Цифровые платформы, экосистемы и 5-й антимонопольный пакет

Сергей Лапин, юридическая фирма Лурье, Чумаков и Партнёры

В конце прошлого месяца Центробанк обнародовал доклад, из которого следует, что создание на базе кредитных организаций экосистем негативно сказывается на уровне конкуренции. Г. Греф подверг доклад регулятора критике. По его мнению, если банкам будет запрещено создавать собственные экосистемы, то со временем банковской деятельностью начнут заниматься крупные зарубежные IT-компании. В ходе проходившего 5-6 декабря 2019 г. в Сочи форума «Глобальное технологическое лидерство» данный вопрос получил дальнейшее развитие, когда вице-премьер Максим Акимов заявил, что Правительство в рамках работы над пятым антимонопольным пакетом прорабатывает возможность ввода ограничений на приобретение крупным бизнесом технологических стартапов. Впоследствии представитель Акимова разъяснил, что речь идёт не о прямом запрете, а только о выработке приемлемых правил для крупных компаний и стартапов, которые позволили бы избежать создания цифровых монополий. Для этого правительству сначала нужно четко определить, что такое цифровая платформа, какими она обладает свойствами и что такое цифровое доминирование. Эти вопросы недавно обсуждались в статье, опубликованной журналом Форбс (см. https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/388933-pravitelstvo-zadumalos-ob-ogranichenii-krupnyh-kompaniy-v-pokupke-startapov)

Мы в фирме «Лурье, Чумаков и партнёры» (http://lch.legal/) проанализировали соответствующие положения пятого антимонопольного пакета, и ниже хотели бы поделиться результатами данного анализа.

Работа над пятым антимонопольным пакетом, призванным обеспечить конкуренцию на цифровых рынках, продолжается под эгидой ФАС РФ уже несколько лет. И контуры его на 100% не ясны. Ожидается, что работа над ним будет завершена в течение 2020 г. Как заявил 6 декабря 2019 г. замглавы федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Анатолий Голомолзин, обсуждение пятого антимонопольного пакета и устранение разногласий по нему находятся в завершающей стадии. Поэтому, думается, имеет смысл вкратце напомнить те идеи, которые были озвучены в пятом антимонопольном пакете к настоящему моменту.

Главным в этом смысле является то, что предлагается при определенных условиях признавать компании, владеющие определенными компьютерными программами, предназначенными для заключения сделок в Интернете (их неформально принято называть цифровыми платформами), доминирующими. Условия эти таковы: если (i) такие компании занимают на рынке таких (или взаимозаменяемых) услуг более 35% И (ii) сетевые эффекты, основанные на количестве пользователей таких программ, дают такой компании возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять конкурентов с этого товарного рынка, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим компаниям. Сетевой эффект в последней публично доступной версии пятого антимонопольного пакета определяется как зависимость потребительской ценности товара от количества потребителей одной и той же группы (прямой сетевой эффект) либо зависимость потребительской ценности товара для одной группы потребителей от количества потребителей в другой группе (косвенный сетевой эффект).

Любопытно, что применительно к доле рынка пятый антимонопольный пакет говорит именно об отдельных компаниях, а не о группах лиц. Можно предположить, что именно по поводу данного определения, а также по поводу определения сетевого эффекта и необходимости введения этого критерия доминирования среди антимонопольных экспертов, участвующих в обсуждении на уровне ФАС РФ и Правительства, сохраняются споры. Само по себе обсуждение вопросов, связанных с сетевыми эффектами, впрочем, не является уникальным, но тенденция в этом плане стала явной совсем недавно. В особенности это касается ЕС и его стран-членов (расследования против Google, Facebook, Apple).

Стоит отметить, что в настоящее время кредитные организации по-разному подходят к созданию своих экосистем. Так Тинькофф, например, недавно объявил о планах создания такой системы своими силами, без приобретения других компаний. Но большинство крупных банков всё же идут путём таких приобретений. Так, Сбербанк объявил в этом году о вхождении в капитал Рамблера и Mail.Ru, также в прошлом Сбербанк инвестировал в такие сервисы, как DocDoc и Plazius. ВТБ недавно объявил о приобретении контрольной доли в системе управления недвижимостью «Домилэнд», а также долей в компаниях Юником-24 и Первый ОФД. В любом случае, обсуждаемые выше нормы пятого антимонопольного пакета приобретают для строящих свои экосистемы банков особую актуальность. Мы продолжим следить за развитием событий по данному направлению и будем информировать о них.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда