{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Просто о 193-ФЗ. Попытка развеять туман в новом «Законе о билетах»

Сначала о понятном и логичном:

1. Продавать билеты могут Организаторы мероприятий и «уполномоченные лица» (билетные агенты), и только по договорам. Агенты могут передавать право реализовывать билеты субагентам. Без договора продать билеты можно только способом: «…однократной продажи гражданином приобретенных им для использования в личных целях билетов, по стоимости не превышающей цены, указанной в билетах...».

2. Организатору лучше иметь свой официальный сайт в сети Интернет, где обязательно разместить следующую информацию:

- цены на билеты

- внешний вид билетов (формы билетов). Нужно помнить, что Минкульт устанавливает обязательные реквизиты, которые должны быть на билете как на бланке строгой отчетности. Организатор вправе самостоятельно разработать дизайн билета: выбрать как разместить обязательные реквизиты, установить собственные элементы оформления. Если билет не соответствует форме на сайте организатора, не содержит обязательных реквизитов, то он считается недействительным. По нему нельзя посетить мероприятие, и его нельзя вернуть. В идеале, организатор создает свою форму билета, чтобы все агенты использовали ее при продаже.

Формы билетов Александр Орлов

- список всех уполномоченных билетных агентов и субагентов, с которыми у организатора заключены договора на продажу билетов. С обязательным указанием их сайтов в сети интернет, максимально допустимого сервисного сбора, а так же важного факта: КТО будет возвращать билет (агент или организатор). Из этой нормы закона прямо вытекает обязанность агентов сообщать организатору информацию о своих субагентах.

- список мероприятий, с указанием необходимости предъявлять удостоверяющий личность документ для тех из них, где организатор установил такое правило. Так же закон требует указывать особые условия продажи билетов, например, признака «невозвратности».

Для тех организаторов, у кого нет сайтов, предусмотрена норма: «…обязаны предоставлять посетителям по их просьбе при посещении ими таких организаций всю вышеуказанную информацию»

3. Стоимость билета для конечного покупателя складывается из номинальной цены, которая обязательно указана на билете, и стоимости «сопутствующих услуг» (сервисного сбора), которая на билете не отображается, но указана в кассовом чеке. Продавать билет выше номинала нельзя. Сервисный сбор должен быть менее 10% от номинала. Таким образом при цене билета 2000 руб., можно установить максимальный сервисный сбор 199 руб. 99 коп.

4. Билеты могут быть именными, для прохода по таким билетам нужно предъявить документ, удостоверяющий личность.

5. Порядок возврата билетов устанавливается Постановлением правительства, которое пока существует как проект, подготовленный Минкультом 30.07.2019. В самом ФЗ-193 прописано, что при отмене и переносе мероприятия необходимо вернуть покупателю (по его заявлению) 100% номинальной стоимости билета. Кто будет возвращать, организатор или агент, должно быть указано в договоре между ними, а так же написано на сайте организатора. У организаторов и агентов должен быть порядок возврата билетов, соответствующий постановлению. В порядке возврата необходимо указать должностных лиц, осуществляющих возврат и переоформление билетов. Эта норма позволяет применять к таким лицам повышенные штрафы из КоАП.

Если покупатель отказывается посетить мероприятие по болезни или другим документально подтвержденным уважительными причинами, то возврат осуществляется по правилам из постановления. В случае отказа посетить мероприятие по любым другим причинам возвращается:

- не позднее чем за 10 дней до мероприятия: 100% цены билета.

- менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до мероприятия: не менее 50% цены билета.

- менее чем за пять дней, но не позднее чем за три дня до мероприятия: не менее 30% цены билета

- менее чем за три дня до мероприятия: вправе не возвращать ничего.

Сервисный сбор можно не возвращать.

6. Билеты могут быть «невозвратными», проданными по акции или на основании особых условий. Признак "невозвратности" должен быть указан на сайте, на билете, в условиях акции.

Далее о спорных моментах:

7. «В случае приобретения билета, абонемента и экскурсионной путевки за наличный расчет возврат денежных средств по Заявлению осуществляется в день получения Заявления».Это требование выглядит странно, ведь в кассе просто может не хватить средств, чтобы осуществить возврат всем, кто принес заявления.

8. «В целях борьбы с недобросовестными покупателями билетов, организации исполнительских искусств и музеи вправе не принимать к возврату по одному Заявлению более пяти билетов, абонементов и экскурсионных путевок». «Организации исполнительских искусств и музей вправе отказать в возврате денежных средств по Заявлению в случае установления факта систематического обращения посетителя с Заявлением более трех раз в месяц».Непонятно, как это сочетается с Законом о защите прав потребителей и другим законодательством РФ.

9. Предложенный в постановлении порядок переоформления билетов дает право организатору максимально усложнить это простое действие. Для переоформления билетов придется собирать справки.

В проекте приказа «Об утверждении порядка формирования и расчета общей стоимости сопутствующих услуг, оказываемых покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки» (подготовлен Минкультом России 01.08.2019) предпринимается попытка регламентировать расчет сервисного сбора, который агенты взимают при продаже билетов. Этот сбор уже ограничен в 193-ФЗ и должен быть менее 10% от стоимости билета.

Проект приказа разделяет сервисный сбор на три части:

Услуга по бронированию составляет не более 30 % от общей стоимости всех сопутствующих услуг (100%).

Услуги по формированию и (или печати) составляет не более 30 % от общей стоимости всех сопутствующих услуг (100%).

Услуга по информированию составляет не более 40 % от общей стоимости всех сопутствующих услуг (100 %).

Цитата из проекта приказа: «К примеру, если стоимость билета составляет 2 тыс. рублей, стоимость сопутствующих услуг должна составлять менее 10 % от стоимости билета, то есть менее 200 рублей. При этом: услуги по бронированию должны составлять менее 60 рублей, услуги по формированию и (или печати) - менее 60 рублей, услуги по информированию - менее 80 рублей. В случае, если посетителю оказаны, к примеру, только услуги по бронированию и формированию и (или печати) стоимость сопутствующих услуг должна составлять менее (60 рублей+60 рублей) 120 рублей.»

Очевидно, что в реальной жизни уменьшение сервисного сбора до одной или двух частей не будет применяться, так как легко доказать, что все три части ВСЕГДА присутствуют при продаже билетов, как на сайтах в интернет, так и в кассах.

Ответственности за неисполнение требований закона:

К нарушениям ФЗ-193 могут применяться следующие статьи КоАП:

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований

Статья 14.7. Обман потребителей

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

Штрафы по данным статьям составляют от 1 000 до 500 000 рублей.

Вывод:

В целом понятна направленность закона на борьбу с «билетной мафией», с профессиональными перекупщиками билетов. Очевидно желание Минкульта сделать процесс покупки билетов более прозрачным, исключить возможность обмана покупателей. В то же время нормы, предложенные в проектах подзаконных актов, выглядят не до конца проработанными.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда