Как оформить бренд за рубежом: 3 способа выйти на международный рынок
Планируете работать под своим брендом в другой стране? Тогда нужно дополнительно позаботиться о его международной регистрации. Как оформить международный товарный знак, расскажу в статье.
Для чего регистрировать международный бренд
Не существует универсального обозначения, которое действовало бы по всему миру.
Товарный знак, зарегистрированный в Российской Федерации, охраняется только в ее пределах. Чтобы он был под защитой и на территории другого государства, нужно пройти дополнительную регистрацию.
Международная регистрация дает правообладателю возможность:
- защищать бренд от копирования конкурентами в выбранной стране;
- избежать нарушения исключительных прав зарубежных правообладателей.
Существуют три способа зарегистрировать бренд за рубежом:
- по национальной системе в одной конкретной стране;
- сразу в нескольких странах, входящих в один союз;
- по Мадридской системе.
Остановимся на каждом подробнее.
Регистрация по национальной системе
Это способ для тех, кто хочет выйти на рынок одного конкретного государства.
Для регистрации необходимо:
- проверить, нет ли в стране таких же товарных знаков или похожих на ваш;
- найти местного патентного поверенного, если документы можно подать только через резидента страны;
- оплатить пошлину;
- подготовить и подать заявку в местное ведомство по регистрации товарных знаков.
Патентное ведомство проверяет, правильно ли заполнена заявка и оплачены пошлины, а затем проводит экспертизу товарного знака. Если замечаний нет, знак регистрируют. Если обозначение не прошло проверку, заявителю направляют предварительный отказ. С помощью юриста можно исправить нарушения и добиться регистрации обозначения.
В каждой стране свои правила регистрации брендов, поэтому нужно внимательно изучить местное законодательство, прежде чем подавать заявку. Альтернативный вариант – обратиться к профессионалам, которые специализируются на регистрации брендов за рубежом.
То, что можно зарегистрировать как товарный знак в одной стране, может не подойти для регистрации в другой. Например, Европейское патентное ведомство не признало логотип Adidas – треугольник с наклонными полосами. Причина – недостаточно характерных особенностей.
Регистрация в странах, входящих в союз
Регистрация бренда в нескольких странах по отдельности – долго и дорого. Если вы планируете развивать бизнес в разных государствах, проверьте, не входят ли они в патентный союз.
Некоторые страны объединились и создали общие ведомства, чтобы одной заявкой можно было оформить товарный знак сразу в нескольких государствах. Самые известные из этих ведомств:
- Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);
- Европейское патентное ведомство;
- Африканская организация интеллектуальной собственности;
- Африканская региональная организация интеллектуальной собственности;
- Евразийское патентное ведомство;
- Бенилюкс.
Условия регистрации примерно одинаковы для всех союзов:
- Заявитель вносит пошлину и направляет документы в ведомство;
- Ведомство изучает заявку и отправляет ее в нужные страны;
- Каждая страна проверяет знак на соответствие своим требованиям. Если замечаний нет, знак регистрируют. В противном случае возвращают заявку на доработку или отказывают в регистрации.
Такой способ регистрации обойдется дешевле, чем оформление товарного знака в каждой стране отдельно.
Регистрация по Мадридской системе
Мадридская система – международная система регистрации товарных знаков. Она действует в странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки.
При помощи Мадридской системы защиту бренда можно получить сразу в 130 странах. Для этого нужно подать всего одну заявку в Роспатент.
Главное и неоспоримое преимущество Мадридской системы – ее универсальность:
- одна заявка для регистрации в множестве стран;
- не нужно отдельно изучать законодательство каждого государства;
- более низкие затраты – нет необходимости оплачивать услуги местных патентных поверенных;
- не нужно переводить документы на язык каждой выбранной страны.
Для регистрации товарного знака по Мадридской системе нужно:
- оформить бренд в Роспатенте;
- направить в ведомство заявку для регистрации знака по Мадридской системе.
Эксперт Роспатента перешлет документы в ВОИС. Оттуда заявка отправится в указанные страны. Каждая из них проведет экспертизу и примет решение о регистрации или отказе.
Что будет, если не зарегистрировать товарный знак за рубежом
Зарубежный бизнес без правовой охраны – неоправданный риск для предпринимателя. Может оказаться, что товарный знак уже имеет владельца – тогда не избежать претензий и судебных разбирательств.
А может быть так, что бизнесом заинтересуются патентные тролли.
Это лица, которые регистрируют бренды не для использования, а с целью заработка на компенсациях. Для этого они ищут бизнесменов, которые используют незарегистрированные обозначения.
Если в споре с зарубежными патентными троллями суд встанет на их сторону, вам могут запретить импорт товаров. Ввезенные продукты признают контрафактом и наложат на них арест.
В некоторых государствах за незаконное использование бренда может грозить тюремное заключение. Например, в Германии можно попасть за решетку на срок до трех лет.
Какой бы сложной не казалась регистрация международного бренда, она оправдывает временные и денежные затраты, ведь риски высоки.
Чтобы увеличить шансы на регистрацию знака за рубежом, рекомендуем обратиться в патентное бюро. Специалисты помогут вам подобрать подходящий вариант регистрации – с учетом именно вашего бизнеса и тех стран, где вы планируете работать.