{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как возмещается ущерб туристам?

Право граждан Российской Федерации на отдых находит свое закрепление в Конституции РФ, но, к сожалению, не в полной мере реализовано в законодательстве о туризме. В частности, возмещение реального ущерба граждане РФ чаще всего получают несвоевременно, а порой и не получают вовсе.

Что говорит закон?

Большинство граждан России реализуют декларированное им право на отдых путем выезда за рубеж, причем популярность выездного туризма по сравнению с внутрироссийским гораздо выше. Именно поэтому сегодня защита прав и интересов туристов выступают в числе основных направлений государственного регулирования туристской деятельности в РФ.

Нормативно-правовая база, регламентирующая правоотношения в туристской сфере, довольно обширна. Сюда следует отнести Конституцию РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности» (далее – ФЗ «О туризме», Закон), а также Закон о защите прав потребителей от 07.12.1992 г.

Однако, несмотря на обширную правовую базу и поддержку со стороны государства, в настоящее время все чаще происходят случаи прекращения туроператорами своей деятельности по причине невозможности исполнения всех своих обязательств по договорам о реализации туристского продукта, ведь предпринимательская деятельность туроператоров, как и любая другая предпринимательская деятельность сопряжена с рисками.

По этой причине, со стороны государства предпринимаются довольно энергичные меры по усовершенствованию законодательства, направленные на защиту туристов.

Так в действующем законодательстве предусмотрены следующие элементы обеспечения профессиональной деятельности туроператоров.

Во-первых, резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма, который предназначен для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам. Решение об оказании или об отказе в оказании экстренной помощи туристу объединением туроператоров, принимается в течение 24 часов с момента получения обращения туриста. Понятие экстренной помощи включает в себя: перевозку туриста из страны временного пребывания в страну постоянного проживания (оплата услуг по перевозке), оплату услуг по размещению туриста в гостинице или ином месте размещения на срок до начала перевозки туриста к месту постоянного проживания, организацию и оплату трансфера туриста из гостиницы до аэропорта вылета, обеспечение оказания экстренной медицинской помощи, правовой помощи и обеспечение хранение багажа.

Формирование резервного фонда осуществляется объединением туроператоров с соблюдением ст. 11.4 ФЗ «О туризме». Однако, при возникновении экстренной ситуации всегда встает вопрос о том, сколько туристов отправил конкретный туроператор за границу. Представляется целесообразным предоставить Ростуризму возможность проверять количество туристов, отправленных туроператором за границу поскольку эти данные Ростуризму, предоставляют сами туроператоры.

Во-вторых, фонд персональной ответственности туроператора, предназначенный для выплаты денежных средств, причитающихся туристам и (или) иным заказчикам в целях возмещения реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма, в связи с прекращением туроператорской деятельности.

Но при ненадлежащем выполнении своих обязательств перед туристом, последний не может предъявить требования к фонду персональной ответственности, а должен их предъявлять либо непосредственно к туроператору, либо к страховщику или же к гаранту.

Законодателю необходимо обратить внимание на формулировку нормы закона, а именно на «неисполнение» обязательств и ввести в Закон термин «ненадлежащее исполнение обязательств», по аналогии с ГК РФ, в котором широко используются оба этих понятия.

В-третьих, страхование ответственности туроператора. Ответственность туроператора, наступление которой возможно вследствие неисполнения им обязательств по договору о реализации туристского продукта по причине прекращения своей деятельности. Объектом страхования выступает имущественные интересы туроператора, связанные с риском возникновения обязанности возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения обязательств по договору перед туристом и (или) иными заказчиками. Страховым случаем является неисполнение туроператором обязательств, предусмотренных договором о реализации туристского продукта.

По аналогии с предыдущим пунктом страховщиком, равно как и фондом персональной ответственности туроператора, возмещается реальный ущерб при неисполнении туроператором обязательств по договору, понятие «ненадлежащее исполнение» отсутствует, что в свою очередь вынуждает туриста обращаться непосредственно к туроператору к претензионном, а затем и в судебном порядке.

Под реальным ущербом понимаются расходы туриста и (или) иного заказчика на оплату услуг по перевозке и (или) размещению по договору о реализации туристского продукта.

В-четвертых, банковская гарантия. Обязательства туроператора перед туристами и (или) иными заказчиками, согласно действующему законодательству, должны гарантироваться либо договором страхования ответственности, либо банковской гарантией. На практике же туроператоры стараются избегать банковской гарантии и заключают договоры страхования.

Следует обратить внимание, что ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору предусмотрена не только для туроператора, но и для турагента, однако по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание услуг туристу и (или) иному заказчику, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались услуги.

Общий механизм возмещения ущерба туристу (иному заказчику), предусмотрен ст. 17.4 Закона. Так согласно вышепоименованной норме, основанием ля выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты банковской гарантии является факт причинения туристу (иному заказчику) реального ущерба по причине неисполнения туроператором своих обязательств по договору, по причине прекращения своей деятельности, при этом датой страхового случая является день, когда туроператор публично заявил о прекращении туроператорской деятельности.

Проблема заключается в том, что основанием для страховых выплат служит наступление страхового случая, для чего туроператору необходимо официально объявить о прекращении своей деятельности, однако, многие этого не делают и объясняют желанием урегулировать сложившуюся ситуацию.

Законом же прямо не предусмотрена обязанность туроператора официально объявлять о прекращении деятельности, однако согласно ст. 17.4 ФЗ «О туризме» в случае, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность по указанной причине, о чем уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно, датой страхового случая считается день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра.

Но в данном случае дата наступления страхового случая может быть на порядок позже, по сравнению с реальным прекращением деятельности туроператора, что в свою очередь, возлагает на туриста дополнительные риски.

В настоящее время покупка пакетных туров связана с довольно высокими рисками и порой напоминает игру в русскую рулетку – турист не может со 100% уверенностью сказать, как пройдет его отпуск.

Целесообразно было бы предусмотреть механизм, позволяющий туристам, оплатившим туры продолжать отпуск за рубежом даже в случае прекращения туроператором своей деятельности или его исключения из Единого федерального реестра туроператоров. Для этого туроператору, с согласия объединения туроператоров целесообразно предоставить возможность направлять финансовые средства из фонда персональной ответственности под контролем Ростуризма на погашение задолженности, образовавшейся перед иностранными контрагентами, а после исполнения всех своих обязательств перед заказчиками и возврата их в Россию, туроператор мог бы разбираться с претензиями и исками.

Такой механизм позволит россиянам беспрепятственно реализовать свое конституционное право на отдых, независимо от возможностей туроператора.

Автор: Анастасии Швец, юрист юридического центра «Статус-Кво»

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда