«Превратимся в унылый поисковик»: гендиректор «Яндекса» о последствиях ужесточения властями контроля над компанией Статьи редакции

Пострадают пользователи, сотрудники и инвесторы, предупредила Елена Бунина.

Гендиректор «Яндекса» в России Елена Бунина рассказала РБК, как повлияет на компанию, её сотрудников и разработки принятие законопроекта о «значимых» интернет-компаниях. Депутат Госдумы Антон Горелкин, который его внёс, предлагает запретить иностранцам владеть более чем 20% в российских интернет-компаниях.

Осенью Госдума начала обсуждение законопроекта. На фоне этого «Яндекс» потерял более $1,5 млрд капитализации. На 16 октября капитализация компании на бирже Nasdaq составляла $9,9 млрд.

О законопроекте

Сейчас законопроект настолько неопределённо написан, что есть ощущение, что любая компания может под это подойти. У каждой компании есть сайт и есть непрозрачный способ, как компания будет попадать под требование закона. Просто кто-то должен внести его в список. И это некий дамоклов меч, который будет висеть над всей индустрией: вдруг данная компания завтра попадёт в список, и, значит, сегодня в нее вкладывать нельзя.

Елена Бунина

О последствиях для рынка и инвесторов

Если взять все российские компании и суммировать все деньги, которые пришли в эти компании от иностранных инвесторов, — это будет астрономическая сумма. Теперь представьте, что каждой такой компании разрешат иметь только 20% иностранного капитала.

Инвесторы уйдут, не видя для себя экономического смысла держать деньги в таких активах, потому что ликвидность будет очень низкой. Они просто потеряют интерес к российским активам. А покрыть разницу российским инвесторам будет крайне тяжело. Не хватит всех Абрамовичей, которые есть в стране.

Елена Бунина

Если гипотетически моделировать вариант со снижением стоимости акций. Кому это может быть выгодно? Допустим, сейчас акции упали на 20% и их купили. Они потом на 20% отросли. Нехорошая игра, но понятная.

Теперь представьте, что такой закон почти выпустили, всё уже на волоске и, например, наши акции упали ещё больше, до $10. И наконец, тот человек, который это всё задумал, купил все наши акции и стал руководить компанией. Предположим.

Цена акций уже не отрастёт, потому что инвесторы скажут: «До свидания. Мы больше так не можем. Есть какой-то предел в испытании наших нервов».

Елена Бунина

Как отреагируют сотрудники

Надо не забывать, что у наших сотрудников, почти у половины, часть компенсации находится в акциях. Это ключевые люди. Для самых топовых падение акции, например, в четыре раза означает аналогичное падение дохода. Для каких-то просто хороших специалистов это падение дохода, предположим на 30%, тоже прилично.

И что они после этого делают? Собирают вещи и уезжают в Facebook. А когда у нас, например, 25% ключевых сотрудников уехали в Facebook, что получит новый условный владелец? Вся сила компании в людях.

Елена Бунина

Что будет с «Яндексом»

Наш главный актив — это люди. ДНК и корпоративную культуру формирует каждый из 10 тысяч наших сотрудников, половина из которых, по сути, акционеры. Мы выдерживаем отток в год, например, 5% сильных сотрудников. Это тяжело, но это восстанавливаемо.

А вот если уйдёт сильно больше — это не восстановить. Уйдут не в соседний бизнес-центр, а, скорее всего, уедут за рубеж, потому что мы видим, каким спросом там пользуются «яндексоиды» и какая очередь за ними стоит.

Из этого следует, что новые классные сервисы, над которыми мы сейчас работаем, развиваться не будут. А дальше компания превратится в угрюмый, унылый поисковик, в котором можно что-то найти, и всё. «Яндекс — найдётся что-нибудь».

Елена Бунина
0
383 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна

Как минимум в Москве практически исчезли бомбилы, которые в 2000-е за рандомную сумму возили людей. К этому стоит добавить еще и саму стоимость поездки, которая снизилась с "ну я подумаю отвезти тебя за 7 тысяч до гостиницы из Домодедова" до 3-4к и не на убитой 99ой, а на нормальной премиальной машине и эконом упал до 1к насколько я знаю. Каршеринг отъедает часть личных автомобилей, что позволяет лучше утилизировать дороги. Яндекс Еда возит еду, как ни странно. Основная пользова Яндекса и Мейла в маленьком капиталистическом мирке, который позволяет получать для конечного пользователя лучший товар за меньшие деньги. Навигатор, поиск, голосовые ассистенты - это все каналы дистрибуции, а не основные сервисы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна

Такси в Москве очень дешевое и дешевле того, что было до их выхода на рынок. Я то уж помню как в начале 2000х за дорогу от дома до института мне заломили 3к. Сейчас этот путь стоит 400 рублей. Еда не может быть дешевле, т.к. Яндекс ее не производит. Только за счет конкуренции среди дарк китченов может появится лучший сервис и лучшее качество.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна
Установите сейчас какое-нибудь приложение(у меня лично "сравнитакси"), что собирает информацию о поездке с разных агрегаторов - удивитесь. У яндекса будет самая высокая цена.

Думаю сейчас в Москве самые дешевые тарифы у Ситимобил, т.к. они как бы хотят кусок рынка. Это здорово. Получается Яндекс не монополист.

И, цены на такси упали не потому, что яндекс пришёл. Просто в те времена большие такси стали переходить на приложения, агрегацию. И тут яндекс подсуетился. Я прекрасно помню тот момент, когда у "желтого такси" появилось приложение и фикс за поездку.

Я прекрасно помню ценник и не надо мне рассказывать что раньше было лучше. Если бы цены были адекватными, то Яндекс бы просто не смог зайти на рынок.

Короче, если бы не яндекс в тот момент, в столице было бы штучек 30 крупных такси, с приложениями и плюшками, а то и больше. Сейчас же... по пальцам крупных пересчитать.

А может быть и не было бы. Или их вообще бы не было. Это все попукивание в лужу. Когда Яндекс начинал Такси дела у них были прямо таки скажем не очень до прихода Тиграна.

В области же яндекс - это не такси, а хрен знает что. Местные везут за 200руб, яндекс же запросто может выкинуть на том же маршруте 800.

Пользуйтесь местными. Вам же никто не запрещает.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна
Когда яндекс свалился, приходится ездить на солярисах с иностранцами. Можно выше взять, но там такая же рулетка - и получить реально иностранца за убитом сиде, например.

Бедный вы несчастный. Яндекс заставляет ездить на солярисах с иностраницами. Что ж вы рублем не поддерживаете тех, кто возит на премиальных машинах с рассово-верными водителями?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Курочкин

Странно. Сегодня вечером нужно было доехать от промзоны до ближайшего метро, заказал эконом, приехал спокойный и корректный Иван. И это не первый случай, в последние месяцы почти всегда водители – не иммигранты. Куда надо плюнуть, чтобы телепортироваться в ваш мир?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Лучше не плюйте, потом из чёрного списка не вылезете.
Бывшему коллеге часто попадаются уроды и его жалобы яндекс через раз вообще игнорирует, а мне всегда возвращает деньги и, иногда, даёт скидку на следующую поездку.
Похоже у яндекса есть свой рейтинг пользователей и он влияет и на доверие техподдержки, и на выбор водителей.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел Андрейчук

Со сбером у них не очень, вроде бы и как сбер ухаживает, дарит подарки, говорит что любит, Яндекс иногда даже отвечает взаимностью, но в попку всё же не даёт.

Ответить
Развернуть ветку
380 комментариев
Раскрывать всегда