Кот Виктор vs «Аэрофлот»: как по закону

«Пиарятся на коте!» — донеслось до меня из каждой публикации в Facebook.

Понятия не имея, о каком коте речь и как именно на нем можно пиариться, я стала поднимать вопрос. Для тех, кто не в курсе — 6 ноября пользователь Facebook Михаил Галин рассказал своим друзьям, как ему удалось обмануть Аэрофлот. Галин летел из Москвы во Владивосток вместе со своим котом Виктором — в аэропорту выяснилось, что лететь с хозяином кот не может. «Контрольное взвешивание показало, что животное отъелось до непозволительных для перевозки в салоне 10 кг», — пишет Галин. Недолго думая, хозяин кота бросил клич по друзьям и нашел похожую на Виктора кошку — операция по подмене прошла успешно, и хозяин с котом благополучно полетели вместе.

Кто в курсе, тот знает, что новость облетела буквально весь интернет (с новым рунетом, кстати, господа), раз десять успела всем надоесть и примерно столько же раз помогла другим компаниям вписаться в инфоповод и получить новую аудиторию. «Хайповать немножечко» я не планирую, но, как юрист, объясню, как летать с животными, не лишиться миль и почему Аэрофлоту хорошо бы обновить документы и правила. Сохраняйте.

Чем опасен кот Виктор на борту самолета?

К гражданской авиации я не отношусь, поэтому снова пришлось обратиться к бортпроводникам и инструкторам, которые консультируют меня уже не первый раз.

Мнения разделились — кто-то говорит, что 2 лишних килограмма не сыграют роли и, скорее всего, сотрудники АК просто не знали заранее, что у них на борту будет котик. С другой — правила пишут не просто так. Оказалось, что каждый килограмм на борту — это дополнительный расход топлива для авиакомпании. А каждый «незамеченный» килограмм — нарушение центровки.

Перед каждым полетом специальный департамент занимается центровкой самолета — распределяет вес всего багажа. В авиакомпаниях даже есть документ «Сводная багажно-грузовая ведомость», где пишут средний вес пассажиров (расписывая количество детей в том числе), экипажа, включая пилотов, и багажа. Багаж расписывают очень детально — пишут вес, точное количество мест и расположение багажа. Этот документ составляется на каждый борт и на каждый рейс. Сегодня мы летим в Ереван — документ будет один. Завтра в Усинск — документ будет совершенно другой. Нарушение центровки может быть опасным при посадке — например, если весь вес сосредоточен впереди, то борт может сесть носом. В хвосте — задеть задней частью землю.

Сотрудники российской авиакомпании

Справедливо. Как-то раз перед одним рейсом, где я была пассажиром, в салон зашел представитель авиакомпании и попросил пассажиров пересесть на задние ряды — не рассчитали и забили багажом весь передний отсек самолета.

Чем больше вес — тем больше расход топлива. Кому-то это покажется мелочным, но дополнительную плату взимают не просто так — на каждый лишний килограмм расходуется больше топлива. Стройные бортпроводницы — тоже не случайность. Помимо эстетики, здесь кроется и немалая экономия для перевозчика. Чем девушка / парень стройнее — тем меньше он «ест» топлива. Как бы это ни звучало.

Сотрудники российской авиакомпании

Животных ни в коем случае нельзя доставать из переноски, которая должна быть мягкой и сможет поместиться в стоящее спереди кресло. У пассажиров рядом может быть аллергия — её обострение может привести к летальному исходу. Животное может вырваться из рук, поцарапать пассажиров и все из той же оперы.

Как говорят сотрудники, самая распространенная причина гибели животных в специальном отсеке — разрыв сердца от страха. Следом за ней — холод.

За что Аэрофлот может аннулировать мили?

6 марта 2018 года Аэрофлот решил лишать участников программы «Аэрофлот.Бонус», которые грубо нарушили правила, и элитного статуса, и привилегий, и миль. На официальном сайте авиакомпания объяснила причину — участились случаи вопиющего нарушения правил и грубого физического насилия по отношению к сотрудникам авиакомпании. Аэрофлот подчеркивает причины — грубость, хамство и откровенное насилие вплоть до побоев неприемлемы, и любой, кто позволит себе подобное, привилегий будет лишен.

Ни Михаил Галин, ни кот Виктор на сотрудников не бросались (насколько известно), русским матом не покрывали, ноги на стол на закидывали. Ищем дальше.

И находим в правилах программы «Аэрофлот.Бонус» (см. пункт 7.5). Авиакомпания может спокойно заблокировать ваш счет, аннулировать мили, уровень и привилегии, если вы:

  • нарушили правила авиационной безопасности
  • нарушили правила поведения при предполетном обслуживании и на борту
  • не выполнили условия договора воздушной перевозки
  • не соблюли правила воздушной перевозки пассажиров и багажа (именно это и совершил Галин)
  • разместили публикации, содержащие заведомо ложную информацию или сведения, порочащие деловую репутацию авиакомпании (ну-ну)
  • своими действиями оскорбили сотрудников — унизили честь и достоинство, выразив это в неприличной или негативной форме, либо коснулись внешности сотрудника и его качеств

Я — за котиков. Мне очень симпатичен и кот Виктор, и его любящий хозяин. Ежедневно пассажиры в мелкой форме нарушают все эти правила, и с этим ничего не поделаешь. Да, за это могут лишить бонусов. Законно ли это? Полностью. Любая бонусная / партнерская / призовая программа регулируется лишь правилами организатора, который, по своему усмотрению, может лишать участников их привилегий. Аэрофлот, по-хорошему, мог и не создавать никаких бонусных программ. Но создал, написал правила и абсолютно законно лишил пассажира его бонусов.

Прав и сам хозяин кота, который пишет:

К авиаперевозчику нет и не может быть претензий.

Он выполнял свою работу по установленным правилам. Нарушил правила я и я в этой ситуации не прав, независимо от мотивов побуждения. Правила созданы чтоб им следовать, а не нарушать и под каждым правилом существует основа. Точка.

Михаил Галин, Хозяин кота Виктора

Это, наверное, тот случай, когда с позиции закона все чисто, а вот с человеческой точки зрения — прям неприятно. Галин — обычный хозяин, любящий своего животного, который просто не мог отдать Виктора в специальный отсек. Да и я бы не смогла, особенно на долгое время. История с котиком могла бы вовремя закончиться, но Аэрофлот решил поступить мстительно и лишить Галина миль. Да, авиакомпания имеет полный карт-бланш на такие трюки, но все равно неприятно. Думаю, это было показательное выступление — на Галине с Виктором просто отыгрались, показав аудитории, что работают только по правилам. Возможно, для игры «в долгую» ход стратегически верный.

Как летать с животными?

Если есть возможность — животных лучше поездом. Раз на раз не приходится — Михаил тоже не рассчитывал, что Виктора подвергнут такому доскональному осмотру. Но без кота и жизнь не та, поэтому, если собрались лететь — посмотрите правила перевозки животных на сайте перевозчика. Да, эти правила каждая авиакомпания устанавливает сама, поэтому вам есть, из чего выбирать. Например, в Utair лететь в салоне может животное до 10 кг (Виктор вполне подошел бы), S7, как и Аэрофлот, разрешает животным путешествовать с хозяином, если они (животные) весят до 8 кг. В остальных случаях правилами предусмотрен специальный отапливаемый багажный отсек.

Что остается непонятным

Ни один из сотрудников авиакомпаний, с которыми я общалась, не смог объяснить мне, почему за вес животного, не входящий в норму, нельзя заплатить. Я могу лететь с двумя животными по 8 килограмм каждый, но доплатить за одного — нет. Прелесть в том, что никто (!) не знает, почему так. Многие из тех, с кем я говорила, уверены — авиакомпаниям пора переписывать документы. Иногда правила до абсурда противоречат друг другу. Кота Виктора я взять с собой не могу, зато лететь с тяжелыми бутылками виски из Дьюти Фри — вполне.

Общероссийское объединение пассажиров уже обратилось в Минтранс с письмом, в котором предлагают ввести для всех авиакомпаний общие нормы перевозки животных. Они же предлагают перевозчикам дать возможность заплатить за перевес животного (1-2 кг).

Играйте с котиками чаще и летайте только вместе :)

0
153 комментария
Написать комментарий...
Serge Nekoval

Я не понимаю, к чему обсасывать эту ситуацию.
Чувак грубо нарушил правила, а потом ещё от невеликого ума решил похвастаться об этом публично. Его не арестовали, не подали в суд, а просто лишили бонусов. Всё, дело закрыто!

(Давайте для разнообразия представим, что он подменил ребёнка, например)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Чувак грубо нарушил дебильные правила. Компания поступила формально как те ещё ... э ... чудаки!

Ответить
Развернуть ветку
Serge Nekoval

К примеру, у KLM и большинства авиакомпаний из SkyTeam такие же ограничения по перевозке животных. Я понимаю, всем хочется присоединиться к публичному засиранию Аэрофлота, но в чём они здесь неправы? А если завтра 15 килограммовую кошечку не пустят, это будет нормально или скандал "аэрофлот угнетает котиков"?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Не ясно, почему можно двух котов, но нельзя одного - потяжелее. Логика тут бессильна, особенно с учетом необходимости пристёгивать переноску на время взлёта и посадки.

Ответить
Развернуть ветку
Ildar Karimov

А где можно двух котов-то?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

В аэрофлоте. Двух котов весом до 8 кг

Ответить
Развернуть ветку
Ildar Karimov

Нет, "Пассажир может перевозить в пассажирском салоне только один контейнер.", цитата отсюда:
https://www.aeroflot.ru/ru-ru/information/preparation/special_transportation/animals#slide5_pre

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Да, почитал: вы правы. ТС немного погорячилась

Ответить
Развернуть ветку
no no

По правилам одновременно в салоне самолета можно провозить только два кота или только две собаки. Если два любых кота уже зарегистрированы, то автоматически блокируется доступ к регистрации третьего. Поэтому автор статьи уже изначально ввела всех в заблуждение.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Комракова
Автор

По моим данным, полученным от сотрудников АК, в салоне могут быть до двух животных, салон в свою очередь делится на бизнес и эконом-класс. Всего до четырех животных. Уточните. пожалуйста, откуда у вас такая информация о максимальном количестве котов на борту?

Ответить
Развернуть ветку
150 комментариев
Раскрывать всегда