Налоговые проверки и контроль правоохранительными органами в 2019 году. Процедура и меры защиты

Налоговые проверки и контроль правоохранительными органами в 2019 году. Процедура и меры защиты

В настоящее время нет ни одной компании, которая бы не попала под проверку, за исключением вновь созданных. Среди предпринимателей распространено мнение о том, что в период три года с момента создания риск проверки минимален, но так ли это на практике?

По каким основным критериям компания может попасть под проверку? Ведь согласно данным статистики, под проверку попадает чуть ли не 4 компании из тысячи:

Первый критерий – отраслевая налоговая нагрузка (суммарное количество налогов и сборов, уплачиваемое в налоговом периоде) у налогоплательщика. Если она ниже средней по отрасли-риск проверки возрастает. Рассчитывается она по формуле:

Налоговые проверки и контроль правоохранительными органами в 2019 году. Процедура и меры защиты

Второй критерий - отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более календарных лет. К сожалению, при рассмотрении этого критерия не учитывается отраслевая специфика, так, например, при строительстве с длительным производственным циклом, заказчик-застройщик вынужден показывать убытки по результатам хозяйственной деятельности, потому как прибыль формируется в конце проекта, при реализации законченного строительством объекта.

Еще один пример, применение агентской схемы, при которой прибыль так же формируется при получении вознаграждения агентом (если агент на УСН). Однако все эти нюансы вскроются в ходе проверки.

Третий критерий – превышение доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна более 89% за период 12 месяцев.

Рассчитывается этот показатель по формуле:

Налоговые проверки и контроль правоохранительными органами в 2019 году. Процедура и меры защиты

Четвертый критерий - опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). На наш взгляд не логичный критерий и на практике чуть ли не каждая компания сталкивается с ситуацией кассовых разрывов и убытков по результатам своей деятельности, переоценкой, сезонностью и пр., но тем не менее, налоговая обязательно запросит пояснения, и если они не удовлетворят проверяющего, то проверка будет с высокой долей вероятности.

Чтобы самостоятельно провести анализ своей финансовой отчетности, рассчитайте этот критерий по формуле:

Налоговые проверки и контроль правоохранительными органами в 2019 году. Процедура и меры защиты

Пятый критерий - заработная плата на одного работника. Если она окажется ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ, то вопросов не избежать.

Поэтому рекомендуем мониторить средне-отраслевой уровень заработной платы в вашем регионе.

Шестой критерий - без деловой цели, построение цепочки посреднических сделок. Здесь не так страшна цепочка, как отсутствие целесообразности вовлечения такого числа участников в процесс, а если среди них окажутся и взаимозависимые, то вопросов не избежать.

Седьмой критерий – этот как раз тот случай, когда налогоплательщик игнорирует запросы и требования налогового органа. Здесь ситуация может обернуться плачевно для собственников компании, потому как адрес могут признать не существующим, собственника, как участника компании по несуществующему адресу, что в дальнейшем лишит его возможности стать участником в другой компании (вновь созданной).

Восьмой критерий - "миграция" налогоплательщиками между налоговыми органами. Я ранее упоминала о довольно распространенном мнении и критичном сроке для проверки-три года, так вот в этот миф верят многие налогоплательщика, в результате миграции из одного региона в другой они тем самым пытаются снизить риск проверки, а нас самом деле они многократно ее повышают. Более того, при постановке и при снятии на учет налоговый орган в праве провести камеральную проверку.

Девятый критерий - рентабельность деятельности компании и рентабельность активов.

Десятый критерий - ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Под этот критерий попадает буквально все, что поименовано в 53 Постановлении ВАС от 12.10.2006 г, перечислять этот базовый перечень смысла нет, его должен знать наизусть каждый бухгалтер и собственник бизнеса, самостоятельно осуществляющий бухгалтерский учет.

Мы привели основные критерии, по которым вероятность проведения проверки велика. Рекомендация здесь одна-провести аудит бухгалтерской, налоговой, кадровой и финансовой отчетности и исключить узкие места самостоятельно, либо привлечь сторонних независимых экспертов.

Почему мы рекомендуем своим клиентам привлечение именно независимых экспертов, да все просто:

1. Оценка будет проведена углубленная, доскональная, а не избирательная;

2. Проверка будет с максимальной степенью чистоплотности ее проведения, не будет не предвзятого отношения к должностному лицу;

3. На практике у того же кадровика, как говорится «глаз замыливается», и он может не замечать ошибок в учете, чисто механически их допуская. Это не хорошо и не плохо, главное вовремя устранить их;

4. Ну и в том случае, если у вас уже была проведена аудиторская проверка, уверяю вас, что данный участок они просматривали только через призму правильности начислений заработной платы, а помимо этого есть тонна нюансов, которые проверяющие наверняка найдут и начислять компании огромные штрафы.

Одиннадцатый критерий - приближение к критическим значениям параметров, дающих право на применение льготных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД). Как правило, собственник, при построении плана на текущий год, обнаруживает, что, скорее всего, к концу года его компания лишится права на применения льготного режима. Решение, которое первым приходит в голову - открытие еще одной компании с тем же режимом или реорганизации. Решение правильное, если бы не масса нюансов, недооценивать которые сродни преступлению. Именно на этих нюансах и будет выстраивать свою оппозицию налоговая и проверки вам не избежать.

Важный совет: не пренебрегайте привлекать независимых экспертов, при чем не одного, а минимум двух, для выбора самого оптимального и безопасного со всех точек зрения способа минимизации налогообложения.

Не для кого не секрет, что между двумя фискальными органами: налоговым органами и правоохранительными существует с инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2/347 от 30.06.2009. При чем у ОВД огромный опыт в проведении оперативно-следственных мероприятий, осмотра, выемки, допроса, в отличии от ФНС.

В каких же случаях налоговая может привлечь ОВД при проведении проверки? Законодательно этот вопрос до сих не урегулирован, однако есть некоторые факты, на основании которых можно сделать выводы, что сотрудники ОВД будут привлечены:

1. В случаях использования бюджетных денежных средств, как источника дохода;

2. В случаях проверки и обнаружения недоимки суммы НДС более 5 млн.р., получения необоснованной налоговой выгоды;

3. Налогоплательщик умышленно уклоняется от мероприятий налогового контроля (игнорирует требования, не приходит для дач показаний и пр.);

4. При обнаружении признаков вывода денежных средств в офшоры, фиктивное банкротство и пр.;

5. При обнаружения в ходе проверки схемы с участием множества посредников, с признаками компаний-«однодневок».

Более того, правоохранительным органам достаточно иметь на руках руках решение по налоговой проверке организации, для использования его в качестве основания для проведения проверки и возбуждения уголовного дела по факту совершения налоговых преступлений.

Помимо правоохранительных органов, у налоговых органов полномочия с каждым годов все шире и шире, и источников информации более чем достаточно для выявления факта недоимки в бюджет и совершенствования качества налогового контроля. Так за последние годы значительно расширились полномочий налоговой службы в части взаимодействия таможенными органами, иностранными налоговыми органами, банки, появилась возможность использования таких информационных технологий и ресурсов, как:

-аналитические базы;

- системы отслеживания НДС АСК НДС-2 и АИС "Налог-3";

-отслеживание движений транспорта по системе "Платон";

-база "массовых руководителей и учредителей";

-статистические данные;

-использование систем СПАРК и Контур.

Выводы: в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов отмечено, что в 2019 - 2020 годах планируется и дальше продолжить пополнять бюджет и значительную его часть за счет налоговых поступлений, с этой цель в настоящее время в разработке следующие пилотные проекты:

1. Проекта по дальнейшей цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов;

2. Электронный документооборот, в том числе налогоплательщиками, применяющими специальные режимы налогообложения;

3. План по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (под кодовым названием План BEPS);

4. План по автоматическому обмену налоговой информацией.

Еще раз хочется подчеркнуть тот факт, что профилактика действующего бизнеса, в качестве привлечения независимых сторонних экспертов не реже, чем один раз в год, даст гарантированно возможность предотвращения миллионных штрафов и недоимок со стороны фискальных органов, вплоть до полной парализации бизнеса.

Имея на руках карту своевременно выявленных ошибок, Собственник самостоятельно принимает решение о дальнейшей судьбе своей компании и бизнеса. Собственникам бизнес, помимо текущего сопровождения, нуждается в периодической (раз в два-три года) диагностике всей его структуры с участием независимых экспертов.

Предупрежден - значит вооружен!

11 показ
249249 открытий
Начать дискуссию