Коллективные иски: что на самом деле это значит для больших компаний

С 1 октября 2019 года в России появилась возможность подачи коллективных исков. Сделать это можно вполне законно — уже вступил в силу закон 191-ФЗ ГПК РФ со всеми поправками и дополнениями.

В закладки

Теперь, если у большого количества людей одна общая проблема (отравились йогуртом марки «Н», косметика марки «Х» оказалась некачественной и прочее), схожие требования, обстоятельства и один общий ответчик — все они могут обратиться в суд против компании.

Почему компании? Коллективные иски предлагают множество возможностей именно для сферы защиты прав потребителей — ни одна другая область права не подходит к групповым искам так идеально, как эта.

Именно поэтому коллективные иски давно процветают в США — страна, которая известна судебными решениями с колоссальными выплатами средств потребителям, теперь вынуждена вводить ограничения по таким искам. За первые десять лет нашего века одни только юридические фирмы заработали на коллективных исках (внимание) около $16 млрд.

Государство обалдело и в 2005 году приняло Class Action Fairness Act — закон, который ограничивает возможность подать групповой иск, если истцов — менее 100 человек, а сумма требования не доходит до $5 млн. Штаты принялись как-то регулировать эту сферу, потому что число коллективных исков стало запредельным — остальной же мир, надо сказать, тему с групповыми исками только распробовал.

Ничего принципиально нового в коллективных исках нет — что-то похожее появилось в Англии ещё в 13 веке. Спустя пять веков эта практика там как-то сдулась — оказалось, что возможности для неё иссякли, что бы это ни значило.

Но затем практика, словно эпидемия, перешла в США, где, как мы знаем, все инновации получают «безумное развитие и колоссальный рост». В том же 18 веке в США начали складываться предпосылки для будущего развития коллективной защиты прав — страна приняла Equity Rule 48 для «представительских тяжб», которое потом приведёт к тому, что Philip Morris заплатит в суде $79,5 млн, а Tesla — $5 млн. И та и другая компании — ответчики по коллективному иску.

В США такие решения, по меркам русской души философа, гипертрофированы — у нас только посмеялись над человеком, который подал иск к МТС на сумму 30 млрд рублей из-за того, что у него списали бесплатные минуты из пакета.

У нас смеются, а в Штатах МТС и заплатил бы, и раскланялся. Это не шутка — например, Visa и Mastercard по коллективному иску заплатили аж $6,2 млрд. Причина? Заявителей не устроило то, что банки и платёжные системы завышали комиссии, если платежи проводились по банковским картам.

Если в наших реалиях такое и возможно, то очень нескоро — и судебное финансирование, и коллективные иски развивались за границей почти что синхронно, бок о бок, и с разницей в несколько лет дошли до России. Сейчас, скорее всего, будет бум мелких исков — ставлю на то, что в первое время это будет только потребительский сектор с минимальными суммами требования — вроде «100 человек купили губную помаду за 300 рублей, а она оказалась плохой».

Сами понимаете, какими будут суммы выплат — потребители будут побеждать в большинстве случаев, но материально никак не повлияют на компанию своими победами. Это вам не Штаты, где наш иск к МТС действительно мог бы принять совсем другое развитие событий.

На зачаточных этапах будет страдать только репутация: и коллективные иски, и судебное финансирование — темы, как оказалось, едва ли не модные, поэтому фирмам хорошо бы «подтянуться» и не навлечь на себя такого. Пострадают на 2 рубля, а репутацию потом восстанавливай годами, пока не забудется.

Но 2 рубля — тоже деньги, если с тебя их спрашивают тысячи, а то и миллионы людей.

Самые очевидные претенденты на получение коллективных исков — это банки и страховые. Да, именно те, с кем потребителям всегда судиться было сложнее всего — большая половина исков просто отклонялась судом.

Суды просто завалены исками, в которых тысячи людей пытаются восстановить справедливость по совершенно одинаковым вопросам — навязанная страховка (здесь мы вовремя себя обезопасили — отныне банки не смогут ничего навязать), изменения условий договора, неправомерные отказы от выплат по страховым случаям…

Следующие претенденты — это застройщики. Долевые участники строительства — противники очень опасные, и проиграть им будет действительно дорого. Дешевле, чем за пролитый кофе в McDonald's, но по размерам выплат в нашей стране эта сфера тоже может стать одной из лидирующих.

Далее пойдёт классика жанра — это и сотовые операторы, и ремонтные компании, и автосервисы… Совершенно непонятно, к чему нас это приведёт, но то, что коллективные иски сами по себе — крайне мощный регулятор отношения компаний к потребителям — это факт.

Чего бы я не хотела в связи с этим нововведением:

  • Потребительского терроризма — я ни в каком виде не приемлю «обдирание как липку» компаний, у которых хватило таланта вырасти и не нарушить права потребителей. Мой сервис никогда не будет финансировать дела, связанные с несправедливыми требованиями потребителя.
  • Абсурда — я думаю, что у компаний уровня Philip Morris просто нет выбора, и они должны платить огромные деньги по решению суда (и даже до него). Но видеть, что люди на полном серьёзе хотят миллиарды за то, что у них списали бесплатные минуты — увольте. Это бред, а я не люблю цирк в правосудии.

Что я хотела бы видеть (и что готов и будет финансировать мой сервис):

  • Справедливые требования истцов, которые равносильны тому ущербу, который им причинили.
  • Ответственность каждой компании перед потребителями их продукции или услуг — я не намекаю на чёрную волну пиара, которая понесётся на компанию в тот момент, как только к ней предъявят коллективный иск. Но я за то, чтобы компании вообще не допускали такой возможности.

Самая адекватная цель коллективных исков — это упрощение процесса разбирательства по одинаковым искам и повышение сознательности у компаний.

Рисуйте перспективы сами — выше я привела множество примеров, когда в США под лозунгом «за всё хорошее и против всего плохого» крупнейшие компании отдают баснословные деньги в ходе таких исков. Для несправедливости, обмана и мошенничества остаётся всё меньше места, и это хорошо.

А совсем идеально, если это не создаст больше места для потребительского терроризма и эксплуатации Закона о защите прав потребителей в личных целях каждого, кто считает, что крупная компания должна ему больше, чем то, что она должна по праву.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Анна Комракова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 10, "likes": 17, "favorites": 26, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 89971, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 28 Oct 2019 11:46:54 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 89971, "author_id": 274655, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/89971\/get","add":"\/comments\/89971\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/89971"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199120, "last_count_and_date": null }
10 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Подпишусь под иском к сберу и к билайну

Ответить
0

И я рада, что эта возможность наконец появилась)

Ответить
1

Одной из очевидных отраслей для коллективных исков - это ЖКХ, особенно в  сфере МКД (Многоквартирные дома). Когда проблематично провести Общее собрание собственников (от 100 квартир и более), для отстаивания своих интересов, то многие собственники согласятся присоединится к инициативному соседу, т.к. нарушены общие права (плохое качество обслуживания, нет текущего ремонт имущества, УК самовольно установила видеокамеры, на площадке с контейнерами мусор лежит вне баков, разрушено крыльцо подъезда и пр). p.s. Касательно исков к автосервису (что автодилеры, что маленькие сервисы)...приведу пример =>>>> ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2001 г. N 290
 
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОКАЗАНИЯ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ) ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ —> п.15 "е". Согласно данного пункта, при приемке автомобиля (ТС далее) в ремонт сторонами фиксируется его цена, т.е. если ТС "упадет"  с подъемника/ком и пр. ущерб оценивается исходя из этой цены. Вопрос - кто-то видел такое у себя в РФ ???   Аналогично, химчистка, есть цена вещи и степень износа, а как правило, пишут от фонаря приемщики (30-40-50%) ,без указания стоимости. 

Ответить
0

Алексей, вы правы. Сейчас для принятия многих коллективных решений, жителям дома нужно собрать 100% голосов, что на практике просто неосуществимо. Коллективные иски могут стать выходом, и дать, наконец-то, возможность жителям влиять на решения управляющей компании. Очень надеюсь, что это поможет развитию гражданского общества в нашей стране!)

Ответить
0

проиграть им будет действительно дорого

Угу, особенно в России. 3 млрд дольщикам? Вот пожалуйста: стол и стул, больше ничего нет.

Пока правосудие это фикция, можно любые права давать

около 16$ млрд.

Будут и дальше 15 тыс. расходов на представителя взыскивать. Кто и на что будет собирать эти сотни истцов?

Ответить
0

Александр, вы правы. К сожалению, это распространенная проблема в нашей практике. Инструмент коллективных исков сейчас еще почти не развит, и мы, наверняка успеем увидеть много казусов в этой сфере)

Ответить
0

Недавно рассуждали как раз на эту тему, мол, у нас столько 10000% дел для коллективного иска...почему их нет. Так как не юристы..а разговор носил чисто бытовой характер решили, что как у нас водится в стране, ...голову отстрелят, если будешь вякать.

1) Классно. Доказать с гарантией, что сбербанк не умеет хранить персональная информацию легко. Прямо в зале суда можно данные судьи купить, пока заседание идёт. Всё. Вместе с фотографией и выпиской по счетам. Тогда сбер возможно сверхприбыль которую тратит на сбер фуды , сервисы такси и т.д. возможно перенаправит на свой основной бизнес, в котором они как-то забыли в статьи расходов включить заботу о правах граждан. Тогда может монополия не разрасталась бы так быстро.

2) Деливири клаб. Никто не задумывался, что коллективный иск и заявление в антимонопольный очень бы не помешали. Судите сами, они берут 25% от стоимости заказа. Вопрос, а присутствие в приложении деливири это опция или обязанность любой доставки быть представленной там, если она вообще хочет быть на рынке ? Это стандарт. И доставки еды плачут , а платят ! А клиенты хотят скидок-скидок-скидок и конкуренция жуткая. А отдавать четверть!!! от стоимости...это в какой вселенной нормально ?!

3) На миллиард можно засудить тинькофф. Очень -очень просто и без единого маневра для банка. И пздц Олежке острослову. Если все ! кого этот банк штрафовал за то, что платеж не поступил вовремя (т.е. по календарю) обратятся в суд. ТАм даже доказывать ничего не нужно, ведь банк штрафует за несвоевременный платеж , даже если платеж приходится на выходной день. Штрафуют пользуясь тем что менее 1% пойдут в суд. При этом любой судья в здравом уме такой штраф со стороны банка отменит не вникая, потому что вникать не во что. Так как прямое нарушение ГК банком. 
Банк считает быдлом своих клиентов. 
Ну а в силу того, что банк весь из себя кэшбэчно интернетный то -и коллективный иск можно через соц сети начать собирать.

Ответить
0

У вас очень амбициозные планы)
Я все-таки предлагаю сначала ознакомиться с практикой по искам помельче и двигаться дальше, руководствуясь этим опытом)

Ответить
0

У меня нет планов в этой сфере. Но в рф настолько в этом направлении непаханое поле что в пору организовывать старт ап. Или закладывать в основу юридической фирмы работу по коллективным искам, как невероятно прибыльное мероприятие. 
Пожалуй, после продажи ископаемых, это можно считать самым прибыльным бизнесом в рф теперь.  

Амбициозный план, смотря в каком смысле..... когда требуется доказать что-то действительно сложно уловимое - и необходима сложная, тонкая юр работа - это одно, а когда есть прямое нарушение о котором любой сельский судья знает, то главная сложность это собрать как можно больше истцов. Здесь не столько юридическая работа, сколько маркетинговая и организационная, как ни странно, ведь доказывать нечего. В ГК прямо сказано - нельзя (без опций), а банк - нарушает, и прекрасно знает об этом нарушении. 

Но если альфа банк просто обязан быть наказан, то тинькоф, который нарушает ГК и назначает неадекватный штраф стоит засудить, чтобы олежку взбодрить ради смеха. ) 
—--—--—--—--—--—--—--—--—
Но на самом деле, ответчиков тоже жалко, к сожалению всё упирается в насквозь коррумпированную неправильную извращенную систему в который каждый выживает как может. Говорить о праве у нас в стране просто смешно..и горько. Ситуация уже просто абсурдная и тупиковая. 20 лет застоя....а могли бы !!! Что с нашей страной не так?!? Почему так не везёт ? (( 

Ответить
0

Спасибо за ваше мнение! Будем следить за ситуацией.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }