Реально ли обжаловать штрафы от Wildberries? Разбираем кейсы
Компании, такие как Wildberries и Ozon, уже давно поняли, что могут зарабатывать не только на комиссиях с продаж, рекламе, хранении, логистике, но и на штрафах.
За прошедший год Wildberries заработал целых 8,4 миллиарда рублей на штрафах и неустойках от продавцов.
Сегодня мы разберем кейсы текущего года и проанализируем, как строится судебная практика в сфере е-commerce.
15, 5 млн.руб. за курительные смеси
Индивидуальный предприниматель продавал на Wildberries курительные смеси.
За нарушение правил оферты селлеру начислены штрафы в общей сумме 15 500 000 руб.
Предприниматель не согласился с данными санкциями и обратился в суд.
ИП утверждал, что продавал смеси до внесений изменений в оферту о запрете продажи таких товаров.
В данном случае Wildberries удалось доказать, что продавец знал о запрете. Маркетплейс представил скриншоты новостей о запрете данных товаров, которые были размещены на портале и в личных кабинетах селлеров.
Wildberries указал, что согласно правилам маркетплейса, продавец обязан самостоятельно на регулярной основе знакомиться с размещенной на портале информацией. К размещению на портале запрещены: одноразовые электронные сигареты, системы нагревания, вейпы и pod устройства, а также комплектующие для pod систем, жидкость для вейпов, включая безникотиновые жидкости, картриджи а также иные товары.
Суд отказал в удовлетворении требований предпринимателя и признал штрафы законными. Апелляционная инстанция согласилась с таким решением (дело № А41-34644/2023).
Как сбой системы у Wildberries стоил селлеру 911 тыс.руб.
ИП обжаловала в арбитражный суд неправомерные штрафы Wildberries.
1. Штраф за повышенную логистику согласно коэффициенту по обмерам и штраф за занижение фактических габаритов упаковки товара.
Истец сообщила суду, что отправленный товар полностью совпадал с указанными на сайте, в связи с чем штрафы за логистику согласно коэффициенту по обмерам и занижение фактических габаритов упаковки товара не подлежит начислению. Доказательств обратного маркетплейс не представил.
2. Штраф за невыполненный заказ (отмена продавцом) в размере 911 573,25 руб.
В данной ситуации заказы были оформлены на нулевые остатки, что, по мнению селлера, свидетельствовало о явном сбое системы.
В подтверждение удержания ответчиком денежных средств, истец представил сведения из личного кабинета на портале Вайлдберриз – скриншоты листа заказов, с указанием номеров накладных, фото товара, наименованием товара, стоимости товара, номера склада, адреса места доставки, и указание на доставку или возврат товара; скриншот финансовых отчетов,.
Также истцом в личном кабинете был получен ответ от Wildberries, в котором
ответчик признает и подтверждает, что у них есть такой баг, в связи с чем ответчик каждый месяц компенсирует такие штрафы.
Истцом в материалы дела представлен скриншот Детализации отчета продаж,
сформированного автоматически в личном кабинете истца и выведенного в формате Excel, с указанием номеров накладных, предмета, кода номенклатуры, бренда, названия товара, количества товара, цены розничной товара, количества реализованного товара, скидки, обоснования для оплаты, даты заказа покупателем, даты продажи, обоснование штрафов и оплат.
Ответчиком (Wildberries) в ходе судебного заседания не были приведены доказательства, опровергающие данную информацию.
Суд сделал вывод, что, фактически, Wildberries осуществил начисление штрафов в связи с отменой заказов в отношении товаров на которые технологически не мог быть оформлен заказ в связи с нулевыми остатками на складе и в программном обеспечением за функциональность работы которого отвечает Wildberries.
Иск удовлетворен с Wildberries в пользу ответчика взыскано 967 тыс.руб. (дело № А41-19502/23).
Превысил габариты — плати штраф
Индивидуальный предприниматель обжаловал в суде штрафы Wildberries за завышенную логистику. Общая сумма требований составила около 700 тыс.руб.
В ходе судебного заседания были выявлены факты неверного указания в карточке товара объема продукции.
В данной ситуации суд встал на сторону маркетплейса, указав следующее:
- Продавец несет ответственность за несоответствие заявленных габаритов упаковки фактическим и риск пересчета услуг ООО "Вайлдберриз" по обработке, хранению и логистике товара согласно Инструкции "Стоимость хранения, логистики и приемки" и начисления повышенной логистики.
- Селлером допущены нарушения условий Договора о необходимости предоставления достоверных сведений о товарах, что влечет последствия начислений стоимости повышенной логистики.
В удовлетворении требований продавцу было отказано.
Предприниматель обжаловал решение суда в апелляцию, однако Десятый арбитражный апелляционный суд поддержал позицию Wildberries (дело № А41-19191/23).
На основе данных кейсов хотим сделать несколько выводов:
- Расширение рынка и увеличение объемов продаж повлекут за собой новые штрафы, блокировки личных кабинетов и иные проблемы для селлеров.
- Селлерам необходимо постоянно контролировать свой личный кабинет, сохранять переписку с маркетплейсом, фиксировать все ключевые моменты скриншотами, так, чтобы на них была видна дата и владелец кабинета.
- Продавцам следует внимательно изучать Правила площадки и оферту, следить за изменениями в данных документах.
- При неправомерных действиях площадки — незамедлительно составлять претензию и далее обращаться в арбитражный суд.
- В случае затруднений — получать консультацию юристов в сфере е-commerce.
Если вам требуется правовая поддержка по вопросам работы с маркетплейсами, обращайтесь к юристам Академии правовых и финансовых советников.