{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Чек-лист для предпринимателей: как защитить честь, достоинство и деловую репутацию

Громких дел по статье 152 ГК РФ все больше: судятся политики, артисты, бизнесмены. Ответчиками обычно выступают недобросовестные или некомпетентные СМИ, журналисты и блогеры. Читать про это интересно, но когда на практике человек впервые сталкивается с такой ситуацией, то зачастую испытывает растерянность. Я от лица Судебно-экспертного агентства в 5 пунктах расскажу, с чего начать.

Итак, вы предприниматель, и одним не слишком приятным утром обнаруживаете в интернете, прессе или любом другом источнике информацию, которая представляет вас в невыгодном, негативном свете. Это может быть пост в соцсетях, ролик на Ютуб, статья в газете, уличная листовка, устное высказывание или антиреклама по радио.

Что с этим делать? Искать экспертное учреждение, составлять исковое заявление и оспаривать информацию в суде. Для этого:

1. Зафиксируйте доказательство

Приобретите экземпляр газеты, если это была публикация, или обратитесь к нотариусу, если спорный объект представлен в интернете. Дело в том, что впоследствии порочащая честь, достоинство и деловую репутацию информация может быть удалена с интернет-ресурса или изменена на мнение. Если вы нотариально зафиксируете информацию, то последующее ее изменение или удаление будет незначимо — доказательство будет у вас на руках.

2. В исковом заявлении дословно укажите высказывания, которые содержат негативную информацию о вас

Это поможет исключить сведения о других лицах и событиях и четко определить предмет спора. Не забудьте объяснить, почему эти высказывания являются негативными и не соответствующими действительности.

3. Проконсультируйтесь с экспертами-лингвистами

Эксперты помогут разграничить субъективные суждения и утверждения о фактах. Лучше всего, если за консультацией вы обратитесь еще на стадии оформления искового заявления, поскольку несоответствие действительности устанавливается только в высказываниях, которые признаны экспертами как утверждения о фактах.

В нашей стране действует свобода слова, поэтому личное мнение, предположение или оценка относятся к субъективным суждениям и составляют право человека на выражение собственного мнения, если это выражение имеет приличную форму. Такие высказывания не проверяются на соответствие действительности и не могут быть предметом судебного разбирательства.

Своевременная консультация позволит увидеть судебные перспективы и не тратить время и нервы в случае их отсутствия.

4. Проанализируйте, соответствует ли действительности негативная информация о вас

По закону вам как истцу нужно доказать факт распространения негативной информации, доказывать соответствие действительности — обязанность ответчика. Заранее исключив высказывания, достоверность которых ответчик сможет доказать, вы обезопасите себя.

5. На этапе суда ходатайствуйте о назначении экспертизы

Если негативные сведения распространены в письменной форме, ходатайствуйте о назначении лингвистической экспертизы. Если информация была представлена устно, в виде аудиосообщения или видеоролика понадобится комплексная фоноскопическо-лингвистическая экспертиза.

Обычно суд без проблем удовлетворяет такие заявления в силу сложившейся судебной практики.

Для экспертов-лингвистов по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации ставят два вопроса, которых достаточно для вынесения решения:

  • Содержится ли в тексте «Наименование» в высказываниях (привести оспариваемые высказывания дословно) негативная информация о ФИО и юрлице?
  • В какой форме – утверждений о фактах либо субъективных суждений – выражена эта информация?

В случае привлечения фоноскописта нужно сначала поставить еще один вопрос:

Каково дословное содержание разговора/выступления на фонограмме?

В своей практике мы заметили, что некоторые юристы любят дополнительно ставить вопросы о наличии в тексте стратегии дискредитации. В этом нет смысла, так как любой текст с негативной информацией о конкретном человеке или юрлице построен по стратегии дискредитации.

Расходы на оплату обычно возлагаются на того, кто заявил ходатайство о назначении экспертизы. Если в ответ на ходатайство ответчик заявляет свои вопросы, то их оплата будет возложена на него.

Правильный подход и понимание принципов использования судебной экспертизы помогут выиграть суд, сохранить нервы и компенсировать финансовые затраты.

0
2 комментария
Евгений Блинов

К сожалению часто на практике люди, честь и достоинство которых опорочили, на эмоциях начинают выяснять отношения, не успев собрать допустимые доказательства..

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Шмидт
Автор

Это правда, такое бывает. Поэтому стоит подготовиться заранее, чтобы знать, как при случае правильно действовать.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда