Что думают специалисты о рекламе алкоголя у блогеров и претензиях ФАС к Youtube-каналу «Редакция» Статьи редакции
Юристы и агентства говорят, что до сих пор регуляторы почти не обращали внимания на видеоблогеров, но, похоже, ситуация меняется.
В сентябре 2019 года антимонопольная служба заинтересовалась видеороликом на канале «Редакция» Алексея Пивоварова. В одном из июньских выпусков журналист получает консультацию по выбору вина в магазине SimpleWine.
В апреле этого же года ФАС уже предъявляла подобные претензии Илье Варламову за видеоролик. В нём показана бутылка виски Dewar's, а на её фоне блогер рассказал, что напиток выдерживают в бочках два раза и это положительно влияет на вкус.
ФАС назначила Варламову штраф в размере 2000 рублей. Арбитражный суд Москвы подтвердил решение ведомства, когда блогер попытался его оспорить.
Юристы и специалисты из области работы с блогерами считают, что новые претензии к блогерам из-за рекламы вызывают беспокойство за ситуацию на рынке. Вполне вероятно, что теперь ФАС будет внимательнее следить за контентом блогеров, который раньше регулировался не так пристально.
Ответственность за рекламу алкоголя по закону
По закону «О рекламе» может считаться рекламой информация, которая:
- Адресована неопределённому кругу лиц.
- Направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
- Формирует или поддерживает интерес к бренду.
- Продвигает его на рынке.
Сейчас в России запрещено рекламировать алкоголь в интернете. За нарушение следует административный штраф:
От 2000 до 2500 рублей для гражданина.
От 4000 до 20 тысяч рублей для должностного лица.
- От 100 до 500 тысяч рублей для юридического лица.
При этом нарушителем признаётся и рекламодатель, и рекламопроизводитель, и рекламораспространитель. Блогер может попасть под любую из этих категорий.
Уровень ответственности за нарушение не зависит от того, в каком формате и на какой площадке размещена реклама и какая у неё аудитория.
Исключение — ограниченный круг лиц. Например, если блогер опубликовал на своей закрытой странице материал с алкогольным брендом или видеоролик на YouTube с ограниченным доступом по ссылке, то это не будет считаться рекламой.
По словам Марии Трошихиной и Адиля Мингалеева из юридической компании «PravoПросто», случаи привлечения к ответственности владельцев блогов — редкость. Однако инцидент с Алексеем Пивоваровым показывает, что ФАС, возможно, обратил внимание на сегмент рынка рекламы блогеров в целом.
Как алкогольные бренды сотрудничают с блогерами
Среди других партнёрств алкогольных брендов с блогерами можно выделить проект производителей виски William Lawson’s с сообществом «КликКлак». Вместе они выпускали четвёртый сезон шоу «Дай леща». Студия, на которой проводились съёмки, была оформлена в цветах бренда, а его название находилось на логотипе шоу.
Журналист и автор канала «Ещёнепознер» в рубрике «Закладка» выпускал в 2019 году видеоролики при поддержке алкогольного бренда Dewar’s. Журналист рассказывал о книгах и показывал бутылку виски с этикеткой. Зритель, который находил одну из упомянутых книг в книжном магазине «Подписные издания», получал в подарок бутылку Dewar’s.
В 2017 году бренд «Клинское» активно сотрудничал с видеоблогерами и на своём канале выпускал с ними музыкальные клипы. В видеороликах принимали участие Данила Поперечный, Эльдар Джарахов, Гурам Баблишвили и другие известные лидеры мнений.
В Instagram также встречаются рекламные кампании у блогеров. Например, Мария Миногарова рассказывает на своей странице о том, как приготовить коктейль с Martini Fiero. Этот же бренд появляется в роликах на YouTube-канале Анастасии Ивлеевой.
Новость о претензиях ФАС к Алексею Пивоварову может повлиять на сотрудничество между блогерами и алкогольными брендами. По мнению источника vc.ru, который занимается сотрудничеством между брендами и блогерами, сейчас всё будет зависеть от того, чем закончится эта история.
Основатель агентства WildJam Ярослав Андреев рассказывает, что алкогольные бренды готовы сотрудничать с блогерами, несмотря на завышенные цены по сравнению с рекламой других брендов. Его компания предоставляет рекламу для брендов у таких блогеров, как Николай Соболев, Марьяна Ро, Дмитрий Масленников и дизайнер Артемий Лебедев.
В одном из своих выступлений создатели YouTube-канала «КликКлак» рассказывали о сотрудничестве с брендом William Lawson’s: «Их [заказчиков] не интересовали обычные рекламные интеграции с ссылкой в описании или мелькающим логотипом в экране. Они хотели, чтобы через визуальный ряд передали ценности компании: студия была в фирменных цветах бренда».
Агентство «Авторские медиа», которое сотрудничает с Ильёй Варламовым, Денисом Косяковым, Дашей Козловской, Сталингулагом и другими блогерами, рассказывает, что ФАС только сейчас взялся за контроль рекламы на YouTube.
По словам основателя «Авторских медиа» Екатерины Патюлиной, при возникновении претензий агентство будет решать любые возникающие вопросы с ФАС в установленном законом порядке.
Команда YouTube-канала «Редакция» Пивоварова также планирует вместе с юристами урегулировать ситуацию согласно законодательству.
рекламу казино и ставок бы лучше проверили, хотя о чём это я, они же их вероятно крышуют...
"По закону «О рекламе» может считаться рекламой информация, которая:
Адресована неопределённому кругу лиц."
А если блогер в ролике перед рекламой алкоголя скажет "эта информация для Иванова Ивана Ивановича", так будет считаться рекламой?
Нужно будет доказать что помимо Иван Ивановича видало ещё 100500 кмк несложно, так что блогеры обречены,😭
если видео не закрыто от просмотра неограниченного круга лиц а доступно только по уникальной ссылке, то все будет ровно. если оно открытое то конечно это реклама, что бы он не сказал.
Если видео посмотрит только Иванов Иван Иванович, то тогда ок. Но если ещё кто-то, то не ок)
Не стоит трактовать законодательство "как в кино", это, как правило, заканчивается не в пользу трактующего))
я не знаю что такое "трактовать как в кино", в суды постоянно хожу по работе, поэтому представляю стратегию истца и ответчика в данном случае)
С юридической точки зрения, равнозначна ли реклама алкоголя у Алексея Пивоварова рекламе алкоголя у Райана Рейнольдса (джин Aviation)? Может ли Алексей Пивоваров, став резидентом другой страны, выйти из-под юрисдикции ФАС? Если нет, значит ли это, что YouTube и прочие видео-сервисы должны блокировать все ролики с рекламой алкоголя (в том числе на других языках) по требованию ФАС?
инициатива збс конечно, учитывая сколько несовершеннолетних пасется в ютубе, но могли бы и на телеке навести порядок. а то все засрано рекламой безалкогольного пива и все делают вид, что в домике. тогда как водочников заставили перестать придуриваться рекламой "минеральной воды "флагман" и тп уловками. еще кто бы мне объяснил почему безалкогольное пиво попадает под ограничения покупки после 22 часов вместе с обычным пивом. по идее эта моча должна стоять отдельной выкладкой для всех желающих 24 часа в сутки.
Да вроде можно купить, касса позволяет. Хотя помню один разок не вышло, наверно кассирша не в курсе была
Хорошая реклама канала Пивоварова.
И тут Лебедев бахнул прямую рекламу виски)
2000-2500р. штраф, окупиться :)
Вы хотели сказать "напитЬся!", ведь штраф у него окупится
Сорри, очень хотелось доебаться до орфографии)
400-500 тыс. 🤫
правильнее "и тут толпа блоггеров бахнула прямую рекламу дюварса"
Парфенон обречён...?!
Аххахха взял пол ляма за рекламу, заплатил штраф 2500. Нормально так вышел в плюс
Комментарий недоступен
Мне вот интересно - есть блогеры которые на камеру пьют алкоголь и высказывают своё мнение - это считается рекламой?
Да. Ведь они кайфуют и других призывают
вот это вы раскопали тему 2019 года :) сколько за это время воды утекло ;)
Совершенно закономерно, на мой взгляд, то, что ФАС взялся за рекламу алкоголя на Ютубе. Это всегда было вопросом времени.
Во всей этой истории с усилением контроля за рекламой в сети Интернет радует, что, возможно, с Ютуба уйдет реклама финансовых пирамид.