %)))

0

В статье не указано, что правил существует всего два. Я решила раскрыть именно их для начала. Вы не знакомы со мной, с моей компанией и с нашими клиентами, поэтому вряд ли вправе судить мою экспертность (в том числе - в данном вопросе). Буду очень рада прочитать Ваши статьи на данном сайте! Желаю успехов.

0

И что что не знакома? Мне теперь запрещено статьи ваши комментировать, эксперт с большой буквы Э?

0
Читать все 15 комментариев
Созданная «Яндексом» компания ClickHouse привлекла $250 млн при оценке в $2 млрд Статьи редакции

Инвестиции направят на расширение штата и развитие международного бизнеса.

«Альфа-банк» отключил части клиентов бесплатные push-уведомления о покупках Статьи редакции

Бесплатные push-уведомления останутся только для подтверждения операций.

«Когда геоданные попадают на рынок, их можно перепродавать бесконечно»: как устроен рынок сведений о местоположении Статьи редакции

Издание The Markup изучило 47 фирм, которые собирают данные о геолокации пользователей, и рассказало, как информация попадает в сеть, где она продаётся и кто её покупает.

Unsplash
Как мы организовали коллективное обучение в айти и почему оно лучше обычных курсов

Мы уже обучили и трудоустроили 47 отличных frontend-специалистов и не собираемся на этом останавливаться.

«Альфа-банк»: недостоверная информация о плате за обслуживание по кредитной карте

Решила оформить кредитку Альфа-банка «100 дней без %» по специальной ссылке. При оформлении по ней банк обещает 0 ₽ за обслуживание в первый год.

Как сотрудники Tele2 стали лицами бренда

Кто сказал, что сниматься для рекламы могут только профессиональные модели? В компании Tele2 лицами для внутренних и внешних рекламных кампаний становятся даже собственные сотрудники! Мы собрали истории коллег, которые подали заявки на конкурс и приняли участие в профессиональной фотосессии, а теперь их портреты украшают фотобанк Tele2.

Что на самом деле приводит мир в движение: история инструментов бухгалтерского учёта

От засечек на палках до специальных программ

UNIVAC I.
«Там считают, если взял выходной — не любишь свою работу»: музыканты из Кирова зарабатывают в Китае $1500 в месяц Статьи редакции

Дорогу, миграционные документы и проживание оплачивали работодатели, а кавер-группа выступала каждый день.

Спасти еду: экологичное ИТ-решение помогает ресторанам справляться с перепроизводством блюд

Каждый год в России выбрасывают около 17 млн тонн продуктов на 1,6 трлн рублей.

В Петербурге запретят работу ресторанов и кино по ночам с 8 ноября Статьи редакции

Можно работать только до 23:00.

Многопотоковая обработка файлов

В работе по анализу данных иногда требуется обработать большое количество файлов, настолько большое, что обработка может занять неделю, другую. В этой статье вы познакомитесь с многопоточностью в Python и как я решал проблему обработки большого количества файлов.

null