{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Как открыть кофейню за 300 тысяч рублей и окупиться за пять месяцев

Мы открыли кофейню для тестирования разработанной нами системы автоматизации Nomia, а она превратилась самостоятельный успешный бизнес. Рассказываем, как нам это удалось.

Цели открыть успешное заведение у нас не было — мы стремились сделать все максимально бюджетно, при этом не хотели жертвовать качеством, потому что мы перфекционисты. В этой статье мы расскажем, как нам удалось уложиться в 300 тысяч рублей (несмотря на то, что мы находимся в Москве!) и окупить вложения за 5 месяцев.

Начнем по порядку:

Сначала мы определились с финансами.

От бюджета зависит концепция — большое заведение или маленькая точка формата to go, местоположение и цены меню. У нас кофе навынос — недорогое, но качественное и с изюминкой (в виде сиропов, посыпок и даже хвойной настойки).

Затем определились с местом.

От места зависит и ценовая политика, и концепция. Любая концепция может быть успешной, главное сделать ее хоть немного уникальной, чтобы не пополнять ряды банальных кофеен еще одной банальной кофейней. Для того, чтобы быть уникальными вам не обязательно подавать экзотические кофейные напитки, настоянные на еловых шишках из норвежских лесов — достаточно стать, например, единственной точкой вкусного и недорогого кофе to go в бизнес-центре класса В (или даже на одном из его этажей).

Важно изучить конкуренцию и вообще спрос на категорию.

Рассказываем, как это сделать:

  • Встаете на выходе заведения и считаете посетителей.
  • Делаете заказ сначала утром, а потом вечером. Сравниваете номера чеков и таким образом прикидываете ежедневное количество гостей (но помните, что при пересменке счет чеков обнуляется).

У нас было четкое видение, что мы хотим продавать и где — вкусный недорогой кофе для работников близлежащих БЦ и чтобы от нашего офиса в кофейню не нужно было идти далеко.

Теперь можно накидать смету.

Вот как мы распределили средства:

В POS-материалы также входят листовки и вывески для привлечения гостей*

Теперь расскажем, как нам удалось уместиться в такие суммы.

Аренда

Нам нужно было помещение рядом с офисом и по умеренной цене — мы хотели продавать кофе по средней или ниже среднего стоимости (нам нужен был большой поток для для обкатки нашей POS-системы).

Искали через Авито или Циан, потом через агенства по недвижимости, которые также искали через Авито или Циан. Безуспешно обзванивали арендодателей близлежащих БЦ.

В общем, мы сразу поняли, что все хорошие места заняты. Поэтому пришлось прибегнуть к неочевидному решению — субаренде.

Мы обратили внимание на продуктовый магазин в ста метрах от нашего БЦ. В радиусе километра он был единственным местом, где можно было купить сигареты, шоколад, салатик для перекуса — в общем, это место кормило весь офисный планктон в округе. Очень проходимое место. И почти все посетители — наша ЦА.

Мы связались с хозяином магазина и предложили ему сдать нам треть площади. Он согласился — для него это выгодно по деньгам, при этом означало повышенный поток посетителей. Таким образом, мы арендовали помещение за 25 тысяч рублей в месяц. И это в Москве!!

Оборудование

Кофемашина: новая или б/у?

Мы совершенно не знали с чего начать, какую кофемашину выбрать — большую или маленькую, купить новую, б/у или взять в аренду?

Теперь, с полным пониманием можем рассказать, что для начала кофемашину лучше арендовать — так вы поймете какая именно вам нужна.

Для аренды есть два варианта — арендуете целый пакет оборудования (вместе с кофемолкой и т. д.), либо покупаете у арендодателя зерно и пользуетесь предоставленной им кофемашиной. Рекомендуем первый вариант, так как к выбору зерна лучше подойти основательно. Если вдруг его качество упадет — вы всегда сможете сменить поставщика, а не будете привязаны к одному и тому же.

Суперавтомат или рожковая?

Не нужно брать суперавтомат — он хорошо подходит для сильно проходимых мест вроде Макдональдса, где нужно стабильное качество. Если вы планируете варить кофе с душой — берите рожковую машину. Там человек сам мелет, сам варит.

Мы все-таки купили б/у кофемашину, "одноразовую" Elektra. Нам повезло — в ней все было в отличном состоянии, несмотря на несколько замененных деталей. Она небольшая — из-за этого ей не хватает мощностей при большом потоке посетителей, но пока это не критично. Хорошую и недорогую кофемолку недавно заказали из Китая.

Рекомендуем также поставить холодильник для молока — холодное взбивается лучше, а значит напиток получается с густой пенкой.

Оборудование сначала искали в интернете, потом просили дать рекомендации у знакомых, которые связаны с кофейной индустрией — так дело пошло быстрее.

Поэтому главный совет — обрастать контактами людей из сферы и выбирать поставщиков чего бы то ни было по их наводке.

В остальном — пробуйте, подбирайте, экспериментируйте, делитесь опытом, как делаем это мы!

Поставки

Искать первых поставщиков мы стали в интернете. В целом, поиск удался. Например, мы нашли поставщика для стаканчиков, трубочек, ложечек и так далее.

Обязательно заказывайте семплы — несколько штук для теста. Это, конечно, не дает гарантий. Например, пробные стаканчики были хорошими, а когда мы заказали крупную партию во второй раз — протекали.

Кстати, когда вы недовольны качеством поставок, то сменой поставщика решить вопрос возможно и не получится — посредников больше, чем производителей и выяснить не закупается ли ваш новый потенциальный партнер там же где и старый практически невозможно.

Рекомендуем не заказывать первую партию слишком большой — может быть вам не подойдет не только качество, но и дизайн или они окажутся неудобными. Например, мы заказывали крышечки в виде губ — клиенты отказывались их брать. Большие, толстые и черные губы не у всех вызывают радость!

В итоге мы все-таки сменили поставщика, но только потому что нашли вариант дешевле (но не в ущерб качеству).

Отсюда рекомендация — не переставайте искать лучшие варианты, даже если вас все устраивает. И держите под рукой запасные варианты.

Бариста

К поискам бариста мы приступили за 2 недели перед открытием. Мы предлагали небольшую зарплату (но к ней прилагались надбавки за выполнение kpi), но все равно нам нужен был человек, который разбирается в сортах и умеет варить кофе.

Место у нас не нарядное, поэтому многие понравившиеся кандидаты отказались работать. Был парень, который проработал один день и сбежал работать в кофейню на первом этаже нашего БЦ.

Мы все-таки нашли подходящего человека, но через три месяца расстались с ним. С гостями он общался хорошо, но во-первых был несколько капризным и противился установке Nomia — ему не хотелось переучиваться, даже с учетом того, что система проста, как чашечка эспрессо. Во-вторых, он, кажется, часто был под чем-то. Это не влияло на адекватность, но глаза у него были уж очень красными. В третьих, он воровал. Но об этом позже.

На момент ухода первого бариста мы стали лучше понимать кого мы ищем и отредактировали текст вновь открытой вакансии. Мы добавили в описание идейности, мы стали искать не просто кофемейкера, а человека, который понимает и чувствует философию кофе, который хочет постигать ее все глубже и создавать бесподобные напитки. И тогда к нам пришла умиротворенная творческая девушка с дружелюбной аурой, которая работает у нас до сих пор.

Как ловить на воровстве?

Рассказываем о наших методах проверки.

Во-первых, в теплую погоду мы просто поставили на улице человека, который считал людей, которые выходят с нашими фирменными стаканчиками, а потом сравнили выручку — и обнаружили несостыковки.

Во-вторых, мы могли нагрянуть до окончания смены и заглянуть в кассу, посчитать деньги и сравнить с количеством пробитых заказов в нашей Pos-системе. Однажды сумма в кассе превысила стоимость транзакций, и это навело на подозрения. Бариста сказал, что забыл пробить чеки.

