Не программируем первый релиз стартапа. Экономим 1М на запуск. И другие ошибки на старте

Я запустил стартап Gisbuyer, где мы анализируем коммерческую недвижимость и в частности считаем пешеходный трафик возле помещений на основе координат мобильных устройств. Если бы я запускал его второй раз или другой стартап я бы сэкономил 1 млн руб.Больше всего денег было потрачено на первый запуск, и ниже я опишу основные ошибки и после опишу текущий мой план запуска стартапа быстро и с минимальным бюджетом.

Ошибки:

  • Не программируем первый релиз продукта. Это убьет сотни тысяч рублей и месяцы до запуска, а продукт нужный пользователю все равно не будет — точно попасть в полезный продукт с первой итерации не выйдет, то что мы считаем у себя в голове очень нужным продуктом в 99% не так. Поэтому просто собираем лендинг на конструкторе, описываем наш сервис как рабочий — делаем кнопку регистрации, после регистрации выводим ошибку, клиент расстроится. Но теперь ему можно будет позвонить и объяснить что эту ошибку мы сейчас устраняем и у нас к клиенту есть несколько вопросов о том что ему вообще нужно от продукта.
  • Никакой дорогой упаковки и дизайна, лучше все сделать бесплатно в этой части. Я сам всегда был противником заказа дизайна и твердо верил что это напрямую на деньги не влияет, сам всегда рисовал сайты логотипы и баннеры. Но тут мы же делаем крутой стартап, все должно быть четко. дорого богато — заказали дизайн сайта, логотип и самое печальное … инфографику. И ладно дизайном мы пользуемся до сих пор. Но инфографика стоила около 1000 долларов и при первом же изменении логики продукта (а это наступает после нескольких звонков клиентам) инфографика стала не актуальной, она уже не совпадает с сервисом, да ее можно отредактировать, но изменений в продукте на первом этапе так много что это нерентабельно.
  • Если команда работает за гроши, то будет и за идею. Если вы заставили хороших специалистов работать за гроши, то они работают совсем не ради денег. Мы платили небольшую фиксированную зарплату разработчикам первые 5 месяцев, думали что после этого времени мы выстрелим в космос по выручке и поднимем им зарплату, но выручки вообще не было и деньги кончились. После чего команде сказано было что денег на зарплату больше нет и вместо ожидаемого разбегания команды в ужасе, произошло чудо, все они сказали — ок, давайте я буду работать далее бесплатно за опцион от проекта (опцион был предложен со старта работ, но с дополнительной фиксированной оплатой)
  • Можно использовать не только масштабируемые каналы маркетинга на старте. Мы думали — маркетинговые каналы с небольшим потенциалом роста — не пойдет, как мы будем масштабироваться далее. Оказалось все бесплатные каналы привлечения клиентов, пусть и не масштабируются, но создают синергию и с определенного этапа небольшой поток клиентов начинает приходить не пойми откуда и начинает поддерживать проект на плаву, и небольшая выручка намного лучше нулевой. Поэтому новостные статьи, коллаборации, интеграции, серые методы и спам — Супер. Чем бесплатнее канал, тем лучше на старте, Даже AirBNB начинали со спама на сайте объявлений.

План старта ИТ-стартапа

  • Запускаем опрос через Яндекс.Взляд или аналог Гугл (если у вас иностранная целевая аудитория). Где задаем вопросы дающие в целом понять нужно ли это рынку и готовы ли за это платить. Лайфхак — вопрос, оставте номер телефона чтобы мы сообщили вам когда наш продукт будет запущен. Позволяет взять контакт потенциального клиента, который сказал “Я хочу это!” и позвонить ему и спросить, кто он такой вообще, где обитает и поподробнее, какие функцие продукта ему нужны.
  • По опросу составляем прототип продукта. Делаем типо рабочий сайт на конструкторе лендингов и льем на него трафик, собирая контакты.
  • Обзваниваем эти контакты и спрашиваем какие функции нужны. Важно звонить самому основателю, не делегировать. Из обзвонов выделяем что в ответах клиентов совпадает, какие функции нужны большинству человек.
  • Выделяем главную функцию нашего будущего продукта — только одну, самую главную, решающую боль клиента. Находим идейных разработчиков, подписываем с ними договор опциона. Обсуждаем с ними как запрограммировать эту функцию максимально быстро, не идеально, но быстро, отрезав максимум функционала.
  • Сново льем трафик и сново обзванивам получая обратную связь и допиливая продукт, повторяя итерации сбора обратной связи и сталкивания новой версии продукта с рынком.
0
38 комментариев
Написать комментарий...
Andrew Simon

Вопрос от ни разу не специалиста: "считаем пешеходный трафик возле помещений на основе координат мобильных устройств." - а откуда у вас инфа о координатах мобильных устройств пешеходов?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Корнеев

думаете от полиции?

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

Тоно не от гос структур - с ними не договоришься)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Корнеев

да конечно! эти за кэш сдадут все!

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

Откуда данные не могу сказать - наш коммерческий секрет. Могу лишь сказать, что мы получаем данные в обезличенном виде - не знаем чей конкретно телефон был в этих координатах, законов это не нарушает. Данные - в виде таблицы координат мобильных устройств за год. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Семин

С вашего сайта:

«Пока крутиться индикатор, происходит анализ данных, это займет до 20 секунд»

Крутится.

«Если что то пойдет не так, вы увидите сообщение»

Что-то.

«Пожалуйста не закрывайте страницу.»

Пожалуйста,

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

Не совсем понял - вам не выдало никаких данных?

Ответить
Развернуть ветку
Kirko Rov

Человек исправляет ошибки в тексте, внимательнее взгляните)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

О, за орфографию и пунктуацию вам отдельное спасибо, так получается когда в команде нет гуманитариев) Очень ценно - исправить наши ошибки

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

Спасибо вам за найденные ошибки - исправим, постоянная проблема технически сложенных команд. Я даже когда вы указали на ошибки не понимал о чем речь)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Демиас

Слаженных. И да, я технарь.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

Завидую вам белой завистью что и технарь и без ошибок пишете

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Трубецкой

Странно, ввёл адрес в Москве, а мне тут же говорят «плати». Ладно. Но даже бесплатная информация говорит, что в радиусе 100 метров нет остановок, парковок и пешеходных переходов. Хотя 2 остановки и 2 пешеходный перехода имеются. Наверное зря вы используете Google Maps.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

Да, плати у нас сразу) За пешеходный трафик. Да информация об остановках и пешеходных переходах иногда не полная - работаем над этим. Попробуйте взять радиус побольше и посмотреть что выдаст вам

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

Просто личный опыт) Когда на серьезных щщах делали прямые решения, платим зарплаты, заказываем дизайн, только масштабируемые рекламные каналы - выручки было меньше. А сейчас на кривых решениях появляются постоянные клиенты, инвест-предложения, интеграционные предложения и тд. Поэтому пушим то что работает

Ответить
Развернуть ветку
Иван Шамаль

Интересный сервис. Откуда берете данные и насколько они точны?

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Можно проще задать вопрос - насколько это законно? )

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

Мы получаем данные в обезличенном виде - не знаем чей конкретно телефон был в этих координатах, законов это не нарушает. Это не является персональными данными. Такие данные продают сотовые операторы уже много лет - но у них это стоит миллионы рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

Откуда данные не могу сказать - наш коммерческий секрет. Могу лишь сказать, что мы получаем данные в обезличенном виде - не знаем чей конкретно телефон был в этих координатах, законов это не нарушает. Данные - в виде таблицы координат мобильных устройств за год. Точность соизмерима точности системы GPS - там тоже есть погрешности, но они нивелируются на больших объемах данных. Для проверки точности расчетов работали с агентством коммерческой недвижимости - сказали данные похожие на их исследования. Сами делаем ручные подсчеты чтобы проверить правильность наших цифр. У нас есть постоянные клиенты - которые проанализировали уже 20-30 адресов, например франчайзи Додо Пицца, инвесторы в арендный бизнес и тд. 

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
 коммерческий секрет

Я так понимаю, секрет касается денег, а покупаете у одного из мобильных операторов?

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

Нет не у мобильного оператора, наш охват шире - все устройства с функцией геолокации

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Ага, значит какая-то популярная прога сливает координаты пользователей.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Козырев

Вряд ли прога имеет охват 99% населения... только есть мессенджер или крупная соцсеть

Мое предположение, что это компании, поддерживающие сети gps 

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

А с чего Вы взяли, что они охватывают 99% населения? Не у всех даже телефоны c GPS есть.

Ответить
Развернуть ветку
Doco4ka

Выбираю «свой город». Нахожу на карте свой город. И под полем «выберите город» он пишет: поле не может быть пустым.
«Мы не программируем стартап». Лучше бы программировали.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

Мы этот стартап программировали с первой версии - и это было ошибкой, так как от первой версии ничего не осталось после обратной связи от клиентов, это я хотел сказать. За замечаение спасибо. Логика была выбрать сначала город - потом на карте ввести адрес, но по вашему совету сделаем чтобы город выбирался автоматически если выбран адрес на карте

Ответить
Развернуть ветку
Doco4ka

Так у вас есть на выбор города и поле с вводом своего. Выбираем свой. В итоге какой бы город не вводился и адрес к нему ошибка не пропадает. Можно убрать сверху поле выбора города, и дать вводить город в строке на карте. Так удобнее.

Ответить
Развернуть ветку
ugnich

Отличная статья, спасибо!

Вы использовали Яндекс.Взгляд при разработке Gisbuyer? У меня сложилось впечатление, что Взгляд в основном для массового B2C.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

К сожалению о Яндекс.Взгляд мы узнали позже. Использовали его для проверки других идей, да мы использовали его в B2C сегмента. Для B2B это меньше должно подходить - но я бы попробовал, когда будет у меня задача в B2B сегменте следующая

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

Подскажите что имеете ввиду под "не видит полезного"?

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

Да, плати у нас сразу) За пешеходный трафик. Да информация об остановках и пешеходных переходах иногда не полная - работаем над этим.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kniazev

Добрый день!

А вы сами писали "Пользовательское соглашение", "Политика конфиденциальности" или взяли готовую?

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Серебрянский
Автор

Заказывали эти документы у юриста. А что-то не так с этими документами?

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда