Как защитить свой бренд в социальных сетях

Меня зовут Наталья Владимирова, я юрист с 10-летним опытом работы, связанной с защитой интеллектуальной собственности, СЕО & Co-founder PatentBot (бот-регистратор товарных знаков и авторского права), хочу поделиться с вами лайфкахами по защите своего товарного знака в социальных сетях.

source unsplash.com

Диджитализация, в которой мы живем сегодня, привела к широкой доступности цифровых инструментов. Их использование позволяет компаниям беспрепятственно расширять свою деятельность по всему миру.

Социальные сети являются одним из мощнейших инструментов бизнеса, и если раньше говорили, что когда у бизнеса нет сайта, то его (бизнеса) не существует, то сейчас эту догму можно с легкостью применить и к социальным сетям и ведению бизнес-страниц в них.

Чеклист того, что нужно сделать при создании страниц в социальных сетях:

  1. Проверить нужный вам username. Не спешите паниковать, если он занят. Здесь нужно понять несколько аспектов: a) занят ли он в вашем регионе? б) пересекается ли деятельность уже созданного аккаунта с вашей? в) не нарушает ли этот аккаунт ваши права?

  2. Проверить ваши права на название страницы, которую вы планируете вести. И тут снова необходимо принимать во внимание вышеуказанные территорию, вид деятельности и действие зарегистрированной торговой марки. Только здесь важно убедиться, что ваш бренд уже зарегистрирован (есть охранный документ – сертификат или свидетельство) или находится в процессе регистрации (заявка подана в патентное ведомство соответствующей страны). Не стоит путать регистрацию знака с регистрацией компании. Это примерно как две параллельные прямые, они обе нужны, но не пересекаются.

  3. Устранять аккаунты, которые нарушают ваши права. Именно об этом мы и поговорим сейчас детальнее, ведь это самое интересное.

Можно ли сохранить за собой username и получить охрану на него?

Если вы используете свое имя пользователя, чтобы отличить продукт или услугу от конкурента, можете подать заявку на товарный знак.

Например, для регистрации имени пользователя (или названия компании) в Американском патентном ведомстве (USPTO), оно должно быть достаточно уникальным, чтобы идентифицировать только один продукт отдельного лица или организации.

Нельзя зарегистрировать (и впоследствии защитить) общие названия, например «Ноготки_в_Варшаве» или «СТО_лучшие_3000», важно создать именно уникальное, отличающееся от других, название. При этом необходимо помнить, что обычные слова также могут быть товарными знаками, не обязательно выдумывать неологизмы (вспомним бренды President, Домик в деревне, Dove, ТОЧКА и другие).

Защита товарного знака для вашего имени пользователя поможет предотвратить «нейм сквоттинг», а еще третьи лица не смогут выдавать себя за вас, обманывая ваших клиентов и нанося ущерб репутации вашего бренда

У вас есть зарегистрированный бренд и вы видите нарушение со стороны ваших конкурентов. Как действовать? Первое, что вам нужно знать, это то, что нужно именно действовать! Никто, кроме вас, не будет беспокоиться о защите вашей компании. Тут как раз история о спасении утопающих. Второе – сама механика действий при нарушении может выглядеть так:

  1. Обратитесь к нарушителю с просьбой прекратить нарушение.
  2. Если п.1 не сработал, обратитесь к нарушителю через представителей (юристов, адвокатов). Практика показывает, что одно и то же сообщение, отправленное от имени самого собственника прав и от имени его адвокатов, имеет совершенно разный результат. Обычно нарушитель, слыша волшебное слово «адвокаты», пугается, потому что понимает, что владелец бренда настроен решительно, раз подключил целую команду правозащитников, и удаляет спорные моменты или всю страницу.
  3. Обратитесь к администрации социальной сети, где было зафиксировано нарушение, с просьбой удалить нежелательный контент/страницу. Политика разных соцсетей в данном случае отличается, поэтому разберем разные случаи.

Политика в отношении защиты товарных знаков

Защита активов вашей торговой марки и репутации вашего бренда – одна из основ бизнеса. В этом материале мы сфокусируемся на шести ведущих социальных сетях, которые сегодня используются компаниями во всем мире, и рассмотрим их ресурсы для контроля и обеспечения соблюдения прав на товарные знаки.

  • Facebook
  • Instagram
  • YouTube
  • Twitter
  • LinkedIn
  • Pinterest

1. Facebook

Этот актив представляет огромную маркетинговую возможность для вашего бизнеса. Самая популярная соцсеть предоставляет исчерпывающую информацию о своей позиции в отношении нарушения прав на товарные знаки:

Facebook признает нарушения прав на товарные знаки, если: «Товарный знак владельца используется без разрешения на сайте; товарный знак используется в коммерческих целях или если это использование может ввести в заблуждение потребителей относительно ресурса, одобрения или принадлежности товаров или услуг человека».

Вы можете сообщить о нарушениях через онлайн-форму Facebook или по электронной почте.

Платформа в конечном итоге удалит контент, который явно нарушает права на товарный знак, прежде чем предоставить пользователю вашу контактную информацию и детали вашей жалобы.

Администрация Facebook особо подчеркивает, что она не в состоянии разрешать споры между третьими сторонами, и в конечном итоге может не иметь возможности удалить рассматриваемый контент, если судом будет принято другое решение.

Таким образом, платформа дает возможность урегулировать спор, но просит не втягивать ее в саму суть спора, оставляя это на усмотрение самих сторон и их юристов.

Больше информации о политике в отношении товарных знаков Facebook можно найти по ссылке.

2. Instagram

Наличие бизнес-профиля в Instagram позволит вашему бизнесу расширить видимость и охват ваших брендов. Само собой разумеется, что стоит защищать товарные знаки вашего бренда на этом ресурсе. Instagram, как и его старший брат Facebook, просит стороны разрешать спор между собой, но вместе с тем детально разбирает каждое обращение с жалобами. Instagram изложил свою политику в отношении нарушений прав на товарные знаки в справочном центре для пользователей. Вы можете подать жалобу с помощью этой онлайн-формы.

3. YouTube

Возможно, это лучший канал для видеомаркетинга, хоть и сложно назвать его напрямую «социальной сетью». Компании могут наращивать трафик, расширять свое присутствие и выходить на мировую аудиторию.

Правила YouTube запрещают каналы, а также видео, которые нарушают права на товарные знаки. Это означает, что если вы обнаружите другой канал, использующий видеоконтент с вашим товарным знаком, что может вызвать путаницу, вы имеете право связаться с YouTube.

Хотя YouTube предоставляет систему для сообщений о правонарушениях, платформа настоятельно рекомендует блогерам самим решать проблемы, чтобы добиться более быстрых результатов.

Владельцы товарных знаков могут напрямую связываться с пользователями через функцию личных сообщений YouTube.

4. Twitter

Не самая популярная социальная сеть, особенно для рунета, но тем не менее, многие бренды используют Twitter как эффективный маркетинговый инструмент. Глобально у сети 328 миллионов активных пользователей (статистика 2018 года), поэтому так или иначе стоит задуматься о безопасности своего бренда и на этой платформе.

Политика Twitter гласит следующее: «Использование чужого товарного знака таким образом, который может ввести в заблуждение пользователей в отношении принадлежности вашего бренда, может быть нарушением».

Если вы найдете кого-то, кто делает сквоттинг вашей торговой марки, сообщите об этом службе поддержки сайта через форму.

Если Twitter обнаружит, что заявленный владелец аккаунта нарушил права на товарный знак, он либо заблокирует аккаунт, либо предоставит пользователю возможность сделать это самостоятельно.

Ссылка на чужой товарный знак не является автоматическим нарушением политики Twitter в отношении торговой марки. Нажмите здесь для более подробной информации.

Что касается пародийных аккаунтов, то касательно них в Твиттере есть четкие инструкции и конкретные примеры, которые можно найти в их справочном центре.

5. LinkedIn

Согласно исследованию, проведенному Econsultancy, «LinkedIn в настоящее время отвечает за 64% всех посещений социальных сетей на корпоративных сайтах». LinkedIn является отличным местом как для B2B-маркетинга, так и для общения с единомышленниками. В то же время, среди широких масс платформа не так популярна, и занимает всего 19-е место среди 20 самых популярных социальных сетей в мире.

LinkedIn очень серьезно относится к обвинениям в нарушении прав на товарный знак, напоминая пользователям о необходимости сообщать о нарушениях «добросовестно». Подать такую заявку можно по ссылке.

6. Pinterest

Люди используют Pinterest, чтобы найти вдохновение и идеи для своих увлечений и интересов. Пины могут ссылаться на бизнес-сайты, поэтому многие компании сегодня используют эту платформу для увеличения трафика и продаж.

Учетные записи с именами пользователей, именами Pin Board или любым другим контентом, который вводит в заблуждение других людей или нарушает чужие торговые марки, может быть обновлен, перемещен или окончательно заблокирован.

Заявки о нарушениях прав на торваные знаки могут быть поданы путем заполнения формы здесь или по электронной почте [email protected].

А что Telegram и VK?

Стоит отметить, что мессенджер Telegram попал в подборку топ-20 самых популярных социальных сетей и замыкает этот список со своими 100 миллионами активных пользователей. В то же время, в отличие от других платформ, «Самолетик» открыто не поддерживает правообладателей как контента в целом, так и товарных знаков в частности. Так, в их условиях пользования (которые, к слову, состоят всего из трех небольших пунктов), нет ни слова о защите интеллектуальной собственности. Делается вывод, что споры, возникающие в рамках этой сети, могут быть урегулированы только между сторонами или через суд, что, конечно, неудобно и дает благодатную почву для нарушений.

Социальная сеть «Вконтакте», в отличие от Телеграма, все же защищает владельцев товарных знаков, что прямо указано в правилах пользования этим сайтом. Поэтому если вы столкнулись с нарушением своих прав в этой социальной сети, можете пожаловаться на группу с помощью функционала, который предоставляет ВК. При этом примечательно, что администрация сайта не принимает во внимание вид деятельности, для которого зарегистрировано название, поэтому даже если вы производите одежду, а под вашим брендом кто-то продает косметику, вы имеете право заблокировать такой аккаунт.

Как видим, в большинстве случаев можно, а главное нужно бороться за название своего бренда, чтобы его репутация не страдала, а прибыль лилась только в ваш карман. Большинство социальных сетей предусматривают возможность защиты товарных знаков, но напомню, что они обязательно при этом должны быть зарегистрированы. Регистрацию товарного знака можно произвести самостоятельно в патентном ведомстве, обратившись к юристам или подать электронную форму. Стоит отметить, что путь получения свидетельства длинный, и может быть разным, но главное – это конечный результат в виде охранного документа, который и станет оружием в борьбе с конкурентами.

0
4 комментария
Артем Акулов

Я вот так защищаю свой бренд в соц сетях:

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Звягинцева

спасибо за статью! это нужно знать каждому smmщику, контент-маркетологу и владельцу бизнеса, чтобы не попасть на денежки)

Ответить
Развернуть ветку
Ваня С

Всегда подозрительно отношусь к таким благодарным подробным комментариям, и фото у вас от нейронки -_-

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Георгий Беглорян

Где то я такую статью уже видел

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда