{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

История о том, как маркетплейс влетел на иск в 350 тысяч рублей

История одного предпринимателя, который открыл маркетплейс по продаже непродовольственных товаров и получил иск на 351 949 рублей. Рассказываю, как не наступить на грабли.

В разделе приёмная на vc.ru, один предприниматель рассказал душераздирающую историю о том "Как продать расческу за 500 рублей и встрять на 500 000". По мнению автора, у нас все плохо с защитой ИП-шников, подкупные суды и т.д. Меня зовут Рустам Рафиков, я юрист, управляющий партнер "Рафиков и Партнеры". Я просмотрел судебные акты и рассказываю вам, как не влететь в копеечку на чужом опыте.

Начало проблем

Опуская персональные данные ИП, скажем лишь что предприниматель открыл маркетплейс по продаже различных непродовольственных товаров egegei.ru. Надо сказать, что не плохой такой маркетплейс, сайт удобный, товаров много.

Главная страница маркетплейса egegei.ru Юридическая компания "Рафиков и Партнеры"

Предприниматель заключал договоры с поставщиками продукции, например расчёсок, клиент покупал, а поставщик направлял в адрес клиента посылочку. Стандартная бизнес-модель для маркетплейса, что уж говорить.

В один прекрасный момент появляется компания Бренд Монитор с совершенной другой бизнес-моделью. Компания отслеживает по гугл-картинкам какую-либо продукцию с брендом -- зарегистрированным товарным знаком. Осуществляет контрольную закупку, удостоверяется в том, что продавец продает контрафакт т.е. подделку, делает еще одну контрольную закупку у нотариуса и оформляет это всё документально чтобы в дальнейшем подать в суд от имени правообладателя. Умно, не правда-ли?

Чёртовы расчёски!

Герой нашей статьи продавал на своем маркетплейсе расчёски британской фирмы Tangle Teezer, которая зарегистрировала свой товарный знак и истребовала международную защиту. Расчёски оказались поддельными. Да, поставщик расчесок ООО "Мастер Класс" продавал подделки, а предприниматель не предусмотрев меры защиты в договоре, а также не особо думая о товарных знаках, просто продавал чёртовы расчески.

memesmix

И тут компания Бренд Монитор от имени Tangle Teezer Ltd. (зарегистрированную видимо в Англии) начинает писать нашему ИП о том, чтобы он удалил с сайта упоминания о расчёсках. ИП не читает письма от регистратора, не читает письма и полученные на почтовый адрес (досудебных претензий было аж четыре штуки). Подозреваю, что параллельно направляются претензии поставщику этих самых контрафактных расчесок, потому что ООО "Мастер Класс" показывает настоящий мастер-класс по уходу от ответственности -- подаёт документы в налоговую и ликвидируется.

Представители владельцев товарного знака Тангл Тизер подают иск в суд, где просят взыскать компенсацию 500 000 рублей + расходы (нотариальные на контрольную закупку, юридические). Почему 500 тыс.? Ну, как юрист, скажу, что в таких делах иногда ты просто ставишь сумму компенсации в иске и просишь суд удовлетворить требование.

По закону, суд не может уменьшить сумму компенсации до минимума без заявления ответчика т.е. предпринимателя. Но предприниматель или его юристы в отзыве на иск сумму компенсации никак не оспаривают, не просят её снизить и на суд не приходят. Суд извертелся, покрутил юридическими формулировками и всё же снизил сумму до 300 000 руб. компенсации. Потом предприниматель подал апелляцию, придумал историю с изменением Пользовательского соглашения на сайте с оферты на оказание услуг (плохое решение обхода закона), заплатил еще за это удовольствие юристам, а после пришел в приемную vc.ru говорить как всё плохо в этой стране и что он влетел на 500 тыс. руб. (после моего комментария статью отредактировал, ранее факты были искажены).

5 советов как не влететь в копеечку

1. Проверяйте поставщиков

Сегодня есть множество сервисов для проверки контрагентов, для этого не обязательно содержать свою службу безопасности из числа бывших сотрудников ФСБ. Например, есть такие бесплатные сервисы для проверки контрагентов как:

- база данных ЕГРЮЛ для проверки наличия юридического лица, его статусе (действующее, в процессе ликвидации и т.д.)

- Сервис "Прозрачный бизнес" для проверки статуса и должностных лиц компании

- Сведения о юр.лицах - должниках по налогам

- Федеральный реестр сведений о банкротстве - если лицо находится в данном реестре, то оно становится "токсичным". Заключаемые с таким лицом сделки могут быть оспорены.

- Картотека арбитражных дел - проверить есть ли судебные дела, требования о защите товарных знаков или иные дела, которые говорят о репутации контрагента

- Реестр товарных знаков Роспатента - проверьте наличие права распоряжения товарным знаком

2. Не пользуйтесь образцами договоров из интернета

Скачать договор поставки в интернете проще простого, но надо понимать, что каждый договор делается под какую-то определенную цель, которая в 90% случаев не совпадает с вашей. Более того, договоры в интернете не обновляются вместе с законодательством. У юристов есть шутка, что если долго смотреть на гражданский кодекс, то можно увидеть как он меняется.

Предусмотрите условие о том, что поставщик имеет право распространять продукцию (является легальным дистрибьютером). Используйте такие механизмы, как гарантии, заверения об обстоятельствах и условия о возмещении потерь, которые могут защитить вас, в случае предъявления претензий от третьих лиц. Прописывайте реальную сумму неустойки за нарушение обязательства, а не стандартную "1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за год просрочки".

3. Разработайте персональные документы для сайта (оферта, пользовательское соглашение)

Документы на сайте - основной договор с потребителем, поэтому не рекомендуется использовать скачанный с интернета образец. В данном деле истец ссылался на то, что предприниматель нигде не указывал, что поставщиком расчёсок является не он, а другое лицо. По договору-оферте, предприниматель сам продавал товары. Хотя по факту, маркетплейс лишь соединял покупателя и продавца.

4. Используйте действующие адреса и проверяйте почту

При регистрации домена, используйте действующий e-mail адрес, читайте сообщения от хостинг-провайдера. Вы можете получить важные сообщения от Роскомнадзора или от хост-провайдера с требованием удалить какую-либо информацию нарушающую права третьих лиц.

Адрес ИП или ООО должен быть действующим, ну или хотя-бы организуйте получение почтовых сообщений. Всем известно, что Почта России давно не доставляет счастье доставляя письма, а если еще добавить не действующий адрес, то почтальон вас точно не найдет.

5. Обратитесь к проверенным юристам

К сожалению, грамотных юристов в нашей стране не так много. На рынке орудуют конторы оказания срочной, быстрой, бесплатной и т.д. юридической помощи. На практике, все сводится к сбору денег за оформление документов без подробной консультации клиента. Классика: обещаем всё вернуть, всех наказать, взыскать ущерб за 7 дней. Борьба с такими конторами идёт, но очень медленная. Не ведитесь только на вывеску, проверяйте, смотрите на название компании, репутации.

Пример рекламы юридических услуг у Арбитражного суда г. Москвы Личная коллекция автора.

Получив иск, нужно готовить на него отзыв, собирать доказательства. В описанном выше деле, предприниматель или его юристы, почему-то не оспорили размер компенсации. Ведь очевидно, что размер убытков Тангл Тизер намного меньше 500 тыс. руб.

Как и в любых других нормальных и цивилизованных правопорядках, за нарушение прав на товарный знак, наступает ответственность. К примеру, правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещение убытков или выплаты компенсации (п. 4 ст. 1515 ГК РФ):

(i) в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

(ii) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Таким образом, можно было просить снижения размера компенсации, оспаривать размер ущерба, возместить убытки и т.д. Этого не было сделано, поэтому под звук молотка судьи Арбитражного суда г. Москвы 350 тыс. руб. отправляются в адрес Тангл Тизер Лтд., за вычетом процента находчивых юристов мониторящих рынок и закупивших расчёски.

Молоток судьи Pxhere

Если у вас есть схожие кейсы, пишите.

Надеюсь, советы были интересными. Что вы думаете про это дело?

#маркетплейс #товарныйзнак #интеллектуальная_собственность #иск #предприниматель #ип

0
3 комментария
Павел Тузов

```
ИП не читает письма от регистратора, не читает письма и полученные на почтовый адрес
```

Дальше можно и не читать

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс

Ахахахах, суд хорош конечно:
"Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить требования истца о
взыскании с ответчика 300 000 руб. компенсации за нарушение исключительных авторских
прав на товарный знак".
Исключительные авторские права на товарный знак - это мощно))

Вообще предприниматель закопал себя сам.
Документы нормальный не сделал, на претензии не отвечал, в суд не пришел. Бинго.

Ответить
Развернуть ветку
Rustam Rafikov
Автор

Кстати, да. Что такое исключительные авторские права на товарный знак - это вопрос. :)

"Документы нормальный не сделал, на претензии не отвечал, в суд не пришел. Бинго."
Они пытались - сделали из договора оферты, договор оказания услуг. Вот с агентским еще можно было подумать, убер-модель и т.д. Но договор услуг..

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда