Как оформить бренд за рубежом: 3 способа выйти на международный рынок

Планируете работать под своим брендом в другой стране? Тогда нужно дополнительно позаботиться о его международной регистрации. Как оформить международный товарный знак, расскажу в статье.

Елена Лучинина
Исполнительный директор патентного бюро "Железно"

Для чего регистрировать международный бренд

Не существует универсального обозначения, которое действовало бы по всему миру.

Товарный знак, зарегистрированный в Российской Федерации, охраняется только в ее пределах. Чтобы он был под защитой и на территории другого государства, нужно пройти дополнительную регистрацию.

Международная регистрация дает правообладателю возможность:

  • защищать бренд от копирования конкурентами в выбранной стране;
  • избежать нарушения исключительных прав зарубежных правообладателей.

Существуют три способа зарегистрировать бренд за рубежом:

  • по национальной системе в одной конкретной стране;
  • сразу в нескольких странах, входящих в один союз;
  • по Мадридской системе.

Остановимся на каждом подробнее.

Как оформить бренд за рубежом: 3 способа выйти на международный рынок

Регистрация по национальной системе

Это способ для тех, кто хочет выйти на рынок одного конкретного государства.

Для регистрации необходимо:

  • проверить, нет ли в стране таких же товарных знаков или похожих на ваш;
  • найти местного патентного поверенного, если документы можно подать только через резидента страны;
  • оплатить пошлину;
  • подготовить и подать заявку в местное ведомство по регистрации товарных знаков.

Патентное ведомство проверяет, правильно ли заполнена заявка и оплачены пошлины, а затем проводит экспертизу товарного знака. Если замечаний нет, знак регистрируют. Если обозначение не прошло проверку, заявителю направляют предварительный отказ. С помощью юриста можно исправить нарушения и добиться регистрации обозначения.

В каждой стране свои правила регистрации брендов, поэтому нужно внимательно изучить местное законодательство, прежде чем подавать заявку. Альтернативный вариант – обратиться к профессионалам, которые специализируются на регистрации брендов за рубежом.

То, что можно зарегистрировать как товарный знак в одной стране, может не подойти для регистрации в другой. Например, Европейское патентное ведомство не признало логотип Adidas – треугольник с наклонными полосами. Причина – недостаточно характерных особенностей.

Регистрация в странах, входящих в союз

Регистрация бренда в нескольких странах по отдельности – долго и дорого. Если вы планируете развивать бизнес в разных государствах, проверьте, не входят ли они в патентный союз.

Некоторые страны объединились и создали общие ведомства, чтобы одной заявкой можно было оформить товарный знак сразу в нескольких государствах. Самые известные из этих ведомств:

  • Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);
  • Европейское патентное ведомство;
  • Африканская организация интеллектуальной собственности;
  • Африканская региональная организация интеллектуальной собственности;
  • Евразийское патентное ведомство;
  • Бенилюкс.

Условия регистрации примерно одинаковы для всех союзов:

  • Заявитель вносит пошлину и направляет документы в ведомство;
  • Ведомство изучает заявку и отправляет ее в нужные страны;
  • Каждая страна проверяет знак на соответствие своим требованиям. Если замечаний нет, знак регистрируют. В противном случае возвращают заявку на доработку или отказывают в регистрации.

Такой способ регистрации обойдется дешевле, чем оформление товарного знака в каждой стране отдельно.

Регистрация по Мадридской системе

Мадридская система – международная система регистрации товарных знаков. Она действует в странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки.

При помощи Мадридской системы защиту бренда можно получить сразу в 130 странах. Для этого нужно подать всего одну заявку в Роспатент.

Главное и неоспоримое преимущество Мадридской системы – ее универсальность:

- одна заявка для регистрации в множестве стран;

- не нужно отдельно изучать законодательство каждого государства;

- более низкие затраты – нет необходимости оплачивать услуги местных патентных поверенных;

- не нужно переводить документы на язык каждой выбранной страны.

Для регистрации товарного знака по Мадридской системе нужно:

  • оформить бренд в Роспатенте;
  • направить в ведомство заявку для регистрации знака по Мадридской системе.

Эксперт Роспатента перешлет документы в ВОИС. Оттуда заявка отправится в указанные страны. Каждая из них проведет экспертизу и примет решение о регистрации или отказе.

Что будет, если не зарегистрировать товарный знак за рубежом

Зарубежный бизнес без правовой охраны – неоправданный риск для предпринимателя. Может оказаться, что товарный знак уже имеет владельца – тогда не избежать претензий и судебных разбирательств.

А может быть так, что бизнесом заинтересуются патентные тролли.

Это лица, которые регистрируют бренды не для использования, а с целью заработка на компенсациях. Для этого они ищут бизнесменов, которые используют незарегистрированные обозначения.

Если в споре с зарубежными патентными троллями суд встанет на их сторону, вам могут запретить импорт товаров. Ввезенные продукты признают контрафактом и наложат на них арест.

В некоторых государствах за незаконное использование бренда может грозить тюремное заключение. Например, в Германии можно попасть за решетку на срок до трех лет.

Какой бы сложной не казалась регистрация международного бренда, она оправдывает временные и денежные затраты, ведь риски высоки.

Чтобы увеличить шансы на регистрацию знака за рубежом, рекомендуем обратиться в патентное бюро. Специалисты помогут вам подобрать подходящий вариант регистрации – с учетом именно вашего бизнеса и тех стран, где вы планируете работать.

28
Начать дискуссию