«Преследования за открытый код — это очень плохой сигнал сообществу программистов»: «Яндекс» о деле nginx Статьи редакции

В московском офисе nginx прошли обыски по уголовному делу после заявления Rambler Group о нарушении авторских прав.

Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов высказался о претензиях к разработчикам веб-сервера с открытым кодом nginx и обысках в их компании. Заявление отражает позицию всей компании, сообщил vc.ru представитель «Яндекса».

События последних дней заставляют нас заявить позицию по новостям вокруг проекта nginx. Мы в «Яндексе» считаем, что современный интернет невозможен без культуры open source и людей, которые инвестируют свое время в разработку программ с открытым кодом.

Судите сами: все мы используем браузеры с открытым кодом, получаем страницы с сервера с открытым кодом, который работает на ОС с открытым кодом. Открытость — не единственное свойство этих программ, но, безусловно, одно из важнейших. Собственно, большая часть свойств этих программ появились благодаря тому, что разработчики со всего мира могли прочитать их код и предложить подходящие изменения. Гибкость, быстрота и настраиваемость опенсорс-программ — это то, что позволяет современному интернету ежедневно совершенствоваться силами тысяч программистов по всему миру.

Опенсорс-программы появляются по-разному — иногда это дерзкий одиночка, который пишет код в свое удовольствие дома, а иногда это работа целой компании, поддерживающей открытость кода. Но и в последнем случае это всегда не только и не столько команда, но конкретный человек, лидер, создающий проект. Благодаря Линусу Торвальдсу появился Linux. Микаэль Видениус создал, наверное, самую популярную у веб-разработчиков базу данных MySQL, а Майкл Стоунбрейкер с командой из Беркли — PostgreSQL. В корпорации Google Джеф Дин создал TensorFlow.

В «Яндексе» тоже есть такие примеры: Андрей Гулин и Анна Вероника Дорогуш, которые создали первую версию CatBoost и Алексей Миловидов, который запустил разработку ClickHouse и собрал сообщество разработки вокруг проекта. Мы очень рады, что эти разработки сейчас принадлежат огромному сообществу разработчиков из разных стран и компаний. Таким же предметом общей гордости российского open source-сообщества является nginx — проект Игоря Сысоева. Сегодня nginx используется более чем на 30% интернет-страниц всего интернета и почти всеми крупными интернет-компаниями.

Сами по себе программы с открытым исходным кодом не приносят прибыли. Конечно, есть примеры построения бизнеса вокруг опенсорса: RedHat построил огромную публичную компанию на поддержке своего дистрибутива Linux, а MySQL AB оказывал платную поддержку открытой базы данных MySQL. Но все же главное в опенсорсе — не бизнес, а построение сильного открытого продукта, который улучшается всем миром.

Открытый код — основа быстрого развития интернет-технологий. Важно, чтобы у широкого круга разработчиков сохранялась мотивация выкладывать свои разработки в опенсорс и тем самым совместными усилиями решать сложные задачи. Преследования за открытый код — это очень плохой сигнал сообществу программистов. Мы абсолютно убеждены, что все технологические компании должны поддерживать и развивать опенсорс-движение.

Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекса»

Обыски прошли 12 декабря 2019 года по уголовному делу после заявления Rambler Group: компания считает, что права на nginx принадлежат ей, поскольку создатель технологии Игорь Сысоев занимался разработкой во время работы в Rambler в начале 2000-х годов. Обыски проходили также дома у основателей nginx, рассказал один из них Максим Коновалов.

0
368 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Victor Raine

Интересно понять, как именно будет оцениваться, то, что компания сможет претендовать на проект/разработку. 

Если 
- пришел и у тебя уже был проект, но ты его доработал.
- пришел и у тебя был проект, ты ничего не делал, но пару раз внес какие-то срочные правки с рабочего места.
- в момент работы над проектом, параллельно работал в компании.
- запустил новый проект, через 3 дня после окончания работы в компании

Я так понимаю, в Рамблере/Сбербанке теперь все будут трактовать в пользу того, что это 100% права компании. Предлагаю им тогда добавить в трудовой договор пункт про передачу всех прав, на все что сделает сотрудник в офисе и не в офисе ...

Ответить
Развернуть ветку
Степан Дибров

Насколько знаю, для признания собственности за работодателем, нужно:
- Закрепление в трудовом договоре что человек пишет код и это собственность компании
- Человек получал задачу на разработку именно этого решения и потом сдал результат работ по акту
- Получил авторское вознаграждение за этот продукт. Размер не оговорен. 

Если хотябы один пункт не исполнен, то интеллектуальное право за разработчиком. То есть да, если пойти юридически, то все системы, разработанные сотрудниками, не принадлежат компаниям. А то что начались приследования, они же должны предъявить основания для этого. Сейчас суд что угодно кому угодно нарисует. Правовое государство же.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Росинский

Кстати, про международные нормы...

Ответить
Развернуть ветку
365 комментариев
Раскрывать всегда