В-третьих, мы обращали внимание на детали. У нас была программа лояльности — 4-й кофе в подарок. Для отметок о купленных напитках мы напечатали специальные карточки, где нужно ставить печати. Несколько раз бариста сдал нам эти карточки совершенно новыми, но с проставленными отметками. Это подозрительно: ведь люди носят эти листочки в карманах и сумках — они мнутся, затираются и не выглядят как новенькие.

Еще один способ воровства — не доливать молока, класть меньше кофе и так далее. Но нашего бариста мы на таком не ловили.

Продвижение

Начали мы с разработки фирменного стиля. Сначала появилось название Flash Coffee. У нас есть дизайнер, которая вместе с отделом маркетинга подобрала к нему задорный цвет фуксии и задала общий стайлгайд.

Затем мы сделали вывеску — чтобы люди видели нас с улицы.

Продолжили раздачей листовок.

Мы также запускали таргетированную рекламу через Facebook и Instagram, посколько там можно задавать геотаргетинг по конкретному адресу.

Есть и еще один хитрый прием — сбор mac-адресов. Это уникальный адрес смартфона, который считывается, когда устройство ищет сети wi-fi. Можно ловить адреса всех, кто находится в определенном радиусе, а потом заливать их в Яндекс.директ или My target для рекламы Вконтакте. Это легально, никакого доступа к личным данным мы не получили!

​Так выглядит сборщик mac-адресов, который мы собрали сами (на базе Raspberry Pi)

Важный этап раскрутки заведения — акции. Лучше всего у нас зашла наша система лояльности. Изначально это был 4-й кофе в подарок, затем (когда мы уже собрали постоянных клиентов) 6-й, теперь же наливаем бесплатно только в свою посуду. Нам не то, чтобы жалко стаканов — это часть нашего эко-френдли позиционирования. Это позиционирование помогло нам сэкономить не только на стаканчиках, но и на отказе от трубочек.

Такой плакат висит в нашей кофейне

В итоге на сегодня наша общая выручка составляет 583 тысячи. На самоокупаемость мы вышли уже на 5-й месяц. Точка безубыточности для нас — 5 тысяч рублей. В день мы делаем около 8-ми тысяч.

Конечно, это не все подробности нашего взлетевшего проекта. Это краткий пересказ об удачно принятых решениях и вовремя сделанных выводах. Об остальных подробностях мы рассказали на своем вебинаре (см. ниже). Если вы хотите узнать больше о выборе оборудования, создании продающего меню, оформлении и поиске дизайнера, как при этом не терять деньги и не переплачивать — смотрите запись!

Таймлайн:

С чего начать? 00:01

Обзор систем автоматизации:05:50

Выбор кофемашины и оборудования: 11:43

Реклама и продвижение: 27:30

Поиск помещения, поставщиков и бариста: 37:50

Налоги, ККТ и Фискальный Накопитель: 1:07:40

Дизайн, Фирменный Стиль, Меню: 1:21:58

0
118 комментариев
Написать комментарий...
Anchous

бггг.. при зарплате в 36к еще и воровать не дают?

его на ночь то отковывали от стойки или только на юрьев день?

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

Ну что вы так) Бариста работает по 9 часов, в выходные отдыхает. 36 тысяч — это сумма, выделенная на первую зп из стартового бюджета, но к этой сумме прибавилась ежедневная премия за хорошие продажи, так что бариста довольна )

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Khabib96

вам же сказали " умиротворенная творческая девушка с дружелюбной аурой". Торч, кароч.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Artem Osipov

Я так понимаю те, кто пришёл сюда обсудить низкую зп бариста как раз из тех кто открыл кофейню и она через 3 месяца прогорела, а не отбилась?)  бизнес-кейс же отличный 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Морозов

Согласен, спасибо ребятам за кейс

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Absolut POS
Автор

Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Наталия

Наливать бонусный кофе бесплатно только в свою посуду - это издевка какая-то, а не программа лояльности. 

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

Почему? Многие спускаются из офиса, нет ничего такого в том, чтобы иметь в офисе свою кружку

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Андрей Негодяев

ну тык "оптимизация" же

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Nikolay Kenig

Это все норм. Вы лучше расскажите как собирали мак адреса и использовали в яндекс директе!

Ответить
Развернуть ветку
Arseny Dugin

Тоже интересно! Ждем отдельную статью

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
inroll.ru

Так вроде тема старая уже, года 3 назад такой стартап учился во ФРИИ. Как раз с этой темой. Сбор EMEI, MAC address с целью сфокусированной рекламы на ЧЛ для физических точек продаж (бары\рестораны, магазины). Кстати, вроде MAC сейчас телефоны подменяют для того, чтобы их не секли по ним?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Anna Petrova

Подпишусь ))

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

Хорошо!

Ответить
Развернуть ветку
Роман Морозов

Да очень интересная тема)

Ответить
Развернуть ветку
Эльза Хамидуллина

видела эту "кофейню" на ул.Барклая рядом с работой. в крошечном убитом магазинчике на прилавок продавца поставили кофе-машину и к ней невнятного дядьку с не оч .чистыми руками.  по-моему кофе там брали только рабочие соседней стройки.

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

А как вы поняли, что у него не чистые руки? Мы обычно заходили, проверяли все, в том числе и чистоту рук

По поводу "Невнятный": он адекватный и общительный, но да, как мы и рассказывали, мы расстались с ним и по причине странноватого впечатления, которое он производил на гостей. Кажется, он что-то употреблял

Сейчас у нас хорошая, интеллигентная бариста)

А строители, кажется, не кофе пьют — очень редко их видим в качестве своих гостей :)

Мы написали эту статью, чтобы честно поделиться своим реальным опытом. А реальность такова, что иногда случаются недобросовестные сотрудники и что бюджетно запустить кофейню в красивом и просторном помещении в Москве не выйдет

Но наш опыт может быть полезен тем, кто хочет сделать свой бизнес, но у него стартовый капитал примерно такой, как у нас 

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Александр Жигалов

Это реклама будущей франшизы?

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

пока нет ))

Ответить
Развернуть ветку
Ильдар Низаметдинов

Очередная реклама от Nomia Live.СПАМ.

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

не СПАМ!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Реклама. И дальше что?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Kirill Dranovsky

Докатились!
С зашварами Аяза и Сокола радуемся... чему? 600к за 5 месяцев? Что аж даже вебинар(!) провели!

Ребят, вы, конечно, молодцы, но выходить в плюс - это норма.

Без обид

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

Учитывая, что большинство небольших заведений закрывается в первые месяцы, выход в плюс это не всегда легко достижимая норма

Возможно, наши методы кому-то могут быть полезными )

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

36000 бариста? Как-то мало для хорошего бариста, в чем мотивация?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Absolut POS
Автор

Во-первых, поверх 36 тысяч насчитывалась премия за продажи, так что сумма получалась больше. 

Во-вторых, мы отталкивались от средней по рынку зарплаты бариста — если посмотреть на HH (https://hh.ru/search/vacancy?area=1&st=searchVacancy&text=%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0), то она в районе 40 к

В-третьих, наша бариста не работает по 12 часов, как во многих других заведениях, смена 9 часов, два выходных.

В-четвертых, как мы рассказывали, мы искали идейного человека, который будет интересоваться кофейной культурой и мы дали понять, что всячески готовы этому способствовать. Наша бариста творит и экспериментирует с сиропами, разными видами молока и так далее. Мы предоставляем ей ингредиенты. Так у нас появился изумительный облепиховый чай или кофе с привкусом хвои :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Fedor Kineev

А за что там вообще платить? Кружку подставить под кран и кнопку нажать?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Ильдар Низаметдинов

36 т.р з.п вы серьезно,у меня есть знакомые которые держат кофейни в БЦ,ТРЦ где бешеный поток,у некоторых 3-х группные кофемашины стоят,и з.п у них больше 55 т.р,а тут 36 т.р,это зарплата я так понимаю под Таганрогом?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леонов

трехгруппная тачка подразумевает только то, что на ней работает пара бариков. возможно, за те же 36к.
для формата ту го это норм.
ну и 5/2 по 9 часов - оч лояльно.
я плачу за большее количество часов аналогичные деньги.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Absolut POS
Автор

У нас поток относительно спокойный, бариста не сходит с ума, мы компенсируем ей небольшой оклад бонусами с продаж (ежедневными)

Ответить
Развернуть ветку
Николай

Ясно и понятно ведь обьяснили. 9 ти часовой рабочий день. Пятидневка. При выручке в 8 к - она там не замудохивается. Плюс надбавки. Думаю 40 к для такой работы это норм

Ответить
Развернуть ветку
VR

Про з/п так и не говорят. Можно предположить, что даже с KPI (человек не продает все-таки), больше, чем в 1,5 раза она не будет. А учитывая жадн...бережливость, скорее 1,25. Допустим, это чистая сумма. Получаем около 230 рублей в час. Думал, написать гневный пост, но в принцпе понимаю, что знания английского и разработки на пхп не требуется, так что норм.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Морозов

Брендинг кофейни не понравился, а вот сайт отлично сделан! На какой платформе?

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

Спасибо! Сайт самописный) И он лишь малая часть функционала )
Для нас главный проект это Nomia, там все прорабатывается до мелочей, а кофейня скорее вспомогательный проект для тестирования Pos-системы

Ответить
Развернуть ветку
inroll.ru

Соглашусь, сайт хорошо сделан. И есть подозрение не на чужой SSG или CMS. Во всяком случае точно не не Вордпресс (WordPress), Bitrix24, Tilda, Jomla. И похоже вообще сайт самописный (без CMS) или самописной.

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

Спасибо! Лендинг без цмски, ибо функционал не требует. Все массовые цмски не вывезли бы функционал внутренних сервисов (или был бы костыль на костыле), поэтому штат разработчиков запилил свою админку, закрывающую 100% даже самых извращенных хотелок

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Pavel Loginov

Как кофейню мелкую можно называть бизнесом? Я не понимаю. Триста тыш пять месяцев делать, мдя, успех

Ответить
Развернуть ветку
Николай

Ребята только начинают. А вы что, выстрелили с первого дня чтоли? 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anna Petrova

Что такое номиа и зачем она нужна непонятно.
А статья годная. Верю. Поздравляю с успешной точкой.

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

Знакомьтесь: https://nomia.net/ 
Мы пишем новую, гибкую, современную систему автоматизации для Horeca, на текущем этапе делаем софт для кафе и ресторанов!

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

И да, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Сатаров

Интересен опыт использования WiFi. Можно изложить более подробно?

Ответить
Развернуть ветку
pit chernoff
 мы стали искать не просто кофемейкера, а человека, который понимает и чувствует философию кофе, который хочет постигать ее все глубже и создавать бесподобные напитки

мда закидон
все равно что для местечковой шаурмичной искать шефа уровня Рамси
или для айтишного отдела в своей конторе искать тимлида уровня Джобса

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

наоборот. чем больше он увлечен философией кофе и собственными творческими "активностями" тем меньше он обращает внимание на мелочи типа зарплаты уровня стажера мака

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

Не очень верно сравнивать наш отдел разработки, нашу "контру" с нашей кофейней. Все-таки Nomia основной проект, а кофейня для тестирования. На одном мы сконцентрировались больше, на другом меньше 

Ответить
Развернуть ветку
Serega T

Видео понравлось, а ещё будут видео про кофейню?

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

Спасибо, а про что вы хотели бы посмотреть?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алесь Утовко

Очередной развод

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

Нет

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

:))))))

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

 "(в виде сиропов, посыпок и даже хвойной настойки)"
Интересно пользуется ли спросом хвойная настойка и какое кофе самое популярное у клиентов?

Ответить
Развернуть ветку
Absolut POS
Автор

пользуется спросом, но популярнее всех капучино )

Ответить
Развернуть ветку
Aika Murakami

А где статья про собирание мак-адресов и про их использование?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Малкин

очень легко.

Ответить
Развернуть ветку
115 комментариев
Раскрывать всегда