{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Его как бы нет, но он есть»: пять фактов о договоре франчайзинга в России

На нашем портале вышел материал о договоре франчайзинга. Там - мнения экспертов, подробности о каждом из договоров и бухгалтерские вопросы. В этой же статье - 5 выводов, к которым мы пришли, по итогу исследования российских франшиз:

Видео-версия исследования

Почему "договора франчайзинга" не существует

В Гражданском кодексе РФ термин "франчайзинг" не встречается ни разу. Соответственно, нет требований к компаниям, называющим себя франшизами, и к договору тоже. Поэтому и статья вышла длинной, и видео на 20 минут - в России в качестве договора франчайзинга используется как минимум 5 разных договоров: коммерческой концессии, лицензионный, агентский, возмездного оказания услуг и договор поставки.

Наиболее близким к зарубежному термину franchise agreement является договор коммерческой концессии.

25% счастливчиков работают по закону

По закону передача права на товарный знак должна регистрироваться в Роспатенте. А так как франшиза предполагает использование бренда и работу под ним, то логично, что франчайзор должен передавать франчайзи право на товарный знак, соблюдая все формальности. Т.е. подписывать с франчайзи договор коммерческой концессии (либо лицензионный, предметом которого будет товарный знак) и регистрировать передачу ТЗ по договору в Роспатенте.

Но до Роспатента дело доходит лишь в 25% случаев. Данные - из нашего рейтинга франшиз. Остальные 75% случаев - это либо передача ТЗ без последующей регистрации, либо другой договор, либо отсутствие у франшизы товарного знака. И такое бывает.

Среди причин, почему так мало франшиз делают все по закону:

  • Стоимость - 13500 за каждый договор. Т.к. обычно регистрацию оплачивает франчайзи, он может воспринимать это как лишние траты. А франчайзор может не настаивать.
  • Франчайзор создает "пути отхода". Франчайзи будет гораздо сложнее что-то доказать в суде, если договор не был зарегистрирован. Более того, если назревает конфликт, франчайзор может подать в суд на франчайзи за незаконное использование товарного знака. Не факт, что суд закончится победой истца, но рассмотрение дела затянется - и это может быть критичным для бизнеса франчайзи.

Отдельного налога на франчайзинг нет

В договоре должно быть прописано вознаграждение франчайзора - паушальный взнос и роялти. Особого налога на эти платежи нет, все зависит от налогового режима франчайзора. Однако, в некоторых случаях, например, если у него компания на ОСНО и платит НДС, полезно в договоре расписать, из чего состоит паушальный взнос. Возможно, какая-то часть предоставляемых прав, услуг или товаров, "вшитая" в паушальный взнос, облагается иной ставкой НДС - и франчайзор на этом сможет сэкономить.

Отрасль не имеет значения

Мы просмотрели более сотни договоров в разных отраслях и пришли к выводу, что принципиальной разницы между договорами в разных отраслях нет. Структура у всех примерно одинаковая. Только если франшиза связана с розничной торговлей, у нее практически всегда в пакете есть договор поставки, либо условия поставки являются частью договора коммерческой концессии.

Баланс важен

Одна из самых распространенных проблем российских договоров франчайзинга - их "однобокость". Обычно в пользу франчайзора. Во всех подробностях прописаны обязанности франчайзи, а у франчайзора - общие фразы. И наоборот, у франчайзора - права на 20 пунктов, а права франчайзи сводятся к возможности работать под брендом. Франчайзор может оштрафовать франчайзи за то, что тот опоздал с корреспонденцией - а франчайзи не может. И так далее.

Стоит ли говорить, что подписывать такой договор не стоит? Если франшиза вам очень нравится, можно предложить изменить договор под вас - некоторые на это идут. Но таких франшиз мало.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Дамир Еникеев

Для большинства чем детальнее договор коммерческой концессии проработан тем лучше

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

Одна из самых распространенных проблем российских договоров франчайзинга - их "однобокость".  

Правообладатель обладает ноу-хау и волен сам выбирать, на каких условиях его передавать. Если Пользователю что-то не нравится - он может предложить правку или не подписывать такой договор. 

Почему это проблема то?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Игнашин
Автор

Потому что не все договор внимательно читают, а потом начинаются вопросы и конфликты. Понятно, конечно, что это проблемы франчайзи, и внимательно все прочитать - их обязанность, поэтому я и решил обратить на это внимание. Общался с франчайзорами, они рассказывали всякие истории, например, что франчайзи понравилась реклама, показалось. что норм франшиза, запросил договор, подписал - паушалку перевел. Т.е. хорошая франшиза, конечно, такого не допустит, а вот полумошенническая - может воспользоваться.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

Мы просмотрели более сотни договоров в разных отраслях и пришли к выводу, что принципиальной разницы между договорами в разных отраслях нет.

Как же нет, у торговли - договор поставки,
У общепита - контроль кассы, 
У обучения - система аттестации тренеров. 

Мне кажется, вы упрощаете.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Игнашин
Автор

Согласен, но мы в статье не касаемся содержания договора, мы касаемся структуры. И в этом вопросе нашли эксперты были единогласны - структура одинаковая. А про договор поставки написано в статье по ссылке.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

Но до Роспатента дело доходит лишь в 25% случаев. Данные - из нашего рейтинга франшиз. Остальные 75% случаев - это либо передача ТЗ без последующей регистрации, либо другой договор, либо отсутствие у франшизы товарного знака. И такое бывает.

На моей практике регистрируются 100% договоров, потому что иначе по законодательству такая "концессия" не имеет силы.  

Это что же за предприниматель такой, что его смущает стоимость регистрации в 13 тысяч......

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Игнашин
Автор

Ну это и деньги, и время. Я лично участвовал в работе над нашим рейтингом и видел много франшиз, позиционирующих отсутствие необходимости регистрировать договор как свою фичу. Некоторые вообще не знают об этой необходимости. Грустно, но факт.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Evstigneev

В продолжение темы про Договор коммерческой концессии .
http://evst1gneev.ru/dogovor

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда