{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Коммерческая концессия (Франчайзинг). Взгляд с правовой точки зрения

В предыдущих статьях мы разобрались с регистрацией товарных знаков как в России, так и зарубежом и плавно подходим к правовому регулированию франшизы в РФ.

Итак, когда товарный знак уже зарегистрирован, можно подумать, как ещё на нём можно заработать, т.к. без юридического оформления своих прав на товарный знак, передавать его третьим лицам в пользование незаконно. Отличный способ – это франщиза.

В ГК РФ присутствуют статьи, посвящённые коммерческой концессии (франчайзингу). Коротко их разберём, избегая сложных юридических терминов и оборотов, и порекомендуем, что прописывать в договоре коммерческой концессии.

Согласно ст.1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель, владелец товарного знака) обязуется предоставить другой стороне (пользователю, получатель права на товарный знак) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Предпринимателю надо понимать, что может входить в комплекс исключительных прав:

- право на товарный знак (бренд);

- поставка/продажа определённого товара;

- право использования ноу-хау;

- право на получение секретов производства и иную информацию, относящуюся к коммерческой тайне;

- право на пользование базой знаний;

- право пользования IT продуктов.

Договор может заключать только между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Что пишем в договоре коммерческой концессии?

1) Наименование и реквизиты сторон;

2) Толкование терминов, например, передаёте базу знаний. Распишите что под этим подразумеваете? Наша рекомендация прописывать все термины и определения с целью избежания толкований каждой из сторон, если возникнет судебный спор;

3) Предмет договора – прописываем передаваемые объекты;

4) Вознаграждение – прописываем сумму вступительного взноса и постоянных оплат (роялти) или сумму поставки товаров;

5) Территория – желательно указать конкретный населённый пункт;

6) Сроки пользования объектами – в РФ обычно 5 лет с последующей пролонгацией по желанию сторон;

7) Права и обязанности сторон. Исходя из практики, нередко франчайзи (получатели) экономят на юристах и подписывают очень жёсткие условия в отношении себя, с большим перекосом прав, обязанностей и ответственности в пользу франчайзора (правообладателя). Не рекомендуем безропотно подписывать договоры без консультации юриста со своей стороны;

8) Ответственность сторон. Чаще всего юристы франчайзора прописывают очень жёсткую ответственность для франчайзи и практически отсутствие ответственности со стороны франчайзора. Здесь можно смягчить вопрос только переговорами между сторонами, когда франчайзи совместно со своим юристом приходит на встречи.

9) Форс –мажор;

10) Разрешение споров – переговоры, претензии, суды;

11) Изменение и досрочное расторжение договора. Здесь ничего особенного нет, пишем всё как по ГК РФ. Изменённый договор регистрируем в Роспатенте.

12) Заключительные положения – прописываем всё что считают нужным стороны и обычно прописываем срок, в течение которого несём договор на регистрацию в Роспатент.

13) При необходимости делаем приложения к договору коммерческой концессии.

Подписанный сторонами Договор коммерческой концессии несём в Роспатент на регистрацию.

Нередко обращаются предприниматели, у которых хотят купить франшизу зарубежные предприниматели. В данном случае обычно делаем двуязычный договор (русский и английский языки) франшизы по английскому праву. Поскольку платежи приходят в российский банк, то договор должен быть на русском, а право выбираем английское, т.к. контрагент иностранец, это разрешено российским законодательством.

Будем рады конструктивному высказыванию мнений, обмену мнениями и опытом.

0
2 комментария
Кирилл Казаков

В редакторе можно красиво оформить списки с помощью инструмента «Список». Пожалуйста, воспользуйтесь им.

Ответить
Развернуть ветку
VERITAS JUS
Автор

Что означают списки, какие списки и какой инструмент и где он находится? не поняли Вашу мысль.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда