О нет, только не это: число исков от дольщиков хотят сократить

Потребительским терроризмом стало модно называть вообще что угодно. Понятие резко расширяется, и теперь, судя по всему, его будут применять к людям, которые действительно были обмануты.

В закладки

До конца осенней сессии Госдумы Минстрой планирует завершить разработку законопроекта, ограничивающего «потребительский терроризм», — возросшее число исков по взысканию неустоек за недоделки, которые подают выкупившие права требования дольщиков юристы.

РБК

В чём дело

Начало октября. Застройщики собираются на совещании с вице-премьером Мутко и думают, как можно сократить число исков от дольщиков о взыскании неустоек за недостатки в квартирах. В 2018 году, к слову, суды удовлетворили более 2700 подобных исков.

Казалось бы, секрет фокуса прост: стройте нормально и никто не будет с вами судиться. Если и есть любители потребительского терроризма среди дольщиков, то они ведь проиграют: есть СНиП, ГОСТы, чёткие нормы. Но застройщики все равно недовольны, целый список составили:

  • Установление неразумных сроков устранения недостатков.
  • Подача искового заявления напрямую в суд, без предварительного обращения с претензией к застройщику.
  • Приложение к иску экспертных заключений о недостатках, составленных без вызова застройщика.
  • Обращение к застройщику с требованием возместить расходы на устранение недостатков по истечении гарантийного срока.
  • Уступка прав требований о взыскании неустоек за нарушение сроков передачи объектов долевого строительства, требований о возмещении расходов на устранение недостатков и сопутствующих требований.

Последнее умиляет больше всего, ведь уступка права требования — процедура вполне законная. Застройщики прекрасно понимают, что у людей, по уши сидящих в ипотеке или отдавших последние средства на ремонт, элементарно может не быть денег на суд. Тут уж как есть.

А с теми, кто инвестирует в судебный процесс и сам заинтересован в выигрыше дела (и я в том числе), разговор короткий: у инвесторов есть деньги, и застройщики знают, что они пойдут до конца.

Судиться стало сложнее: инвестора не возьмешь измором, не сможешь долго мотылять его по судам и вряд ли вообще станешь включаться в процесс: по моей личной статистике, компании, которые узнают, что обманутые потребители их товаров,услуг обратились к такой помощи, гораздо охотней сразу идут на мировую.

О вреде потребительского терроризма я уже писала. Я категорически против этого и никогда не встану на сторону тех, кто хочет нажиться на адекватных компаниях. Я сама предприниматель, и горда за те организации, которые смогли вырасти без обмана.

Но в одной Москве и МО — сотни долгостроев, которые давно находятся замороженными. Кто-то ждёт свою квартиру на 24 месяца дольше, кто-то на 57, а кто-то на 117. Люди заезжают в своё жилище, а там в балконе дыра с кулак. Или стены настолько кривые, что их выравнивают уже во время ремонта и за свой счёт.

Мне непонятно одно — суть претензии к дольщикам. Никто не обязан проводить экспертизу в присутствии застройщика. Каждый вправе передать свое право требования другому. Перефразируя Маяковского: «Если иски удовлетворяют, значит, они справедливы?»

Что будут делать

Не бывает абсолютного зла, поэтому адекватные идеи тоже есть.

Отсутствие в сфере строительно-технической экспертизы надлежащего правового регулирования и квалификационных требований к экспертам — это первое, на что нужно обратить внимание.

РБК

Разумеется, экспертизу должны проводить люди, у которых все нормы градостроительства от зубов отскакивают — к этому вопросов нет.

Ещё одна идея — сделать обязательным обращение к застройщику в досудебном порядке, чтобы решить проблему, не втягивая сторону в судебный процесс. Так ведь это уже является обязательным!

Перед тем, как радостно отправиться в суд, стороны должны использовать досудебные способы, чтобы решить конфликт, в противном случае суд может просто отказать в рассмотрении дела. Не соблюли обязательный порядок решения спора, господа.

Ну и моё любимое

Застройщики также предлагают изменить положения закона «О защите прав потребителей», который не выделяет квартиры в отдельную категорию.

«Надо выделить отношения "дольщик — застройщик" в особую категорию, вывести из-под парадигмы "покупатель — продавец". Запретить переуступку прав от дольщика юридическим лицам, так как в таком случае становится неочевидным, что выгоду получит именно дольщик».

РБК

Выгоду в спорах вообще преследовать не стоит, требовать нужно только то, что вам должны. А тот, кому уступили право требования, выгоду, безусловно, имеет. Только он еще и расходы судебные оплачивает (либо работает сам без вознаграждения), и юристов привлекает, и по судам катается. Кажется, в современном мире это должно называться оплатой за труд, а в некоторых случаях и за риски.

Согласна, что дольщики не должны «раздевать» застройщиков, тем более если те выполнили свою работу правильно и четко. Только как будут отделять «хороших» дольщиков от «плохих»? Велосипед давно изобретен — это СНиПы и ГОСТы, на которых и стоят все наши дома.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Анна Комракова", "author_type": "self", "tags": ["\u0437\u0430\u0441\u0442\u0440\u043e\u0439\u043a\u0430"], "comments": 6, "likes": 7, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 91315, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 06 Nov 2019 11:44:32 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 91315, "author_id": 274655, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/91315\/get","add":"\/comments\/91315\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/91315"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199120, "last_count_and_date": null }
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

Полностью согласен. Строили бы нормально сразу — не было бы никаких проблем. Любую жалобу от покупателя квартиры можно разбить тех.нормами, если она ложная)

Ответить
2

Спасибо! К сожалению, видим, что застройщики пытаются переложить ответственность за некачественное выполнение работы на плечи покупателей. Надеюсь, что найдут хотя бы компромисс, вместо того, чтобы выполнять все требования застройщиков.

Ответить
1

Что поделать, если единственный способ воздействия на застройщика, это не подписывать акт приема. Гарантийные письма и прочие договоренности не работают, застройщики их нарушают.
О каком потребительском терроризме может идти речь, если в обсуждениях застройщиков в Московской и Ленинградской областях хорошим считается застройщик, который достраивает дома в указанный в договоре срок, о качестве строительства даже не идет речь. В большинстве случаев люди не принимают квартиры в том, случае, если там жить невозможно, без дополнительных затрат.

Ответить
0

Согласна с вами, Иван. Конечно же, ни в коему случае нельзя подписывать акт приема-передачи, если не выполнены все условия договора. Ведь после подписания этого акта доказать, что дефекты появились не по вашей вине, будет гораздо сложнее.

Ответить
0

А как же скрытые недостатки, которые не могут быть выявлены при первичном (визуальном) осмотре?

Ответить
0

К сожалению, от такого никто не застрахован. В таком случае не обойтись без независимой экспертизы.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }