«Преследования за открытый код — это очень плохой сигнал сообществу программистов»: «Яндекс» о деле nginx Статьи редакции

В московском офисе nginx прошли обыски по уголовному делу после заявления Rambler Group о нарушении авторских прав.

Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов высказался о претензиях к разработчикам веб-сервера с открытым кодом nginx и обысках в их компании. Заявление отражает позицию всей компании, сообщил vc.ru представитель «Яндекса».

События последних дней заставляют нас заявить позицию по новостям вокруг проекта nginx. Мы в «Яндексе» считаем, что современный интернет невозможен без культуры open source и людей, которые инвестируют свое время в разработку программ с открытым кодом.

Судите сами: все мы используем браузеры с открытым кодом, получаем страницы с сервера с открытым кодом, который работает на ОС с открытым кодом. Открытость — не единственное свойство этих программ, но, безусловно, одно из важнейших. Собственно, большая часть свойств этих программ появились благодаря тому, что разработчики со всего мира могли прочитать их код и предложить подходящие изменения. Гибкость, быстрота и настраиваемость опенсорс-программ — это то, что позволяет современному интернету ежедневно совершенствоваться силами тысяч программистов по всему миру.

Опенсорс-программы появляются по-разному — иногда это дерзкий одиночка, который пишет код в свое удовольствие дома, а иногда это работа целой компании, поддерживающей открытость кода. Но и в последнем случае это всегда не только и не столько команда, но конкретный человек, лидер, создающий проект. Благодаря Линусу Торвальдсу появился Linux. Микаэль Видениус создал, наверное, самую популярную у веб-разработчиков базу данных MySQL, а Майкл Стоунбрейкер с командой из Беркли — PostgreSQL. В корпорации Google Джеф Дин создал TensorFlow.

В «Яндексе» тоже есть такие примеры: Андрей Гулин и Анна Вероника Дорогуш, которые создали первую версию CatBoost и Алексей Миловидов, который запустил разработку ClickHouse и собрал сообщество разработки вокруг проекта. Мы очень рады, что эти разработки сейчас принадлежат огромному сообществу разработчиков из разных стран и компаний. Таким же предметом общей гордости российского open source-сообщества является nginx — проект Игоря Сысоева. Сегодня nginx используется более чем на 30% интернет-страниц всего интернета и почти всеми крупными интернет-компаниями.

Сами по себе программы с открытым исходным кодом не приносят прибыли. Конечно, есть примеры построения бизнеса вокруг опенсорса: RedHat построил огромную публичную компанию на поддержке своего дистрибутива Linux, а MySQL AB оказывал платную поддержку открытой базы данных MySQL. Но все же главное в опенсорсе — не бизнес, а построение сильного открытого продукта, который улучшается всем миром.

Открытый код — основа быстрого развития интернет-технологий. Важно, чтобы у широкого круга разработчиков сохранялась мотивация выкладывать свои разработки в опенсорс и тем самым совместными усилиями решать сложные задачи. Преследования за открытый код — это очень плохой сигнал сообществу программистов. Мы абсолютно убеждены, что все технологические компании должны поддерживать и развивать опенсорс-движение.

Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекса»

Обыски прошли 12 декабря 2019 года по уголовному делу после заявления Rambler Group: компания считает, что права на nginx принадлежат ей, поскольку создатель технологии Игорь Сысоев занимался разработкой во время работы в Rambler в начале 2000-х годов. Обыски проходили также дома у основателей nginx, рассказал один из них Максим Коновалов.

0
368 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Качалов

Какой же он "открытый", если он продан? Почему Бакунов не возмущался на новость: "Компания F5 Networks, которая разрабатывает системы для ИТ-инфраструктуры предприятий, купила веб-сервер с российскими корнями Nginx."

Ответить
Развернуть ветку
Anton Liparin

Сначала нужно разобраться что значит "открытый", что было куплено, а только потом безапелляционно писать всякий бред.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов

Получил рассылку от F5, должен ли я радоваться тому что они "приняли меры" и все сборки перенесли зарубеж? В том числе "our master software builds for NGINX". Вам конечно видней кому что принадлежит, но похоже у F5 тоже есть свое мнение.

While this is a developing situation, and we are currently trying to ascertain what prompted it, we wanted to share with you the facts we have.

On December 12, law enforcement officials came to the Moscow office of NGINX (acquired by F5 Networks earlier this year) apparently seeking evidence related to an intellectual property dispute, to which F5 is currently not a party. The officers had a warrant, and we are still working to confirm the full nature of the investigation. NGINX cofounders Igor Sysoev and Maxim Konovalov were interviewed by law enforcement officials, but no employees have been arrested or are currently detained. F5 fully supports our employees and we believe these claims against them do not have merit.

Promptly following the event we took measures to ensure the security of our master software builds for NGINX, NGINX Plus, NGINX WAF and NGINX Unit—all of which are stored on servers outside of Russia. No other products are developed within Russia. F5 remains committed to innovating with NGINX, NGINX Plus, NGINX WAF and NGINX Unit, and we will continue to provide the best-in-class support you’ve come to expect.

Ответить
Развернуть ветку
365 комментариев
Раскрывать всегда