«Говорили, что я идиот, но я продолжал скупать платёжные терминалы»: построение бизнеса в падающей нише, часть вторая

Вторая часть разговора с Александром Власовым, основателем сервиса по оптимизации маршрутов Zig-Zag, владельцем крупнейшей сети терминалов Qiwi (платежных терминалов) в городе Ижевске.

Оптимизировать бизнес-процесс в компании меня заставила сама жизнь. Вернее мое личное желание сделать прибыльный бизнес в нише, которая стремительно падает. Я выкупил сети платежных терминалов, когда они перестали приносить прибыль обнальщикам и в эпоху стремительного отказа от наличных платежей. Поступок сумасшедшего, но в итоге этот бизнес приносит мне прибыль уже больше 5 лет, и проделанная работа еще долго позволит нам оставаться в плюсе.

Александр Власов

Секрет здесь в подходе, кратко его можно описать фразой “либо управляешь ты, либо управляют тобой”. Речь идет о вечном противостоянии владельца бизнеса и его подчиненных. Забегая вперед, могу сказать, что по опыту внедрения оптимизации в другие компании с ситуацией, когда сотрудники фактически бесконтрольно управляют бизнес-процессом, сталкивается подавляющее число предпринимателей.

Логистика, как конкурентное преимущество

Терминальный бизнес — это в основном про логистику: максимально быстро собрать деньги с терминалов, пересчитать, отвезти их в банк в определенные часы, отправить техников обслужить вышедшие из строя терминалы (неработающий терминал равно убыточный). Деньги должны непрерывно поступать на счета клиентов. Для этого необходимо соблюдать баланс между деньгами в терминалах, тех что в дороге (везут инкассаторы, считают) и теми, что лежат на счету в банке.

За всеми этими процессами нужен постоянный контроль. Именно для этих целей мы разработали сервис Zig-Zag: ПО, которое автоматически стоит маршруты, считает зарплаты, дает возможность следить за передвижениями инкассаторов, техников и экономикой всего бизнес-процесса. В итоге сотрудники объезжают в три раза больше точек за день, сократились на 25% затраты на ГСМ, на 90% уменьшилось время работы бухгалтера и логиста.

Сервис Zig-Zag

Эти цифры дали нам конкурентное преимущество, позволили стать фактически монополистами в своем городе. Однако разработать сервис – это только пол беды, необходимо его внедрить. Год работы профессоров-математиков и программистов сведется к нулю, если сотрудники банально не будут выполнять свои обязанности по новой схеме.

Знаем, как лучше. Знаем, как нам надо

Как только мы начали работу через сервис, пошли жалобы от инкассаторов и техников. Сотрудникам не нравились маршруты, они были уверены, что знают, как ездить лучше. Мониторинг перемещений однако показал, люди просто хотели параллельно заниматься своими делами на маршруте. Кому-то так ближе к дому, кто-то развозит детей по пути, были случаи, когда ловили инкассаторов за просмотром фильма в машине на заднем дворе офиса.

Строгий контроль и оптимальные маршруты, и каждый инкассатор стал объезжать вместо 25 по 60 точек в день. Были индивидуумы, которые приходили ко мне и говорили: “Плати больше! Мы стали больше работать.” Приходилось показывать сервис и объяснять, что строит он маршруты с учетом обеденного перерыва, строго по графику смены, без всяких переработок, поэтому работать стали не больше, а эффективнее.

Стоит отметить, что подобная проблема не сугубо узкой ниши инкассации, такое встречается повсеместно. Нам не удалось внедрить Zig-Zag на один из хлебозаводов, потому что логист заявил: “Наши водители так ездить не будут, все поувольняются”. И как бы не грели душу директору цифры, которые удастся сэкономить при оптимизации, он побоялся менять ситуацию.

Дедовщина

В нише же, где располагается мой бизнес, себе такого позволить нельзя. В итоге пришлось уволить (или сами ушли) всех первых инкассаторов. На смену им пришел второй поток. Тут мы столкнулись с другой проблемой, дедовщиной.

Точки с терминалами располагаются и за чертой города. Средняя скорость движения за городом в разы выше, чем в центре, а точек для объезда меньше из-за их удаленности. Получалось так, что загородные маршруты, возможно было выполнить на 3 часа быстрее, чем маршруты пролегающие по центральным районам с низкой скоростью движения и большой концентрацией точек. И с утра более опытные водители просто забирали их себе. Доходило все это до жарких споров за наиболее лакомые маршруты.

Пришлось снова садиться с логистом и при помощи Zig-Zag ловить эту оптимальную цифру, чтобы маршруты были относительно равны. И по километражу, и по количеству точек. Это кстати к тому, что нас часто упрекают в том, что электронные сервисы убьют профессию логиста. На деле сервис лишь инструмент в руках логиста.

Он позволяет строить бесконечное количество маршрутов с различными вводными для нахождения оптимальных параметров: кто-то хочет снизить затраты на доставку, кто-то убрать опоздания и т.д. Сервис убирает трату времени на механическое построение маршрутов из точки А в точку Б и делает работу логиста более аналитической.

У нас получилось научиться строить оптимальные, равные маршруты для всех инкассаторов. Более того, каждый день они получают новые точки. Это позволяет всему персоналу знать, как и куда подъехать, где и какие терминалы стоят, а не привыкать к какому-то одному маршруту. И в случае болезни либо увольнения заново кому-то изучать чей-то маршрут.

Однако уравнивание маршрутов вновь понравилось далеко не всем. Те, кто привык выигрывать словесные баталии за менее сложные маршруты, требовали вернуть все обратно. Вновь пришлось расставаться с частью коллектива и нанимать новый.

Вывод:

Сейчас у нас рабочий сервис и прекрасный персонал, справляющийся со своими задачами. Мне кажется, что мой личный пример показывает: в настоящее время на стыке бизнеса и IT появилась возможность внедрять математические модели в повседневную жизнь. Безусловно, для этого приходится менять не только себя и бизнес-процесс, но и способ мысли своих сотрудников.

Первая часть интервью по ссылке:

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Казимир Малевич

Учитывая описанное количество недовольных - нет ли проблем с кадрами?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Попов
Автор

Ваш вопрос: не выжимаем ли мы из людей соки? Ответ: нет. Нет проблем с кадрами, все нужно смотреть в сравнении, есть возможность увеличить количество точек для объезда и дальше. Однако сервис позволяет искать именно баланс, при котором и довольство ваших сотрудников, и их оптимальная работа находятся на должном уровне. В данном случае айти решение даёт возможность смотреть множество различных вариантов с десятками взводных данных. 

Ответить
Развернуть ветку
Adsense Adsenovich

На мой взгляд ниша скоро попрет опять вверх. Так как новые разработки у банков позволят выявлять всех неплательщиков налогов от парикмахерской на дому до оплаты за квартирой с пометкой возврат долга. И введут это в ближайшее время.

И будет ниша переть пока и до киви не доберуться со своими налогами.

Ответить
Развернуть ветку
Adsense Adsenovich

Вот и месяца не прошло. Как я писал этот камент. А уже ввели закон, который выводит на чистую воду все кошельки- лол.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Попов
Автор

можете скинуть ссылку на него?

Ответить
Развернуть ветку
Adsense Adsenovich
Ответить
Развернуть ветку
Владимир Попов
Автор

спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Большой жёлтый робот

«Мне говорили, что я идиот, но я продолжал гнать железобетонные изделия в Уфе"

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

красивая нативочка

Ответить
Развернуть ветку
Рамиль Спартанов

Вот чего мне не хватало. Побольше инсайда из этой сферы.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Лолуа

Какие обороты и рентабельность у вашей сети терминалов?

Ответить
Развернуть ветку
Adsense Adsenovich

Исходя из того, что у нас был киви в ларьке вокруг 16 этажек и его убрали еще год назад. Маленькие обороты =)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 12 комментариев
null