{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Личный опыт: я студент британского универа

Привет VC. Меня зовут Андрей, я первокурсник в University of East Anglia на курсе BSc Accounting and Finance.

Точно такая же статья была изначально опубликована на TJournal, но там она не поимела особой популярности едва набрав сотню просмотров, поэтому я попробую опубликоваться тут.

В этом тексте я постараюсь по пунктам рассказать что из себя представляет университет в Англии, почему это далеко не лучшее образование в мире как принято считать и почему при этом я бы ни за что не променял учёбу в Англии на что-либо другое. Сначала короткая история о том как я оказался в Англии. Летом 2018 года я получил диплом о среднем образовании в Италии. Без планов на высшее образование в Италии я сразу же свалил в Англию под Лондон. Устроился на низкоквалифицированную работу и по 14 часов в день бок о бок с латышами, румынами и поляками зарабатывал деньги. Привилегированные дети запада берут gap year и едут в Таиланд, а я его взял, что бы заработать денег и не просить их у родителей во время учёбы. Впрочем ни на что не жалуюсь, фауна южной Азии и людей работающих на английских фабриках примерно схожа. Во время работы я сдал IELTS на 7.0, получил предложение University of East Anglia, который был в топ 14 в Англии на момент заявки, но спустился на 7 строчек и расположился на 21 месте на момент начала учёбы. Ну и самое главное получил кредит на учёбу который покрывает £9,250 за год обучения. В сентябре 2019 я въехал в общежитие и моя жизнь поменялась на 100%.

Вообще писать о системе высшего образования глобальная тема и как бы я не пытался её охватить у меня просто не хватает навыков обнять всё и сразу, что бы это было не сухо и всеобъемлюще одновременно, поэтому сейчас мы перейдём к ряду пунктов в которых я буду описывать свой опыт и только в моём универе. Однако, среднестатистически в остальных универах Англии происходит примерно тоже самое за исключением Оксбриджа — это другая вселенная.

​Sainsburys centre - музей на территории кампуса, а так же то самое место где собираются мстители.

1. Кампус

Начнём с того, что University of East Anglia — это универ в кампусе. Он находится на окраине Нориджа в восточной Англии. Это сильно отличает его от многих университетов и это стало весомой причиной выбрать именно его. Кампус по сути может служить отдельным городом потому что тут есть всё. Супермаркет, столовая, прачечная несколько кофеен, два бара, ночной клуб, аптека, книжный, музей, общие пространства, мед. пункт, стоматология, общежития, озеро, спортивный комплекс с олимпийским бассейном, спортзалом, полями для всех разновидностей футбола, тенниса, волейбола, гандбола, баскетбола и треком для скалолазания.

Кампус так же интересен тем, что был построен в 60-ых годах прошлого века. Времена расцвета брутализма, многоэтажек и социального жилья. Вторые знамениты тем, что сегодня их презирают. По сугубо субъективным ощущениям скажу, что я люблю это место. Тут всё в шаговой доступности, а бар и клубы посещаются исключительно студентами, что делает кампус безопасным и приятным местом.

Кампус можно разделить на "старую" и "новую" часть. Старая — сердце университета, тут находится центральная площадь, библиотека и многие здания отданные разным факультетам. В "старой" построена сеть пешеходных дорог примерно в двух этажах над уровнем земли и входя в любое здание с этой приподнятой системы ты входишь на 0 этаж. Всё что выше будет 1, 2, 3 и т.д. Всё, что ниже 01, 02, 03 и т.д. Это часто сбивает с толку, но быстро привыкаешь. Несмотря на вездесущие лестницы кампус крайне инклюзивное место и маломобильные люди могут получить доступ ко всем зданиям.

Я живу в зиггуратах — здании которое занесено в списки важных на территории Англии. С кухни вид на точно такие же зиггураты, большое зелёное поле и озеро которое знаменито тем, что там постоянно кто-то тонет. Каждый тип общежития в UEA носит своё название и ранжируется по цене начиная от самых дешёвых зиггов от £80 в неделю, до самых мажорных за £170.

Классовость британского народа хорошо видна на примере разницы людей из разных общежитий. Зигги — леваки без денег, самые сумасшедшие тусовки на кампусе, не переносят мажоров из Хиклинга и Бартона называя их заносчивыми тори. Вообще разновидность жилья на кампусе довольно меметична и когда ты узнаёшь, где человек живёт ты уже можешь прикинуть, что он такое.

К сожалению на второй год университет просит с кампуса съехать и найти своё жильё в частном секторе. Там цена в неделю за комнату в среднем от £100. Отдельно хочу выделить библиотеку университета как идеальное место для учёбы. Несмотря на рабочее место у меня в комнате, я едва когда-либо там сидел. Библиотека работает 24/7 и 365 дней в году! Располагает большой IT частью в которой можно безлимитно использовать компьютеры. Чувства которые ты испытываешь когда возвращаешься с библиотеки с рассветом и наконец законченным заданием не передать.

Кампус так же располагает своим собственным театром с освещением и профессиональной аппаратурой, радио студией, конюшней и сотнями хорошо оборудованных классов которые доступны обычным студентам вне учебного времени для групповых занятий чем угодно. Часто кажется, что это самый недооценённый кампус во всей Англии исключительно из-за своей уродливости в глазах челяди. На самом деле каждый студент UEA понимает магию и красоту этого места.

2. Student Union (SU)

Даже не знаю есть ли аналоги Student Union в российской системе образования. Это по сути организация которая позиционирует себя независимой от университета, но при этом работающая с универом в унисон. Не вижу смысла подробно объяснять как SU организован, но упомяну, что есть выборные роли которые занимают студенты и профессионалы на полной ставке. Демократия в миниатюре. Я упоминал в пункте про кампус бар, клуб, супер-маркет и т.д. SU управляет всем этим полностью. Нанимает персонал который составляет на 100% студенты самого UEA и по сути берёт на себя все операционные задачи благодаря которым бизнес на кампусе работает.

SU вообще бог на кампусе. Он ответственен за всю весёлую движуху. В то время как UEA занимается исключительно академической частью. Например организует тематические вечеринки каждый вторник и пускает обычную клубную программу каждую субботу. А так же устраивает sportsnight каждую среду. Владеет клубом в центре города с лучшей музыкой. SU определяет цены в нашем супермаркете и цены эти конские. Чуть ли не единственной причиной почему я в дневное время выходил за пределы кампуса — это я шёл в более дешёвый супермаркет за продуктами.

Так же SU контролирует все сообщества (societies) и спортивные клубы.Тут по очереди:

Сообщества — это возможность найти единомышленников чем бы вы не увлекались. Сообщества проводят мероприятия, вместе выходят в бар, устраивают тематические вечеринки, вечерние посиделки, спорт, выходы в город и выезды за него. Например business society в прошлом академическом году ездили в Прагу. Что мне нравится больше всего — это факт того, что все сообщества организуются исключительно учениками. За вступление в любое сообщество нужно заплатить символическую сумму в £3-5 за год. Список сообществ впечатляет, и очень жаль, что на многие интересные времени ну никак не хватит. Тут же с другими ребятами с бизнес школы мы заметили отсутствие русскоязычного сообщества и теперь оно есть. Получилось собрать довольно большое, но не самое активное сообщество. Если честно, то было просто вложено мало усилий и при большей мотивации можно организовывать крутые вещи и получать крутейший опыт как организатор мероприятий и участник комитета;

Спорт клубы ещё более интересны и серьёзны. Как минимум потому что они участвуют в соревнованиях BUCS (British Universities and Colleges Sport — организация которая управляет всем студенческим спортом в Британии. Спонсирование BUCS, позволяет спортивным клубам иметь мотивацию развиваться. На плечах BUCS организация лиг и турниров, проведение матчей и фиксация их результатов. Каждый университет имеет свои спортивные клубы по всевозможным видам спорта. В UEA можно пойти от классических футбола, тенниса и гребли до кайяка, сёрфинга и балета. Каждый клуб спонсируется универом, а так же от продажи членства и спортивной атрибутики с логотипом университета. Членство в клубах стоит очень по разному, например для гребли нужно выложить £80 + около £150 за костюм. За членство в футбольной команде £90 за год. А за водное поло, куда хожу я, всего £30. Ко всем цифрам выше ещё надо добавлять £55 за обязательную страховку. За £85 фунтов за членство в клубе я получаю: 3 тренировки в олимпийском бассейне и 1 кардио тренировку в неделю, после сдачи нормативов возможность играть за первую команду и выступать в BUCS против других университетов. И главное — новые друзья, опыт и тусовки.

Напоследок что бы лучше понять насколько SU крут можно просто посетить их сайт и увидеть сколько всякого крутого и интересного постоянно организуется как самим SU так и спортивными клубами с сообществами.

3. Академическая

Когда ты начинаешь писать об университете и академическая составляющая идёт третьей в списке. Тревожный звоночек. Мне трудно писать эту часть текста, потому что на моей душе после выпуска будет около £30,000 студенческого долга и первое за что ты платишь всё таки знания. Я очень не хочу в будущем писать текст "Личный опыт: Я безработный с британским дипломом". Попытаюсь пройтись исключительно по фактам и о том как тут всё устроено. Итак University of East Anglia поделён на 4 факультета — Arts & Humanities, Medicine & Health, Science и Social Science. Эти 4 факультета в свою очередь вмещают в себе 26 разных школ которые предлагают большое количество разных курсов. Например я в Social Science, Norwich Business School (NBS), Finance and Accounting и на первом курсе у меня 6 модулей (читай предметов):

Quantitative Methods for Business — это простейшая математика которую осилит среднестатистический российский семиклассник. Например в первом семестре мы учили статистику и работу с SPSS во втором проходим теорию вероятности. Лёгкость это модуля заставляет меня стыдиться когда я с общаюсь на эту тему со своими друзьями которые учатся в России.

Financial and Management Accounting — один из тех предметов которые действительно понравился и я сидя за учебником и готовясь к экзамену конкретно понимал зачем мне это нужно. С другой стороны нагрузка нулевая, стресса нет. На экзамене в конце семестра с нас спросили программу которую можно было преподать за 3 недели, а выучить на проходной балл буквально за день.

Economics for Business — откидывайте for Business, это просто экономика школьного уровня. Лучшая система образования? На учи целый семестр как высокий спрос влияет на предложение. Пиздец.

Последние три модуля хочу объединить — Introduction to Business, Organizational Behaviour и Marketing. Это просто вода. Можно не ходить на лекции вообще и готовиться 10 минут до экзамена и в принципе сдавать проходной бал. В Introduction to Business была интересная курсовая хотя бы. С помощью инструмента PESTLE надо было проанализировать компанию Starbucks и на этой основе дать свои менеджерские рекомендации. По маркетингу BCG Matrix, SWOT analysis и групповой проект с их применением как курсовая работа. По organizational behaviour мы учили о том какие типы лидерства существуют и разные теории которые пытаются измерить лидерство разными способами. Курсачом к этому модулю было просмотр фильма Стажёр с Робертом де Ниро и 2000 слов на тему лидерства на основе этого фильма. Читая vc.ru я получаю больше полезной информации, чем от какого-либо из трёх вышеназванных предметов.

Выше я упоминал курсовые и экзамены. Каждый модуль оценивается по разному. Групповой проект по маркетингу стоил нам 30% от общей оценки модуля. Остальные 70% доберём на финальном классическом экзамене. По математике на протяжении года 3 экзамена: 2 по 25% и 1 на 50% и так индивидуально с каждым предметом.

Далее каждый модуль делится на лекции и семинары:

Лекции проходят в большом лекторном зале, классическое прочтение темы. Некоторые лекторы чуть лучше других не позволяют себе просто читать информацию со слайдов, но в конечном итоге это ничего не меняет потому что большинство заливаемой информации является водой и забита в рамки слайд-шоу в powerpoint. Самый яркий пример для меня это лекция по маркетингу с темой Sales, где лектор просто криво накидал на слайды табличек и всю лекцию в разных формах повторял мантру о том насколько продажи важны, насколько это важная часть бизнеса и как без продаж ничего и никогда не сдвинется с места. Powerpoint этой лекции я ссылкой в yandex.disk, потому что она прекрасно передаёт уровень.

Семинары же более интерактивы и проводятся в группах до 20 человек. Перед каждым семинаром есть задание или материал которые нужно сделать/прочитать. По идее семинары должны давать большее понимание как готовится к курсовым или чего конкретно от нас ждут на экзаменах. В итоге из 20 человек в группе более половины амёб которые даже не в курсе о том, что на семинары нужно приходить подготовленными, а семинар-лидеры никак не штрафуют подобное поведение и подстраиваются под отстающих, в итоге весь семинар мы делаем то, что я обычно уже сделал дома.

NBS считается одной из лучших школ в стране. По студенческой сатисфакции курс занимает стабильно топ 10 по стране. Британское правительство каждые три года оценивает уровень образования и выдаёт Teaching Excellence Framework Gold, Silver или Bronze. И UEA стабильно берёт золото. Получается так везде? Я крайне недоволен уровнем образования в первом году, но у меня ещё есть надежда на то что всё кардинально изменится во втором и третьем году. Дело в том, что NBS имеет много разных направлений как: Marketing, Business Management, Finance and Accounting и т.д. но первый год в NBS для всех одинаковый. Получается поток из более 300 человек которые в итоге метят на совершенно разное будущее. Было ли хорошей идеей объединять их на первом курсе, что бы обучить основам мира бизнеса? В теории — да, но в итоге получилось дать кучу воды и очень лёгкий материал который не делает из тебя специалиста.

Второй год будет более специализированным и следовательно интересным, по крайней мере таковы мои надежды. Ещё оправдать уровень того, что нам дают на лекциях можно тем, что английская система образования требует много индивидуальной работы, например после каждой лекции нам выдаётся список из материалов которые нужно прочитать для понимания темы. Тянет ли это на оправдание при том, что ты платишь 10 кусков каждый год? Решайте сами.

Так же в копилку того, что может сильно изменить мнение об уровне образования — это возможность получать крутой опыт и стажировки начиная уже со второго курса. Однако, стоит отметить, что на стажировки высокий конкурс и места получат не все желающие, но универ работает в этом направлении и даёт возможность получить опыт работы ещё до выхода на рынок труда и это круто.

С кем бы ты не общался все будут заинтересованы в решении твоей проблемы. Лекторы после лекции остаются на 5 минут ответить на вопросы, даром, что из воды которую они только что прочитали вопросов особо не возникает.

Каждому ученику выделяется personal adviser который лично следит за твоими успехами в универе, посещением и тем как ты себя в общем чувствуешь. Если он замечает проблемы с успеваемостью или видит большие пробелы в посещениях, то сразу же зовёт на встречу, что бы помочь с возникшей проблемой. Именно помочь, а не отчитать и пригрозить об отчислении. Основные проблемы с которыми ты можешь придти к personal adviser — академические. Например в следующем году у меня будут три обязательных модуля и три на выбор, с вопросом что именно лучше выбрать он может помочь. Если у тебя есть проблемы с подготовкой к экзаменам или написанием курсовой, она может направить или подкинуть идей. Дать литературу или объяснить что конкретно от тебя требуется. В конце концов даже если ты себя чувствуешь плохо ментально или у тебя возникли бытовые проблемы, то он не оставит тебя и обязательно перенаправит и даст контакты которые могут решить твою проблему.

Да и вообще ученики тут себя чувствуют царями, а лекторы и все остальные их прислужники и с одной стороны это круто потому что нет классического буллинга со стороны учительского состава, учеников не могут завалить специально, потому что работы сдаются под студенческим номером. С другой стороны студенты охуевают от своей свободы и лёгкости всего вокруг и не готовятся ни к чему сливая общий уровень образования.

https://yadi.sk/d/--SPRB9JgRWrAQ К ознакомлению так же добавлю презентации трёх модулей: Marketing, Organizational Behaviour и Intro to Business. Примерный уровень материала преподаваемый на лекциях.

После всего написанного должен ли я пояснять, почему несмотря на третий пункт текста я бы ни за что не поменял UEA на универ в другой стране? Универ за один семестр с небольшим уже подарил опыта больше, чем за прошлые годы моей жизни. Тысячи знакомств и возможностей. Возможность создать своё сообщество, возможность заниматься спортом и выступать, мероприятия каждую неделю. От клубов до студенческого театра, от совместных просмотров фильмов в лекторных залах до прогулок с собачками и их хозяевами (да, такое проводится еженедельно). UEA быстро стал вторым домом и я уже чувствую, что три года — так мало и я очень буду скучать после получения диплома.

p.s Вопросы в комментарии приветствую, так как сделал бы вторую часть текста с ответом на самые волнующие.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Рамиль Спартанов

Во-первых, спасибо за опыт.
Во-вторых, это и по статистике далеко не лучшее образование. Даже США (14) отстаёт на одну строчку от России

Ответить
Развернуть ветку
Александр Васляев

Корея на 1-ом Южная, Россия на 13-м. 

Ответить
Развернуть ветку
Bakhtiyor М. Khuja

Умеют таки британцы делать из студентов амбассадоров своих универов :) Вы на Level 3 получается, да? Успехов в учебе и не только! Я помню, как я был еще на Course of Foundation Studies, когда в библиотеке организовали по-быстрому курс по работе с гуглом (!). Правда, было это в 2003м :) А до этого наши старшие товарищи получали мастерс в разных ВУЗах, у нас был некий рейтинг, где что круче. Например, Warwick славился самым быстрым интернетом.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Ivanon
Автор

Привет. Моя подруга амбассадор от России. Они работают только на площадках универа, нигде больше не публикуются. 
Насчёт level 3 даже не понимаю о чём речь :(

Ответить
Развернуть ветку
Bakhtiyor М. Khuja

Я в переносном смысле амбассадоров имею ввиду. На самом деле, тщательность организации и проверки качества высшего образования в Великобритании впечатляет. Об этом в деталях вы узнаете чуть позже, во время ежегодных проверок между факультетами, раз в пару лет, как я помню, от других универов, раз в пять лет что-то вроде фронтального, или можете спросить у любого сотрудника вашего универа. 

По левелам - в среднем левел 3-5 это программа бакалавриата. У вас в описании учебной программы должны быть указания на левел. Вам ведь раздавали толстенную (или не очень) брошюру  с описанием программы в начале учебного года? 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Ivanon
Автор

Брошюры с описанием курса не раздавали. Всё в онлайне. Специально посмотрел ещё раз описание курса на сайте университета и там нет ничего про левелы. Наверное с 2003 система немного поменялась.
https://www2.uea.ac.uk/study/undergraduate/degree/detail/bsc-accounting-and-finance

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Я дочитал до конца ваш материал. Скажу что написано не плохо, если такой объём текста дочитывается до конца. Даже несмотря на цензуру и сленг.

 По поводу вопросов они есть:

Я думал что в Англии и США студенческие общества похожи. Верно или нет?
По поводу британцев, если я ас правильно то они очень свободны и при этом не хоят не чего делать?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Ivanon
Автор

Британцы разные. Например все спортивные клубы и сообщества организованы студентами и лишь при поддержке SU. Это дело нелёгкое, поэтому ребята занимаются делом набираются опыта. 
На тех же семинарах есть люди которые ответственно подходят к заданиям и приходят подготовленными, но из-за нехватки ответственности за не сделанное задание многие пинают болты к сожалению. 
Те же курсовые работы и экзамены все сдают к примеру. Около 5% студентов ниже оценки 40% которые являются порогом. 

Насчёт первого вопроса не отвечу, так как в США ещё не бывал. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Спасибо за разъяснение. Но думаю наши люди не совсем примут послабленный режим учебы. Другими словами расслабиться и учиться вообще не будут. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Pigrov

Да, спасибо за статью, особенно было про третью часть, про сами методики обучения и так далее. 

Ответить
Развернуть ветку
Оксана

Спасибо, статья классная и очень своевременная! Можно задать несколько вопросов: 1. Вы платили за обучение, как резидент Англии, т.е. намного дешевле, чем иностранный студент. Сколько нужно прожить в Англии для этого? 2. Ваши вечные "враги" это University of Essex? Какой университет, по вашему мнению, лучше: East of Anglia & Essex?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда