Развитие ядер для запуска приложений. Часть 3. Товарный маркетплейс

В прошлых статьях я рассказал о том, как мы развивали заготовки для запуска приложений маркетплейса услуг, доски объявлений и рассказал что ещё делали и почему другие проекты не выстрелили. В этой рассказываю о ядре товарного маркетплейса, на который делаю ставку в 2020 году.

Прошлые выпуски:

Денис Гордиенко, директор Bright Mobile о коробочном решении для товарного маркетплейса.

Предпосылки

Неудачный опыт не пошедших далее демо версии коробочных решений, которые мы делали в 2019 году, дал на своей шкуре почувствовать самую частую проблему стартапов — продукт оказался никому не нужным. Вроде как спрос есть, интерес к нему тоже, но далее пары сильно кастомизированных запусков дело не пошло.

Исходя из этого опыта решил, что делать такие ядра имеет смысл под сферу, где спрос оказался подтверждённым. Проводя анализ продаж за 2019 год увидел, что за 5 месяцев к нам зашло 4 проекта с идеей товарного маркетплейса. Причём все они из разных сфер, но часть функционала основатели видели практически идентичными.

Опыт Рынка в кармане

Три из четырёх проектов ещё в разработке, а один был запущен на прошлой неделе. Хочу кратко рассказать о нём, чтобы было понятно чем я руководствовался проектируя основу для будущих проектов.

«Рынок в кармане», как вы уже могли догадаться по названию, представляет собой приложение с каталогом компаний, предлагающих своим клиентам ту или иную фермерскую продукцию.

Главный экран «Рынка» — это категории товаров, по которым распределены магазины. То есть, в отличие от Яндекс.Маркета, где пользователь видит огромный сплошной список с товарами сразу всех магазинов, здесь позиции отсортированы по товарным категориям – например, «мясо», «рыба», «мёд» и так далее. После выбора категории на экране отображаются все магазины, имеющие в ассортименте хотя бы один товар данного типа.

У каждого магазина есть свой собственный профиль с контактной информацией – клиент может прямо из карточки напрямую позвонить сотрудникам или же написать им в чат. Тут же можно оформить заказ, положив в корзину требуемые товары – список доступных к заказу позиций располагается чуть ниже контактных данных.

Для завершения заказа требуется подтверждение на странице корзины. Если после добавления в корзину товаров из одного магазина пользователь передумал и выбрал для покупки товары из другого, он видит сообщение с предложением завершить неоформленную у другого магазина покупку. Так исключается путаница: пользователь видит, в каком магазине он покупает продукты и, при необходимости, оформляет заказ на добавленные ранее товары.

Затем клиент подтверждает контактные данные: имя и адрес доставки, если она ему требуется. После оформления заказ отображается как у магазина, так и у покупателя. То есть приложение работает сразу и на тех, и на других: пользователь может быть и поставщиком, и покупателем, приобретая товары у других фермеров и продавая свои собственные.

Для того чтобы стать магазином, ему нужно заполнить анкету, после чего она отправляется на проверку. Уже на этом этапе клиент может добавлять свои товары, но прежде чем они появятся в публичном доступе, он должен пройти модерацию: все заявки одобряются администратором, и только после подтверждения другие клиенты смогут у него покупать.

У каждого товара можно назначить его стоимость, а также в карточке магазина стоимость и условия доставки, если она осуществляется, указать минимальную сумму заказа, предложить принимаемые способы оплаты. При загрузке товара в каталог нужно выбрать категорию, единицу измерения (штуки, килограммы, пачки и пр.), шаг (число, показывающее, на сколько можно увеличить или уменьшить количество приобретаемых позиций), ввести наименование и загрузить фото. В любое время товары можно удалить или отредактировать в разделе «Мои товары».

В качестве покупателя пользователь приложения может найти в меню пункт «Мои заказы» (меню разделено на две части – для продавца и для покупателя). Здесь можно ознакомиться с историей заказов, просмотреть их содержимое, стоимость, а в случае необходимости связаться с магазином тем или иным способом.

Какой функционал взяли для ядра

Как и писал выше — кроме этого проекта сейчас в работе ещё три похожих. Ключевое слово — похожих. Очевидно, что все основатели разные и каждый делает упор на те или иные фишки, которых нет у других проектов.

Принцип работы готового решения как раз в обратном — объединить в такой заготовке единый для всех функционал, чтобы покупателю ядра осталось только доработать под свою идею, а общая база уже была готова. То есть нам нужно собрать одинаковые функции, которые имели место у всех четырёх проектов, а индивидуальные идеи остаются у каждого свои.

При таком походе и основатель понимает, что его идеи остаются только у него — мы руководствуемся принципом «в ядро идут функци, которые попросили минимум три человека» и мы получаем собственный продукт, который будет использоваться, как готовое решение для будущих заказчиков.

Для первой версии у меня получился такой функционал коробочного решения:

Магазин

  • Создание профиля магазина
  • Просмотр профиля магазина

Товары

  • Категории товаров
  • Список всех товаров
  • Карточка товара
  • Создание товара продавцом

Заказы

  • Список заказов покупателя
  • Список заказов продавца
  • Просмотр заказа
  • Корзина
  • Диалоги
  • Переписка

Общая обвязка

  • Авторизация/регистрация по СМС
  • Push-уведомления
  • Пользовательское соглашение
  • Создание/редактирование профиля покупателя

Всего вышло 16 экранов ядра. Эту основу можно использовать и для проектирования собственного товарного агрегатора. Важный момент — онлайн оплату на данный момент не предполагаю, т.к. если гонять деньги через сам сервис, то владельцы попадают под закон об агрегаторах услуг, а делать отдельный эквайринг для прямой оплаты в каждый магазин вижу избыточной задачей и явно не для первой версии.

Планирую выкатить первую версию в режиме бета-тестирования в феврале. Прошу написать мне в ВК или Fb владельцев товарных маркетплейсов, хочу позадавать вопросы и агрегировать опыт запуска, о чём и напишу в будущих статьях.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Eugene Danilov

Денис, нет ощущения, что ты пинаешь мертвую лошадь, и твои знания и энтузиазм нужно направить в другом направлении? Твой движок маркетплейса это такой фильтр: привлекает только тех людей, которые не понимают базовые механики икомерса и маркетплейсов. В 2020 году вылезать на рынок со своим маркетплейсом фермерской еды - это же прямая конкуренция за трафик с бюджетами Яндекса, мейла, инстамарта (которые теперь часть Сбербанка), Moscow fresh и т.д. Остальные кейсы использования твоего движка примерно такие же. Не пора ли трезво посмотреть на свой продукт и понять, что у него нет перспектив?

Люди, которые умеют создавать коммерчески успешные маркетлейсы, понимают что технологическая платформа - это 2-3% бюджета и усилий. И, если уж и будут разворачивать маркетплейс, то создадут свою платформу.

Твой проект - это типа сделать движок для создания своих соцсетей. Было бы хоть немного актуально 20 лет назад. Но не сегодня

Ответить
Развернуть ветку
Roman Voronov

Вроде норм, растёт потихоньку)) Тогда и слова такого не знали)))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

хорошая статистика. Туда можно добавить ключевики типа "агрегаторы" и прочее

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Такого ощущения нет, но часто расстраиваюсь из-за другого - некоторые заказчики после релиза не хотят палец о палец ударить, чтобы закрутить маховик маркетплейса. Получается, что для них разработка - это такое дорогое хобби в стиле "отдам 500 тыс чтоб пофантазировать как бы я мог зарабатывать". Казалось бы - деньги получили, какая разница что будет делать заказчик с купленным софтом, но ощущение, что "поработал в стол" достаточно сильно гнетёт и меня и команду.

Что касается движка, то я тут не соглашусь. Откровенно говоря, много обращений от людей, которые просто фантазируют, как Вы пишите без каких либо знаний, но они и не покупают - уходят крепко думать о том, что будут делать после запуска. Что касается Рынка в кармане, то было бы не корректно выкладывать все карты заказчика публично, возможно из-за этого появилось ощущение регионального клона Яндекс.Лавки.

Моё мнение - движок это  хорошая возможность быстро и дёшево проверить нужна твоя идея хоть кому-то из ЦА и, если нет, сэкономить пару миллионов. А если да, то перейти к разработке первой версии либо на базе движка, если кастдев положительный, либо пересобрать с нуля. К примеру, в ближайшие месяцы один из наших клиентов релизит приложение для самозанятых с бюджетом в 3 млн. Рассичитываю получить согласие от него и рассказать в блоге.

20 лет назад соцсетей не было, а интернет широкополосный только в Москве и ещё нескольких городах, Вы уж слишком утрируете. По опыту ребят из Кабанчика развитие технической платформы - это около 20% в статье расходов, 50% - маркетинг. Моя задача как раз в том, чтоб не дать заказчикам просохатить несколько миллионов на старте, прежде чем понять, что пользователи хотят совсем иначе.

Ответить
Развернуть ветку
Ванга Штанга

Итого:
20% на разработку - 500к;
50% на маркетинг - 1250к;
30% адм.расходы (зп, хостинг) - 750к?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Нет, расчёты выше актуальны для операционной деятельности уже запущенного проекта. Для первого года жизни примерные расчёты делал здесь https://youtu.be/GPVLz5vxhS0 само собой всё зависит от конкретной идеи и строго индивидуально

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov
То есть, в отличие от Яндекс.Маркета, где пользователь видит огромный сплошной список с товарами сразу всех магазинов, здесь позиции отсортированы по товарным категориям – например, «мясо», «рыба», «мёд» и так далее.
Ответить
Развернуть ветку
Ванга Штанга

Однако неудобно. Лучше сразу выводить на экран список популярных товаров. По необходимости юзер самостоятельно полезет в поиск или каталог товаров.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда