{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Английский для разработчиков. Как мы делали курс

Основная цель, которую мы ставили при разработке курса, — сделать его действительно полезным для разработчиков. Поэтому прежде всего потратили время на то, чтобы выяснить, а для чего собственно им английский нужен в профессиональном плане. Какие их проблемы и потребности он сможет закрыть.

Это Фрэнк, герой курса, вместе с ним будем проходить всю цепочку устройства программиста на работу в международную компанию. Дэннис Саркар

Нашими собеседниками стали разработчики 28 — 40 лет, работающие на фрилансе или в небольших компаниях , изучавшие какой-то английский в школе или университете, иногда возвращавшиеся к изучению языка на корпоративных курсах или индивидуально с преподавателем. Большинство хочет работать в международных компаниях, многие — переехать в другую страну. Результаты нашего CustDev помогли создать структуру программы и повлияли на отбор контента.

Думаем, что это будет полезно не только тем, кто захочет запустить аналогичные онлайн курсы, но и специалистам по корпоративному обучению. Будем благодарны за обратную связь, как от разработчиков, так и от экспертов в области преподавания английского языка.

Почему те, кто хочет устроиться в международную компанию, еще не там?

Основных причин две:

  • языковой барьер, мешающий эффективно организовать поиск работы и пройти собеседование, помимо этого пугает, как будет складываться коммуникация на английском внутри команды, если на работу возьмут
  • напрягает система организации работы (особенно часто отмечали те, кто не пробовал еще работать в международных проектах, но слышал от коллег)

Какой английский нужен разработчикам?

В процессе CustDev, выяснили, что в техническом английском у практикующих разработчиков потребности нет, разобраться в документации могут все. Возможно им нужно подтянуть общий английский? Нет, большинство не готовы тратить время и на General English тоже. Идеальный вариант — получить за максимально короткий срок практические языковые навыки, которые позволят смело искать работу на международном рынке. При этом отрабатывать эти навыки желательно на интересном профильном или популярном в IT-среде контенте.

В чем специфика преподавания английского разработчикам? На чем должен быть сделан акцент?

Из общения с разработчиками мы поняли, что образовательный продукт, ориентированный на них должен быть максимально сжатым и при этом насыщенным полезными знаниями. Ключевыми метриками при составления курса стали:

  • максимально сжатые сроки, позволяющие при этом совмещать программу с работой (мы остановились на 1 месяце обучения, 3 занятия по 1,5 часа в неделю с домашними заданиями)
  • отказ от использования готовых учебных пособий (полностью соответствующего нашим целям учебного пособия мы не нашли, а использование любых других требует компромиссных решений: либо увеличивать количество занятий, либо урезать IT-контент в пользу общеязыкового)
  • отработка языковых навыков на актуальном для аудитории образовательном контенте (для составления упражнений мы использовали профессиональные новости и статьи, выступления HR IT-компаний, фрагменты реальных переписок с работодателями)
  • отсылки к привычной для IT-среды терминологии и структуризации информации, там, где это оправданно (например, курс мы поделили на 2 спринта: в первом тренируем навыки письменной коммуникации, во втором — устной)
  • развитие программы от привычного к более стрессовому (сначала пишем, потом говорим, а наиболее стрессовая часть — подготовка к различным типам интервью завершает курс)
  • снижение психологического дискомфорта по поводу предстоящего поиска работы и прохождения интервью (все ситуации сначала разыгрываются с вымышленным героем — Фрэнком, затем каждый примеряет их на себя лично и выполняет индивидуальные задания)
  • конкретные результаты, которые человек еще в процессе обучения может применить для достижения своих целей (составление CV, Cover letter, профиля на LinkedIn, отработка деловой переписки с работодателем, телефонного и очного собеседований)
  • селективный подход к набору студентов (мы не можем брать всех желающих на такой краткосрочный интенсив, поэтому фокусируемся только на тех, кто уже работает в IT-индустрии с уровнем языка Pre-Intermediate и Intermediate)

Как лучше заниматься? В группах или по одному? Какого размера группы должны быть?

Групповое обучение было отмечено большинством респондентов как наиболее комфортное с психологической точки зрения, плюс коммуникативная методика изучения иностранных языков считается наиболее эффективной. При этом онлайн обучение взрослых иностранным языкам оптимально осуществлять в группах по 5-6 человек. На такой наполняемости групп мы и остановились.

Как найти правильного преподавателя?

Эксперт-преподаватель, разрабатывающий курс, должен не только свободно владеть английским, но и иметь опыт работы в англоязычной IT-среде, в идеале быть носителем языка. Этот запрос мы слышали ото всех респондентов. Если преподаватель «не из среды», встает вопрос доверия к нему и к его способности преподавать именно профильный, профессиональный английский. Со своей стороны мы понимали, что у эксперта должен быть опыт преподавания английского и, что даже более важно, стремление развиваться в этом направлении. Если эксперт начинает работу с позиции «у меня огромный опыт, я про это все понимаю», — он не сможет услышать потенциальную целевую аудиторию и адаптировать программу под актуальный запрос.

Для того, чтобы учащимся было комфортно, желательно, чтобы преподаватель понимал русскую речь. Конечно, есть программы-погружения, где преподаватель-носитель не знает языка учащихся, или индивидуальные занятия с носителем, но для узкоспециализированного интенсива в небольших группах нам показалось важным максимально застраховать учащихся от выпадения из процесса.

На что еще надо обратить внимание?

Чтобы снять языковые и коммуникативные зажимы, мы развиваем программу от простого и знакомого к сложному и стрессовому. Например, начинаем курс с работы над текстом, а потом переходим к работе над речью. Одно из первых заданий — обновить CV на английском. Оно, в том или ином виде, есть у всех, особых знаний грамматики не требует, поэтому ничто не мешает уже по итогам первого занятия участникам курса разместить обновленное грамотное CV. Таким образом, первый спринт посвящен работе с текстами и документами. Во втором — добавляем устную коммуникацию: от умения рассказывать отвлеченные истории к навыкам презентации себя и своих результатов работы. Завершается второй спринт и курс занятиями по подготовке к различным типам интервью: телефонному, поведенческому и ситуационному.

А где же английский?

На одной из презентаций программы, когда мы описывали, какой логике она следует, коллега спросила, почему мы так фокусируемся на профессионально-прикладной составляющей, а не на фундаментальном изучении языка. Но “строительство фундамента” занимает минимум год, а так через пару-тройку месяцев мы надеемся получать письма от выпускников, успешно работающих в иностранных компаниях. И, конечно, попав в международную компанию, а особенно переехав в другую страну, их английский подтянется гораздо быстрее, чем на любом курсе. Мы же решаем конкретную задачу — помочь смелее и активнее использовать язык при устройстве на работу и быть готовым строить свой личный бренд в международной IT среде.

Дэннис Саркар, автор и преподаватель курса «Английский для разработчиков».

Юлия Ширина, методист образовательной онлайн платформы Polygled.

Ссылка на курс — https://it.polygled.com/.

0
2 комментария
Stanislav Stepin

Ссылка не работает

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Stepin

Теперь работает.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда