Как не наломать дров при масштабировании бизнеса если ты – региональное SMM-агентство. Личный опыт!

В закладки

Давайте знакомиться!

Здравствуйте! Меня зовут Александр Головко, я из Хабаровска, и я – руководитель группы компаний PLASTILIN. Сегодня я вам расскажу про собственный опыт масштабирования бизнеса. «Если ты работаешь один, то ты – самозанятый, если на тебя работают люди – предприниматель, если работает целый бизнес – инвестор!». Услышав это изречение однажды, я запомнил его надолго. Каждый самозанятый рано или поздно упирается в потолок, когда уже физически невозможно сделать больше, так как в сутках всего 24 часа, а кроме работы есть ещё и личные дела, семья, друзья, да и отдыхать когда-то надо.

Как увеличить прибыль в таком случае? Нужно масштабироваться! Причём масштабироваться за счёт увеличения объёмов продаж/производства/количества торговых точек и пр. В моём случае, масштабирование произошло за счёт делегирования части полномочий и создания инструкций, необходимых для самостоятельного функционирования компании. За три года мы выросли как SMM и PR-агентство с трёх человек до двадцати, с двух проектов – до сорока. И это не предел! Будем расти и дальше, но мы, как и многие, достигнув определённого уровня, упёрлись в кадровый вопрос.

Поделюсь своими заметками на тему роста. Совсем недавно я писал пост для нашего аккаунта компании PLASTILIN на тему «Как собрать команду мечты». Отчасти, тот пост перекликается с этим, но давайте обо всём по порядку.

Потом и кровью - как мы писали скрипты и учились запускать проекты

По мне, идеальная схема организации бизнеса выглядит так: ты решаешь вопрос позиционирования и продвижения, а команда занимается тем, что организовывает все процессы. Но есть нюанс: руководителю, в идеале, нужно вникать в каждый проект в начале его пути, на старте работы. Потому что, в большинстве случаев, заказчик приходит на ваш персональный бренд и ему важно личное внимание. И задача не только команды, но и её лидера, сделать всё, чтобы клиент остался доволен запуском проекта.

Чтобы запуск прошёл успешно, должна быть инструкция, написанная «кровью». У нас такая инструкция имеется! Кроме неё мы создали пошаговые инструкции для руководителей проектов, для контент-менеджеров и таргетологов. Несмотря на то, что мы ежедневно работаем по этим инструкциям, они постоянно изменяются. Нет предела совершенству, нет какой-то чёткой выверенной схемы, потому что динамика в сфере PR и SMM сумасшедшая!

Раз в неделю (по понедельникам) у нас в компании проходят общие планерки в Skype. Это вынужденная мера, так как команда у нас подобралась от Комсомольска-на-Амуре до Воронежа и Москвы, при этом, нам постоянно нужны новые люди. Все задачи по итогам планёрки заносятся в Trello и раскидываются по менеджерам, руководителям, таргетологам и другим сотрудникам, а через неделю каждый отчитывается об их выполнении. Если задача не выполнена, сотрудник получает предупреждение, а потом штраф. Штрафы идут на развитие компании: на таргет, дизайн, на выплату бонусов сотрудникам, которые стараются лучше других и т.д. Нам не нравится штрафовать людей, но, как показала практика, с момента введения системы штрафов дисциплина в команде стала значительно лучше.

Теперь о том, как устроена система ведения проектов. За каждым проектом закреплён руководитель, контент-менеджер, дизайнер и таргетолог. Вся переписка с клиентом ведётся в общем чате в WhatsApp или Telegram. Перед тем, как начать работу, мы изучаем клиента «с ног до головы». Для этого мы разработали бриф, на основе которого разрабатывается стратегия SMM-продвижения. Что она в себя включает? Анализ целевой аудитории и конкурентов, примеры публикаций и отработки обратной связи (tone of voice), и, конечно же, внешний вид ленты (если речь идет о продвижении в Instagram). Отдельно прописываются предложения по настройке таргетированной рекламы. Также в стратегию «зашивается» контент-план на месяц (минимум 15 постов и 15 stories). И даже если клиент по каким-то причинам передумает работать с нами в рамках полноценного продвижения (на любом из этапов сотрудничества) он всегда сможет взять этот готовый документ и попробовать вести свои социальные сети самостоятельно.

Перед началом работы контент-план и стратегия всегда проходят процедуру согласования с заказчиком, дорабатывается, и после внесения всех необходимых поправок, запускаются в работу. Тот же путь проходят и все публикуемые материалы: внутреннее согласование с руководителем проекта, правки, согласование с заказчиком, при необходимости – снова внесение корректировок и только потом публикация. На согласование всегда нужно время, поэтому команда работает «с опережением». Бывает, что клиент просит опубликовать что-то вне плана. Но если все, кто задействован в проекте, заняты или спят (другой часовой пояс), то подключается кто-то из команды и страхует коллег.

Раз в две недели мы проводим «День клиента», когда спрашиваем, всё ли нашего клиента устраивает, есть ли какие-то предложения/пожелания, при этом мы не только спрашиваем, но и предлагаем новые активности, методы вовлечения аудитории и пр. Это позволяет держать руку на пульсе! Благодаря этой практике, мы всегда имеем положительную динамику по росту среднего чека и числу клиентов агентства. Более того, случается, что клиент от нас уходит, а потом с радостью возвращается, так как клиентоориентированность – наше всё! Отдельно мы всегда анализируем, почему от нас уходят клиенты и делаем из этого выводы. Может именно поэтому клиентов уходит намного меньше, чем приходит.

Про кадры, про финансы и про юридические проволочки

Теперь пару слов о том, как мы ищем кадры. Как правило, это случайные знакомства или рекомендации. Бывает, что кто-то сам нас находит. Изредка «суёмся» на биржу фриланса, но там тоже не так-то просто найти ценного сотрудника. Мы практикуем стажировку: берём талантливого человека, даём ему «удочку» и отправляем «рыбачить» под нашим контролем. Я на собственном опыте убедился, что лучшие кадры всегда вырастают внутри компании, вместе с тобой. У нас есть ряд проектов, которые ребята делают совершенно бесплатно, по собственной инициативе, на них то мы и стажируем новичков. Один из таких проектов – наш собственный Instagram-аккаунт, который какое-то время был заброшен, а теперь сделали его не только полезным, но и красивым.

Ну и о финансовой составляющей. Когда вы вырастаете, вам нужны дополнительные средства для работы с крупными федеральными компаниями! Я делаю следующим образом: весь свой личный доход я делю на три части (40% – «на жизнь», 30% откладываю на депозит, и 30% пускаю в оборотку). Иной раз можно потратить сотни тысяч рублей в месяц только на одного клиента, а потом дожидаться, когда он тебе заплатит по счёту. Особенно это касается работы с государством. В таких случаях даже зарплату себе мы платим в самом конце работы, когда уже получаем от клиента 100%-ную оплату. То есть логика простая: чем раньше вы начнёте откладывать, тем проще вам будет работать на этапе активного роста.

И тут встаёт ещё один интересный вопрос – про договора, здесь нужен глаз да глаз! В нашем бизнесе многое решается личными договорённостями, на словах. Но если есть возможность, то старайтесь всегда заключить договор. Укажите зону вашей ответственности и сроки оплаты по счёту. Отдельно пропишите ситуации, при которых вы должны будете вернуть клиенту деньги. И важно: социальные сети — это такой рекламный инструмент, при использовании которого, эффект от вашей работы клиент может ощутить не сразу, а через два (а порой и три) месяца. Поэтому всегда старайтесь заключать договор минимум на квартал, меньше – не имеет смысла. Слишком большие риски и об этом нужно клиента честно предупреждать.

Откуда мы берем новых клиентов?

Расскажу теперь о саморекламе. Мы практически не рекламируемся, максимум – это таргетированная реклама на подписки в нашем личном инстаграме. Клиенты приходят по рекомендации, через мой личный бренд, как руководителя, через участие компании в специализированных офлайн-мероприятиях. Последний способ наиболее эффективный! Я часто приезжаю в разные города и выступаю там на тему «Социальные сети для бизнеса». Мероприятия эти, как правило, бесплатны и собирают полный зал. После таких выступлений у нас всегда появляются новые клиенты. Ещё очень хорошо срабатывают разного рода нетворкинг-тусовки, форумы и семинары.

Вместо послесловия...

Я долго шёл к тому, чтобы начать писать о своей работе в соцсетях и на различных специализированных ресурсах. Надеюсь, что первый блин не оказался комом, и я продолжу эту занимательную практику!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Александр Головко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": -1, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 101328, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 15 Jan 2020 16:10:01 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Онлайн-курс по Digital PR от Nimax
3 февраля Онлайн 14 900 ₽
0
{ "id": 101328, "author_id": 241138, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/101328\/get","add":"\/comments\/101328\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/101328"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
4 комментария
Популярные
По порядку
1

Скажите, а кто это написал такую унылую и нечитаемую статью? И этот человек занимается пиаром, я правильно понимаю? 

Ответить
0

Все верно, причем довольно успешно! А что не так? 

Ответить
0

Интересно, но хотелось бы побольше конкретики: оборот вашей фирмы, пару кейсов, например..

Ответить
0

Спасибо! Подготовили ряд публикаций с кейсами и всем остальным)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }