{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Защита дизайна в суде: что делать, если клиент грозит арбитражем

Ранее мы писали о защите дизайна перед клиентом, но даже это не гарантирует абсолютную победу — работа может принять негативную динамику и перейти в суд.

В статье разберемся с пользой материалов презентации, ведением документации, типичными проблемами в договоре и выбором юриста. Статья базируется на опыте студии и консультациях юриста Павла Невольниченко.

Мирное урегулирование — приоритетный вариант развития событий

В первую очередь мы рекомендуем не доводить конфликт до разбирательств в суде, даже если этот совет кажется самоочевидным. Если между вами и клиентом сохраняется минимальное доверие, постарайтесь найти компромисс. Вернитесь за стол переговоров, даже если это противоречит вашему характеру и привычкам.

В то же время не поддавайтесь панике и не реагируйте на манипуляции: под предлогом судебной претензии вас могут вынудить на пустые обещания или работу, которая не входила в сделку. Важно не отвести в сторону предмет задачи и не раздуть объем работ.

Строго закрепите новые требования к последней итерации, подкрепите это документом, подписанным с обеих сторон. Вернитесь к уточнению задачи: запросите исчерпывающий список замечаний, рассмотрите референс-лист, проведите новые консультации с сотрудниками клиента, подготовьте более детализированную презентацию. Проведите повторно работу, описанную в прошлой статье. Это поможет дальше.

Бюджет арбитражного разбирательства

Дело, конечно же, не только в культуре ведения бизнеса — стоимость арбитражных разбирательств быстро может превысить 100 тысяч рублей, а его длительность может занять больше года.

Подготовка отзывов (20 тысяч рублей), защита и участие в первой инстанции и апелляции (50 тысяч рублей), стоимость перелетов в Москву и обратно (48 393 рублей) и еще прочие, небольшие расходы (2250 рублей). К слову, сумма выше, чем претензия клиента по иску.

При этом обеспечить явку в суде желательно не только юристу, но и самому исполнителю, а это не только деньги, но и трата вашего свободного и рабочего времени.

Судиться — довольно дорогое удовольствие. Мало того, что вы должны найти юриста, который определит свой гонорар, в деле может быть назначена судебная экспертиза, которая также должна быть оплачена.

Павел Невольниченко, юрист

Репутационные потери

Способность довести дело до конца, при сохранении своих интересов, это не только черта профессионализма — мирное урегулирование сокращает репутационные риски. Базы, как СБИС или «Контур.Фокус», выдают сведения об участии в судебных процессах обеих сторон.

На нашей практике потенциальный клиент решил дождаться результатов суда и не спешить со сделкой. При освещении одной из сторон спора в интернете история может бросить тень на всех, вне зависимости от её итогов. Показательная история произошла на самом vc.ru, листайте до комментариев.

Заключение сделки — автоматическая подготовка к суду

Следить за обязанностями и правами нужно при заключении любого договора. Хороший договор — это не бюрократическая бумажка для суда, а документ, который регламентирует отношения с клиентом.

Если вы правильно ведете документацию, а договор оптимизирован и разработан вместе с юристом — вы готовы. Если иск в суде, а договор вы видели пару раз, готовиться поздно, придется исходить из того, что есть.

База договора подряда

Большая вероятность, что суд не будет вникать в детали и специфику вашей работы, важно само соответствие юридическому порядку оказания услуг. Именно с позиции прозрачности и внятности формулировок нужно оценить договор: предмет сделки, сроки выполнения работ, наличие или отсутствие этапов, порядок передачи результатов и оплаты, стоимость работы.

  • Прировняйте электронную переписку к деловой документации и закрепите список адресов, так не нужно будет высылать все почтой. Фиксируйте там договоренности, промежуточные результаты, ссылки и исходники. Закрепите список лиц, которые могут участвовать в проекте, вместе с адресами их почт. Если вы закрепляете договоренности устно, а результат в мессенджерах, то юридически вы ничего клиенту не предоставили, если такие способы передачи не регламентированы договором.
  • Подробно опишите содержание работы, разделив на этапы. Пропишите, в каком формате вы передаете работу и вычеркните из коммерческого предложения вещи, которые к результату работ не имеют отношения: сама презентация дизайна, опросники, брифы.
  • Не обещайте фиксированных дат дедлайна, заложите возможные итерации, замечания или новые требования клиента. Нужно либо жестко ограничить задачу, либо предусмотреть дополнительные вилки сроков на согласования и переделки. Следите за исполнением, в противном случае претензии клиента будут обоснованными.
  • Направляйте промежуточные акты приемки-сдачи результата, приступайте к следующему этапу только после получения оригинала или подписанного скана. Делайте это, даже если клиент их не подписывает, это обозначит вашу позицию о завершении этапа или работ.
  • Договоритесь с клиентом о возможных претензиях к сумме после предоставления результата работы. Стоит помнить, что при любой детализации задачи в дизайне есть креативная часть и творческий труд, хоть и в очень прикладном смысле. Эту работу не регламентировать полностью, клиент на свой страх и риск выбирает исполнителя.

Нужно понимать, что судья — это не специалист в диджитал. Безусловно, они мало понимают, что такое дизайнерские услуги и их специфика, но они точно знают, что такое подряд, результат работ и всё, что вытекает из этих терминов.

Первый вопрос, который задают судьи: «Какой результат работ должен быть по договору и как его передали заказчику».

Павел Невольниченко, юрист

Все сказанное ложь, написанное — правда

По итогу любых встреч, звонков и устных переговоров важно закрепить тезисы беседы, приложить их к задаче и направить клиенту по электронной почте — это будет детализировать ход работ. В ответ на письма клиент должен либо возразить и поправить, либо принять резюме беседы.

Не пренебрегайте составлением материалов, которые помогают конкретизировать ожидаемый результат: техническое задание, референсы, прототип, CJM, брифы и опросники. Вы должны быть готовыми объяснить природу и логику решений, если претензия будет к качеству и экспертизе. Все материалы должны дублироваться клиенту.

Как бы доброжелательно все ни звучало при заключении сделки, никто не знает, чего стоит ожидать дальше. Для построения долгосрочных и доверительных отношений готовьтесь к самому худшему развитию событий, это и ложится в основу взаимоуважения сторон.

Если риск арбитражного разбирательства переходит в практическую плоскость

Не превращайте ситуацию в стресс для коллектива и драму для социальных сетей — для профессионала принципиально ничего не меняется. Если вы изначально представляете силы добра, уверены в результате и оформились правильно, то арбитраж — это всего лишь опциональный этап защиты, хоть и со своими издержками и рисками. Теперь нужно готовиться продать решение не клиенту, а судье.

Успейте до иска направить клиенту свою позицию максимально предметно и ясно со стороны: со ссылками на договор, материалами проекта и закрепленными договоренностями. Это письмо должно исчерпывающе отвечать на вопрос качества работы, ее передачи, сроков и соответствия требованиям. Работа должна быть выполнена в полном соответствии и в нужные сроки, как минимум с вашей позиции.

Ни в коем случае не спускайтесь до истерик или личных оскорблений, особенно на уровне переписки. Рабочая почта не место для упражнений в остроумии и язвительности. Рабочая переписка — не личное дело отдельных людей. Ее могут предоставить третьим лицам: судье, руководителю, юристами, другим дизайнерам.

Что еще стоит успеть до иска

  • Если у вас есть подозрение, что проект может перейти в правовое поле, но досудебных и судебных претензий еще нет, вы можете усилить свою позицию — запишите результат работ на диск и отправьте его по «Почте России» на адрес, указанный в договоре. Получите опись вложения, в которой подробно описан содержание диска и его ценность. Это дополнительно подтвердит факт передачи результата.
  • Смотрите арбитражную картотеку либо базы юридических лиц, где собрана информация, в том числе и по искам. Если смените адрес офиса, клиент не уведомит вас через электронные каналы, почта не доставит письмо — это только ваша проблема, суд посчитает, что уведомил вас. Дело может быть рассмотрено по «упрощенному порядку», и вы его проиграете, не вставая со стула, просто потому что не объяснили своей позиции суду и не опровергли претензии истца :)
  • Сразу начинайте искать юриста, если его до сих пор нет, даже при отсутствии иска прямо сейчас. Юрист поможет заранее определить риски по проблемным проектам, проверит договор и даст рекомендации по улучшению документации. Чем раньше познакомитесь с грамотным юристом, тем быстрее и лучше защитите свои бюджеты.

Если стало известно о возбуждении в отношении вас гражданского дела, то в первую очередь необходимо ознакомиться с материалами дела в суде. Происходит это путем посещения суда, где вам выдают дело для фото или копий.

Затем стоит — хотя бы на начальной стадии — определить обоснованность требований истца и уже в зависимости от этого решать, «мириться» или «биться до конца». Если первый вариант — можно утвердить мировое соглашение и закрыть дело, второй — посетить юриста для оказания правовой помощи.

Павел Невольниченко, юрист

Выбор юриста и специфика защиты проектов по дизайну

Учить читателей vc.ru проверять отзывы, смотреть на специализацию и практику дел юриста — избыточно, но важно отметить, что человек, который впервые узнал об арбитражном разбирательстве, часто пугается и оказывается в уязвимом психологическом положении. В спешных попытках разобраться с проблемой легко создать себе их еще больше на старте.

Основная проблема, с которой можно столкнуться на практике, — нетактичные или пассивные действия юриста. Если вы не привели предметных аргументов в первой инстанции, то в апелляции этого сделать не дадут.

Связано это с тем, что суд второй инстанции пересматривает дело по тем доказательствам, которые уже приобщены, а новые доказательства принимаются только при наличии уважительных причин — невозможности их представления в первой инстанции. Неразумная позиция легко заводит дело в тупик, даже без усилий истца.

На что, кроме базовых вещей, стоит обратить внимание при выборе юриста:

  • Какую коммуникацию предлагает юрист. Если специалист будет доступен только через «прокси», дозвониться и дописаться до него нельзя, а встречи назначает сама компания — уходите. Большая вероятность, что погружения в задачу не будет, а это дорога к поверхностной и слабой позиции.
  • Избыточная самоуверенность и убеждение в том, что вы гарантированно победите — сигнал о беспочвенных представлениях российского судопроизводства. В то же время сомнительный и критичный взгляд на дело — не повод для отказа юристу в работе.
  • Концентрация на процессе, а не на пользе. Проявляется это в избыточной кипе бумаг или действиях, которые не требовались делом: письма в органы и инстанции, где гарантирован отказ, заверение бумаг, которые этого не требуют и дальше по списку. За каждым таким телодвижением юрист может настаивать на подписании акта — так он и будет представлять свою работу. Юрист сконцентрированный на достижении конкретной цели не делает десять шагов, когда требуется один.
  • Низкая цена — необязательно плохо. Но, если ее ставит специалист, который имеет множество дел, — есть риск, что работа поставлена на поток. Возможно, что в каких-то процессах так работать можно, но наша специфика этого не позволяет. Здесь юрист должен задавать вопросы и погружаться в детали о концепциях, облачных дисках, джипегах :)

Была масса случаев, когда люди возвращались через месяц и говорили: «ой, Павел я дело слил по первой инстанции, помогите в апелляции», вытащить удаётся далеко не каждое дело. Главный совет все же обращаться к специалистам или хотя записаться на платную консультацию, чтобы понять алгоритм и ход судебного процесса.

Обывателю алгоритм судебного разбирательства неизвестны, а опытный юрист на раз поймет, что нужно сделать, хотя бы накидает план, возможные риски или наоборот перспективы.

Павел Невольниченко, юрист

Что еще стоит обсудить с юристом по нашей специфике:

  • Если рассмотрение дела идет по упрощенной форме, а вы хотите донести до судьи аргументы устно, то стоит просить о переходе в общий порядок. В вопросе дизайнерских услуг это имеет смысл, много нюансов оказания услуги. Можно заявить в суд ходатайство об организации видеоконференции через местный суд. Так можно участвовать в процессе удаленно, по монитору. Мы рекомендуем сразу занимать активную правовую позицию, не пуская дело на самотек.
  • Важно обеспечить явку на первых заседаниях не только юристу, но и ответчику. На заседании идёт диалог, у вас сложится правильно представление о том, какие вопросы есть у суда, что его смущает, какие доказательства суд хочет получить. Это позволяет оперативно корректировать правовую позицию по делу. Так же, каким опытным юрист бы не был, могут возникнуть вопросы, на которые способен ответить только специалист.
  • Суд в Москве дороже, чем в регионе, время на заседание могут выделить всего пять-семь минут, а опоздание заседания на несколько часов от назначенного времени — привычная практика. Но как наш опыт, так и опыт рынка говорит все-таки о том, что вести свое разбирательство лучше там. В региональных судах нет достаточной базы разбирательств в таких делах, объяснять содержание своих услуг будет значительно сложнее.

Выводы и дорожная карта

1. Вернитесь к переговорам и сойдитесь на конкретных доработках, которые будут последними — с этим будем проще, даже если все-таки дело дойдет до суда.

2. Приведите в порядок бумажки: акты, презентации, договор и копии, направляйте все результаты по почте — всегда готовьтесь к суду, каким бы проект ни был.

3. Если проект продолжает набирать негативную динамику: ясно сформулируйте свою позицию клиенту с ссылкой на рабочие материалы. Досылайте почтой результаты работ, следим за картотекой арбитражных дел.

4. Параллельно с этим: найдите юриста, который концентрируется на задаче и готов работать вместе с вами. Оцените риски и сформулируйте стратегию защиты, исходя из того, как поставлен сам иск.

5. Занимайте активную правовую позицию, по необходимости переходите на общий порядок, участвуйте в разбирательстве сами, корректируйте стратегию по мере участия в процессе.

6. Участие в суде — опциональный этап дизайна, относиться к нему следует как к работе, где защищать дизайн нужно перед судом.

На почту [email protected] вы можете рассказать о своих разбирательствах: претензия подрядчика, его требования, возникшие сложности. Нам интересно узнать больше о практике правоприменения в нашей сфере. Спасибо за прочтение.

0
2 комментария
Дмитрий Бабушкин

На сайте студии – "Студия готова дать гарантии по дедлайну, даже при условии сжатых сроков"

В статье – "Не обещайте фиксированных дат дедлайна..."

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Яровой
Автор

первое: при особенных условиях и договоренностях, когда сроки стоят во главе угла и есть конкретная дата, от которой никак не уйти

 
второе: когда только взяли заказ в стандартном режиме

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда