10 упражнений, которые помогут развить творчество
Собрал упражнения для развития творчества, которыми пользуются писатели, дизайнеры, фотографы и прочие ребята. Думаю, вам понравится.
Поставьте занятие «творчеством» в обязательное расписание
Если хотите чему-то научиться, в том числе и «творчеству», — этим придётся заниматься регулярно.
Я использую трекер-привычек и отмечаю каждый день, в которой делал одно из упражнений ниже. Кто-то создаёт встречи сам с собой в календаре.
Расписание важно, оно развивает творчество через принцип «количество переходит в качество», по этой же причине я топлю за ежедневный постинг и собираю коллекцию упражнений «Как писать каждый день».
Моя философия строится на том, что сделав 30 плохих и средних постов в месяц, гораздо проще понять «что выстрелило и как надо делать дальше», чем не сделать 1 хороший пост.
Исследуйте и развивайте насмотренность
Насмотренность — некая библиотека идей и решений в вашей голове, своеобразная коллекция «так можно было», «вот это хорошо, а вот это плохо». Чем богаче ваша коллекция хороших и плохих примеров, тем больше хорошего вы сможете сделать. Именно поэтому на многих курсах по копирайтингу начинающим авторам рекомендуют читать больше книг.
Читайте хорошие и плохие книги. Ходите на хороший и плохие выставки. Смотрите хороший и плохой стендап. Впитывая всё это, вы повышаете шанс самому создать что-то хорошее.
Воруй как художник
Я немного лукавлю. Просто впитывать хорошее и плохое — недостаточно. Нужен ещё анализ.
Вам придётся разобраться почему творческий объект Х — хороший, а творческий объект Y — плохой.
Джон Клиз (тот высокий чувак из Монти Пайтона) поделился упражнением по развитию чувства юмора: «Возьмите что-то очень смешное для вас, скетч, рассказ, анекдот — впитывайте до тех пор, пока он перестанет быть смешным. После разбирайте структуру этой смешной истории.
Так вы станете довольно объективными, чтобы понять, что вас рассмешило, а потом сможете повторить и в своих работах. О подобном приёме говорилось в книге «воруй как художник».
Мудборды
Мудборды помогают развивать насмотренность. Я использую доски в Pinterest, чтобы создавать различные коллекции под разные задачи. У меня есть мудборды с идеями для оформления иллюстраций, с классными постами, которые вдохновляют, с рекламными креативами и многим другим.
Подобные мудборды можно собирать просто в папочке на компьютере или в блокнотах. Дэвид Огилви в книге «Огилви о рекламе» писал, что у него есть картотека с выдающимися образцами рекламы.
В 21 веке трудно представить, что кто-то будет использовать картотеку для подобных целей, но тем не менее. Мой знакомый пикчер ведёт чат сам с собой, где скидывает все интересные мемы.
Повторяющиеся дудлы
Формально дудлы — это каракули на полях. Но они постоянно используются художниками для развития творчества. Google постоянно обновляет картинку на главной странице поисковика, которая тоже называется дудл.
Самое простое упражнение выглядит так: берём лист, рисуем 30‑50 кружочков. Заводим таймер на 5‑10 минут. Теперь нужно успеть нарисовать как можно больше разных картинок на базе этих кружочков.
Дизайнеры и иллюстраторы могут определить какой-то объект и постоянно вокруг него рисовать различные иллюстрации. Копирайтеры, контент-мейкеры могут попробовать использовать историю или брать любой материал и придумывать к нему 10‑20 различных заголовков.
Фантазируйте
Я уверен, что разрешая себе фантазировать, писать небылицы, придумывать какой формы проплывающее облако — позитивно влияет на нашу способность творить.
Бла-бла-кубики и карты
Давным-давно я прочитал книгу «Морфология волшебной сказки», книга интересная, хотя я еле-еле её освоил. Но главное, что я из неё почерпнул, — карты Проппа.
На картах можно нарисовать типичные ситуации, характерные для любой истории, вытаскивая из колоды карт в случайном порядке эти карты, можно составить любую историю с типовыми ситуациями из историй.
Позже я узнал про «бла-бла-кубики». Берёте случайные 3–4 кубика, бросаете их и придумываете историю. Совсем как дети, которые пробуют рассказывать первые сказки и небылицы.
Х применений
Возьмите любой банальный предмет и попробуйте придумать для него ещё 30 вариантов применения. Меньше нельзя. Нам не нужно выдумывать реалистичные варианты, которые сами и будем использовать. Куда важнее просто придумать 30 и больше идей.
Х объектов
Упражнение похоже на предыдущее. Возьмите любое свойство предмета, после придумайте 30 предметов, которые соответствуют этому свойству.
Скажем, я окинул взглядом то, что меня окружает, увидел апельсины. Записал определение «зелёный». После мне нужно написать ещё 30 предметов зелёного цвета.
Объект → ассоциации → история
Возьмите любой объект или фотографию. Набросайте слова-ассоциации, которые возникают, глядя на этот объект. Из слов-ассоциаций придумайте историю.
Возьмём всё тот же апельсин и накидаем ассоциаций, которые возникают в голове, глядя на этот фрукт: зелёный, сладкий, сочный, толстый, грязный… Теперь из этих слов нужно составить небольшую историю.
Эскиз дня и другие мини-проекты
Мини-проекты — это создание какого-то творческого продукта, который можно сохранить и пересматривать потом.
С подобным упражнением работают арт-терапевты. Скажем, просят в течение месяца или больше каждый вечер вести дневник, в котором нужно нарисовать эскиз дня. Кто-то рисовал кляксы, выражая себя, кто-то рисовал скетчи и комиксы, третьи использовали некий аналог дудлов.
Попробуйте каждый день создавать какой-то художественный продукт.
Цитаты
На некоторых курсах по Photoshop или другим графическим приложениям преподаватели советуют каждый день брать любую рандомную цитату и оформлять её, используя новый инструмент или фильтр в программе. Так за 30–40 дней можно изучить любую программу.
Фильм-секунда
Другой вариант эскиза дня: каждый день снимать небольшие ролики, а раз в неделю выбирать из них по секунде и смонтировать из них небольшой фильм. Чтобы 31 декабря пересмотреть весь фильм и сделать свои выводы.
Это те упражнения, о которых знаю я. Буду рад, если они кому-то помогут начать развивать своё творческое начало.
Запомнить и применять упражнения
- Насмотренность и мудборды.
- Воровать как художник.
- Повторяющиеся дудлы.
- Фантазируйте: бла-бла истории.
- Фантазируйте: Х применений.
- Фантазируйте: Х предметов.
- Объект → ассоциации → история.
- Эскиз дня.
- Цитаты.
- Фильм-секунда.
А для НЕ творческих людей есть что нибудь? Можете порекомендовать ?
а такие существуют? =)
Мне одной кажется, что если всё это выполнять, то времени ни на жизнь, ни на творчество не останется? За зелёные апельсины - спасибо. Интересная информация.
В дизайн-бюро так всё и выглядит примерно: какой-нибудь стол заваленный художественными альбомами/журналами для вдохновения и заказчики, которые после 30-го варианта логотипа просят придумать 31-й.
строго говоря не нужно всеми этими упражнениями заниматься и тем более сразу — я использую от силы 3-4, каждый день по 15 минут на каждое.
более того, вопрос хотения и приоритетов, если эти штуки кажутся бессмысленными — конечно можно заниматься всякими другими делами.
С 8 утра до 10 - подвиг. ©
После того как вы написали в определение апельсинов - цвет зеленый, закрались мысли что одиннадцатое и основное упражнение для развития творчества эксперименты с запрещенными веществами.
Хотя действительно пишут что в Гондурасе они только зеленого цвета.
Это перевернуло полностью сознание, пора менять все буквари где в качестве примера оранжевого приводится апельсин, и в английском придется заменить название фрукта с orange на green. Творчество прям понеслось...
orange это от названия дерева, как бордовый от названия вина из бордо
Я про то что в английском оранжевый цвет - orange и апельсин - orange
легонькая провокация с моментальным подтверждением, что апельсины действительно зеленые, причем не только в Гондурасе, вот я тут во Вьетнаме и они только зеленые, а «классические» оранжевые стоят таких денег, что я говорю «не сегодня-не сегодня»
а почему они так стоят? какой-то особый сорт или в чем проблема?)
я если честно не разбирался. мне кажется так
оранжевые апельсины — они из-за того, что разрушился хлорофил в цедре или из-за того, что он не смог развиться.
поэтому турецкие-марроканские апельсины, которые в турции оранжевые прям на ветке → они орнажевые из-за недостаточного тепла.
в итоге, тут оранжевые дорогие — потому что импорт
строго говоря, тут виноград, киви, яблоки — все импортные и дико дорогие. ну дико я загнул, но вот яблоко 300 рублей за кг. это было для меня неожиданно. я думал тут местные растут)
мудборды и дудлы
ого какой свежак. сам придумал?
Комментарий недоступен
Не исключено что у них происходило что то похожее в голове. Просто они не могли написать статью на vc.ru о продуктивности писателя и 10 советов как продать роман.
Все же после зеленых апельсинов творчество так и прет))
ну Ремарк любил заложить за воротник, что вполне себе подстегивало творчество, за Диккенса и Достоевствского не скажу, а вот Чехов вполне любил аффирмации и утренние страницы.
в письмах есть совет, который Антон Палыч давал коллеге, на вопрос «что делать если нет идей и лень одолевает».
ответил «а вы голубчик сядьте за стол, очините перо, возьмите бумагу и начните писать „что-то мне сегодня не пишется! что-то мне сегодня не пишется! что-то мне сегодня не пишется! что-то мне сегодня не пишется! что-то мне сегодня не пишется!“ исписав так страницы 2-5 у вас непременно появится и идея, за которую можно ухватиться и желание работать. муза она, голубчик, только в сказказ приходи, в реальной жизни за неё бороться надо»
не Чехов, а Гоголь. в общем-то какая разница, что рыба, что мясо
блин, а я довольно давно ищу первоисточник и никак не находил, оказывается с гоголя с чеховым спутал. спасибо, исправлюсь
ну ты попробуй для начала поискать оригинал, а не свою интерпретацию. Николай Гоголь + Владимир Соллогуб
С эскизами дня, я бы наверно не справился, а вот насмотренность и вообще, свои "Коллекции", это да. Это прям как работа по примеру, может быть.
Сначала играешь "по нотам", а потом.. начинаешь импровизировать ))
полезная информация, спасибо!
и вам спасибки
ой, мне понравился проект In October. не помню, кто его организовывал, но смысл был в том, что ежедневного в Октябре 2019 надо рисовать. ежедневно была тема, и ее надо было обыграть. сначала тяжело, кажется что ничего интересного придумать нельзя, а потом под конец месяца обнаруживаешь совсем дугой настрой
слышал про подобные проект, но в аспекте книг, каждый день пишешь ххх слов, чтобы к концу месяца написать книгу.
поищу подробнее, спасибо
Настоящие подвиги делала Софья Толстая, за мужем переписывая рукой по 12 раз тексты.
Мы же - кто один, кто и 12 раз - печатаем (частично - копируя), то есть чисто физически это проще.
Но, как отмечено для другого случая (отправки писем через океан), автоматизация ускоряет появление результата не во много раз, а максимум, в полтора.
Движение мыслей не может ускориться.
Что значит творческий? Как это в вашем понимании?
полноценного термина у меня нет.
в моем мире так «творчество способность создавать новые продукты, которого не было в мире или в голове автора»
можно было бы написать список творческие и нетворческих вещей, но чувствую в этом какую-то бесмысленность. поэтому я решил не прописывать определение творчества и оставить это не совести читателя =)
Цвет апельсина зависит от того, в каком климате он растет.
Есть зеленый есть и оранжевые.
Причем зеленый может менять цвет на оранжевый и обратно на зеленый.
нет, больше всего цвет снаружи и внутри зависит от сорта апельсина)
Разве я писал от чего больше зависит цвет?
У вас такое же безапеляционное утвержденеи как и у автора статьи.
А что вы понимаете под творчеством, хочу расширить эту тему, посоветуйте что-нибудь изучить.
Я сейчас в Турции и девять из десяти деревьев вокруг меня - апельсиновые. И все плоды на них оранжевые