«Преследования за открытый код — это очень плохой сигнал сообществу программистов»: «Яндекс» о деле nginx Статьи редакции

В московском офисе nginx прошли обыски по уголовному делу после заявления Rambler Group о нарушении авторских прав.

Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов высказался о претензиях к разработчикам веб-сервера с открытым кодом nginx и обысках в их компании. Заявление отражает позицию всей компании, сообщил vc.ru представитель «Яндекса».

События последних дней заставляют нас заявить позицию по новостям вокруг проекта nginx. Мы в «Яндексе» считаем, что современный интернет невозможен без культуры open source и людей, которые инвестируют свое время в разработку программ с открытым кодом.

Судите сами: все мы используем браузеры с открытым кодом, получаем страницы с сервера с открытым кодом, который работает на ОС с открытым кодом. Открытость — не единственное свойство этих программ, но, безусловно, одно из важнейших. Собственно, большая часть свойств этих программ появились благодаря тому, что разработчики со всего мира могли прочитать их код и предложить подходящие изменения. Гибкость, быстрота и настраиваемость опенсорс-программ — это то, что позволяет современному интернету ежедневно совершенствоваться силами тысяч программистов по всему миру.

Опенсорс-программы появляются по-разному — иногда это дерзкий одиночка, который пишет код в свое удовольствие дома, а иногда это работа целой компании, поддерживающей открытость кода. Но и в последнем случае это всегда не только и не столько команда, но конкретный человек, лидер, создающий проект. Благодаря Линусу Торвальдсу появился Linux. Микаэль Видениус создал, наверное, самую популярную у веб-разработчиков базу данных MySQL, а Майкл Стоунбрейкер с командой из Беркли — PostgreSQL. В корпорации Google Джеф Дин создал TensorFlow.

В «Яндексе» тоже есть такие примеры: Андрей Гулин и Анна Вероника Дорогуш, которые создали первую версию CatBoost и Алексей Миловидов, который запустил разработку ClickHouse и собрал сообщество разработки вокруг проекта. Мы очень рады, что эти разработки сейчас принадлежат огромному сообществу разработчиков из разных стран и компаний. Таким же предметом общей гордости российского open source-сообщества является nginx — проект Игоря Сысоева. Сегодня nginx используется более чем на 30% интернет-страниц всего интернета и почти всеми крупными интернет-компаниями.

Сами по себе программы с открытым исходным кодом не приносят прибыли. Конечно, есть примеры построения бизнеса вокруг опенсорса: RedHat построил огромную публичную компанию на поддержке своего дистрибутива Linux, а MySQL AB оказывал платную поддержку открытой базы данных MySQL. Но все же главное в опенсорсе — не бизнес, а построение сильного открытого продукта, который улучшается всем миром.

Открытый код — основа быстрого развития интернет-технологий. Важно, чтобы у широкого круга разработчиков сохранялась мотивация выкладывать свои разработки в опенсорс и тем самым совместными усилиями решать сложные задачи. Преследования за открытый код — это очень плохой сигнал сообществу программистов. Мы абсолютно убеждены, что все технологические компании должны поддерживать и развивать опенсорс-движение.

Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекса»

Обыски прошли 12 декабря 2019 года по уголовному делу после заявления Rambler Group: компания считает, что права на nginx принадлежат ей, поскольку создатель технологии Игорь Сысоев занимался разработкой во время работы в Rambler в начале 2000-х годов. Обыски проходили также дома у основателей nginx, рассказал один из них Максим Коновалов.

0
368 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Victor Raine

Интересно понять, как именно будет оцениваться, то, что компания сможет претендовать на проект/разработку. 

Если 
- пришел и у тебя уже был проект, но ты его доработал.
- пришел и у тебя был проект, ты ничего не делал, но пару раз внес какие-то срочные правки с рабочего места.
- в момент работы над проектом, параллельно работал в компании.
- запустил новый проект, через 3 дня после окончания работы в компании

Я так понимаю, в Рамблере/Сбербанке теперь все будут трактовать в пользу того, что это 100% права компании. Предлагаю им тогда добавить в трудовой договор пункт про передачу всех прав, на все что сделает сотрудник в офисе и не в офисе ...

Ответить
Развернуть ветку
Федя Родион

"Права на интеллектуальную собственность и разработки, возникшие в период работы в компании", так у меня написано в договоре. Т.е. если я дома что-то сделал, это тоже включено. И да, уже лет 5 так.

Ответить
Развернуть ветку
Victor Raine

Получается, платят мне за 8 часов работы, в офисе, я решаю работать еще 8 часов дома, по итогам года запускаю проект, который неожиданно начинает принадлежать работодателю. Однако он мне это не поручал, не оплачивал и не использовал эти результаты работы ранее.

Тогда важно понимать

- существует ли такая практика на западе, например в MS/Facebook

- насколько этот пункт подлежит признанию ничтожным, ведь так я должен буду отдавать еще компании результаты работы художником, или электриком в свободное время

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

это делается для перестраховки. обычно если ты написал что-то своё, то приходишь в компанию и получаешь бумажку, что они на него не претендуют. Возняк например получал такую бумажку у HP ))))

Ответить
Развернуть ветку
Victor Raine

Ага, представляю, прихожу я значит в компанию Рога и Копыта, и говорю, я тут сделал собственный Яндекс с оценкой 3 млрд. рублей, дайте мне бумагу, что вы на него не претендуете, и они мне ее быстро подписывают ) 

Скорее через неделю они уже управляют моим бывшим Яндексом и благодарят за то, что я сам пришел :)

Ответить
Развернуть ветку
Yury Y

так говорите не 3 млрд, а один, и не прибыли, а долгов)

Ответить
Развернуть ветку
365 комментариев
Раскрывать всегда