Товарный знак как инструмент оптимизации налога на прибыль

Ирина Григорьева / Клерк.ру
В закладки

Использование объектов интеллектуальной собственности является одним из универсальных способов оптимизации налога на прибыль.

Сегодня мы поговорим об объекте интеллектуальной собственности, который доступен любому юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю. Это товарный знак. Для потребителя товарный знак – это визитная карточка, символ определенного производителя.

Товарный знак может быть размещен:

- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках, или хранятся или перевозятся с целью введения в гражданский оборот на территории РФ, либо ввозятся на территорию РФ;

- при выполнении работ, оказании услуг;· на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

- в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Известный, завоевавший доверие потребителей товарный знак ассоциируется у потребителя с гарантией качества выпускаемых товаров и способствует их продвижению. Кроме того, грамотное использование товарного знака позволит бенефициару получить подтвержденный доход, а компании – снизить налог на прибыль.

Стоит сразу отметить, что за последние два года значительно сократился срок регистрации товарного знака. Если раньше заявителю приходилось ждать решение Роспатента 11-12 месяцев, то сейчас срок регистрации товарного знака составляет примерно 6 месяцев. Кроме того, появилась возможность ускоренной регистрации, при которой Роспатент выносит решение за 3 недели (по заявкам на изобразительные товарные знаки), либо за 5-6 недель (по заявкам на словесные товарные знаки).

Только факта регистрации товарного знака недостаточно для того, чтобы использовать его в целях налоговой оптимизации. Товарный знак нужно оценить. И уже имея на руках результат оценки для обоснования размера роялти и паушальных платежей, можно регистрировать лицензионный договор. Как показывает судебная практика, регистрация в установленном порядке лицензионного договора и дополнительных соглашений к нему - это обязательное условие для правомерности производимых по договору расчетов.

В деле № А76-6391/2018 между четырьмя физическими лицами-патентообладателями (лицензиары) и АО «Папилон» (лицензиат) были заключены лицензионные договоры, зарегистрированные в Роспатенте. К этим договорам были составлены дополнительные соглашения, которые увеличивали размер роялти и которые не направлялись на регистрацию в Роспатент. Налоговая инспекция посчитала, что лицензиат получил необоснованную налоговую выгоду в виде неправомерного завышения расходов, что привело к занижению налоговой базы на прибыль, а также обратил внимание суда на то, что дополнительные соглашения не были зарегистрированы Роспатентом. Однако суд первой инстанции и апелляционный суд не приняли довод инспекции об отсутствии регистрации дополнительных соглашений. Дело было направлено в кассационную инстанцию, которая постановила отменить решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение, мотивировав свое решение тем, что условие о размере вознаграждения - это неотъемлемая часть возмездного договора, который в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в Роспатенте. При новом рассмотрении дела суд первой инстанции принял позицию налоговой инспекции.

Помимо правильно оформленных документов, в лицензионном договоре должен быть указан размер роялти. Суды придерживаются мнения, что российское законодательство не устанавливает ограничения относительно минимального и максимального размера роялти, выплачиваемых по лицензионным договорам. Поэтому его размер должен быть «разумным». Но поскольку степень разумности у каждого правообладателя может быть своя, то используется общепринятая средняя ставка роялти – 5 % от оборота.

По делу № А40-104968/2017 индивидуальный предприниматель Бирюков А.В. (применяет УСН) является правообладателем товарного знака. При этом заявка на товарный знак изначально была подана от имени ООО «Страховая компания «Экип», а затем права на нее переданы ИП за вознаграждение в размере 25 000 руб. При этом учредителями ООО являлись сын ИП и ООО «Гибралтар», единственным учредителем которого был ИП. После регистрации товарного знака между ИП и ООО был заключен лицензионный договор, зарегистрированный в Роспатенте, по которому размер роялти составлял 4,5 % от ежеквартальной выручки лицензиата. За 2015 год ИП получил 6 078 741 руб.

В ходе проверки налоговая инспекция установила следующее:

- ООО и ИП являются взаимозависимыми лицами;

- лицензионный договор был заключен на невыгодных для ООО условиях;

- у ИП, согласно ОКВЭД, зарегистрированы виды деятельности, не совпадающие с видами деятельности, для которых зарегистрирован товарный знак;

- денежные средства переводились со счета ИП на карту физического лица; не было никаких платежей, подтверждающих ведение финансово-экономической, коммерческой деятельности.

Суд первой инстанции принял позицию налоговой инспекции, апелляционный суд оставил решение в силе.

Рассмотрим еще один пример, более удачный для налогоплательщика.

По делу № А43-16326/2018 ИП Выперайленко являлся владельцем товарного знака Х. Статусом ИП он обладал до 2008 г., затем вновь зарегистрировался в 2015 году.

В 2010 г. между ИП и ООО был заключен договор возмездного оказания услуг по разработке редизайна товарного знака, в соответствии с которым ООО должно было зарегистрировать новый товарный знак от имени Выперайленко и передать ему свидетельство. Однако заявка на товарный знак Х2 была подана в 2012 г. от имени ООО (мы помним, что на тот момент Выперайленко не имел статуса ИП и, соответственно, не мог быть заявителем). Роспатент вынес предварительный отказ в регистрации, противопоставив заявителю товарный знак Х, который принадлежал Выперайленко. Чтобы ООО смогло преодолеть предварительный отказ и зарегистрировать товарный знак, Выперайленко аннулировал товарный знак Х. ООО благополучно получило свидетельство на товарный знак Х2. После этого Выперайленко регистрируется в качестве ИП и подает иск к ООО о запрете использования товарного знака Х2. Стороны утвердили мировое соглашение, по которому ООО обязано передать права на товарный знак Х2 индивидуальному предпринимателю по договору уступки (безвозмездно), а за незаконное использование товарного знака Х2 ООО выплачивает ИП компенсацию, размер которой составил 102 047 130 руб.

Далее между ИП и ООО был заключен лицензионный договор, по которому размер роялти составил 1,5 % от ежегодного оборота ООО.

Казалось бы, все факты против налогоплательщика. У налоговой инспекции – железные аргументы:

  • Взаимозависимость ИП и ООО налицо. Компенсационные выплаты в адрес Выперайленко носят неправомерный характер. ООО необоснованно занизило размер расходов на сумму компенсации (102 млн. руб.);
  • По результатам оценочной экспертизы, стоимость товарного знака Х2 составила 68 039 000 руб., в то время как он был передан Выперайленко безвозмездно;
  • Выперайленко прекратил свою деятельность в качестве ИП, что лишает его статуса обладателя исключительного права на товарный знак, так как обладателем такого права может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
  • Выперайленко знал о том, что ООО регистрирует на себя товарный знак Х2, так как после получения предварительного отказа Роспатента аннулировал свой товарный знак.

Однако у суда в ответ нашлись контраргументы:

  • Взаимозависимость участников сделок сама по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Реальность хозяйственных операций между ИП и ООО не опровергается, товарный знак в деятельности ООО используется.
  • Передача товарного знака Х2 была совершена во исполнение условий мирового соглашения, поэтому не предполагает какой-либо оплаты;
  • Факт прекращения предпринимательской деятельности не влечет за собой автоматическое прекращение прав на товарный знак. Для этого правообладатель должен направить в Роспатент заявление о досрочном прекращении исключительного права на товарный знак, и только на основании этого заявления товарный знак аннулируется.
  • Аннулирование товарного знака Х1 было вызвано необходимостью зарегистрировать новый товарный знак. Воля правообладателя не была направлена на прекращение прав на товарный знак вообще.

Налоговая инспекция обратилась с иском в апелляционный суд, который оставил в силе решение суда первой инстанции.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод – для того, чтобы успешно использовать товарный знак в качестве средства оптимизации налога на прибыль, нужно соблюдать несколько нехитрых правил:

  • Своевременно регистрировать документы в установленном порядке;
  • Определять адекватный размер роялти;
  • Товарный знак реально должен использоваться в деятельности лицензиата.

Учесть все нюансы и следовать всем правилам можно, но достаточно трудо- и времязатратно. Поэтому наша компания "Комплаенс Решения" предлагает услугу регистрации товарного знака "под ключ". ПОДРОБНЕЕ

Автор:

Виктория Букова - патентный поверенный, эксперт по праву интеллектуальной собственности компании "Компаленс Решения".

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Иван Кузнецов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": -5, "favorites": 26, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 89520, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 27 Nov 2019 17:52:04 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 89520, "author_id": 370195, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/89520\/get","add":"\/comments\/89520\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/89520"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199120, "last_count_and_date": null }
1 комментарий
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }