{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Что делать, если клиент не платит?

​На собственном примере веб-студии Aleks Digital Marketing

Немного о нас: мы — не самая раскрученная веб-студия в городе-миллионнике, но при этом стараемся держать имя и выполнять все работы качественно и в срок, хорошие специалисты, дисциплина и отлаженные внутренние процессы помогают нам держать марку. Нашим клиентам бояться нечего, но и в этой обстановке часто возникают проблемы с оплатами. Вызваны эти проблемы разными факторами: нашли дешевле, нет понимания в том, что мы делаем, передумали, решили сделать-по-другому, куча других расходов.

Периодическое возникновение неприятных ситуаций, связанных с просрочками по платежам иногда приводит к большим кассовым разрывам, особенно при работе с регионами. Это и натолкнуло меня на мысль написать эту статью, возможно, она кому-нибудь поможет.

В первую очередь — не ленитесь составлять подробные договора с чёткими условиями работы, взаимодействия и этапов оплат (учитывая пени и просрочки). Хорошо составленный договор рано или поздно поможет вам избежать множества неприятных ситуаций. Не ленитесь писать приложения к договорам, будь то подробное техническое задание на 200 листов и ли План график взаиморасчётов на одной страничке. Обязательно добивайтесь от клиентов подписания актов выполненных работ. Весь документооборот направлен на то, что бы развить деловую дисциплину в отношениях между заказчиком и исполнителем, все документы помогут вам придерживаться графиков работ, а клиенту даст гарантии, и обяжет выполнять свои обязательства.

Во-вторых — Напоминайте клиенту за день до оплаты не стесняйтесь ему об этом напоминать. Обязательно наберите ему в день оплаты, если, всё-таки, клиент просрочил оплату — не бойтесь быть навязчивыми, в конце концов — вы выбиваете свои деньги (для бизнеса в нашей стране — это нормально)), звоните, пишите в социальных сетях или мессенджерах, теперь ваша основная задача — узнать причину задержки (ситуации, действительно, бывают разными) и добиться конкретики у клиента по новым срокам оплаты. Если ситуация стала «из ряда вон», направляйте в адрес компании письменное уведомление о приостановке работ и начисления пени до погашения задолженности.

Вы могли бы подумать, что это испортит отношения с клиентами, но практика показывает, что эта напряжённая ситуация исчерпывает себя при выполнении своих обязательств обоими сторонами (клиент оплатил, а вы продолжили работу). Есть конечно ситуации и с печальным исходом, но в них вы, хотя бы, забираете своё)). В противном случае — рискуете остаться и без денег и без клиента.

В-третьих — никогда не устраивайте панибратства с клиентами, не пользуйтесь личными телефонами и, по возможности, старайтесь вести всю деловую переписку только в почте (здесь нельзя удалить отправленное письмо). Ведите все диалоги только в рабочее время.

История из жизни. У меня был клиент. Довольно надёжный старый клиент, с которым мы работали более пяти лет, но в один прекрасный момент он не заплатил. На мой вопрос о причине задержки он ответил чётким описанием причин и дал точный срок погашения всех задолженностей. Зная то что клиент проверенный и свои обязательства выполнял мы продолжали оказывать все услуги. Работ было выполнено на не очень большую сумму, порядка 150 000 рублей, и в момент наступления оговоренной даты оплаты, я звоню клиенту и мне отвечает арбитражный управляющий, который весёлым тоном сообщил, что предприятие — банкрот. Вот так моё пренебрежение договором стоило мне 150 000 рублей.

P.S. Возможно, кому-то это покажется позёрством с бюрократическими нотками, но только такой подход поможет сохранить долгие и продуктивные отношения с клиентами и принести финансовую стабильность в компанию.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Кирилл Мартынович

Еще один способ избежать образования долгов - это работа по предоплате. Как к такому формату не относись, он по определению исключает дебиторку.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пронин

А вы найдите заказчиков, кто согласен так работать.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Chuguev

Они есть. С 2008 года работаю только по предоплате (допускаю в редких случаях 50-50). Да, упускается много хороших договоров из-за этого, но лучше так, чем вытягивать свое постоянно - нервы дороже. И! Тут тогда работает правило - плыть, но быть. Хоть умри, но укладывайся в договоренности.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Bragin

При работе по предоплате есть один значительный минус - тут исполнитель начинает решать когда он выполнил работу, а когда нет. Что в сфере услуг очень губительно.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Так этот «минус» и страхует от заказчиков которые «поиграйте со шрифтами...нужна полная смена концепции»

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Зато полностью открывает двери для работ "специалистов" уровня "я дизайнер, я так вижу", и сильно ослабляет переговорные позиции в любых спорных ситуациях. Крайне не рекомендовал бы ни одному заказчику работать с незнакомой студией на таких условиях. 

Ответить
Развернуть ветку
О, я не из Англии...

Тогда платите за ТЗ, в котором прописывайте все требования. 

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

А чем платное ТЗ лучше бесплатного? Вот я, например, и в топ-студии "агрегацию требований" заказывал за 100к, и в средней студии ТЗ бесплатно, и "косяки" в проработке, и недостаточная вовлеченность сотрудников были в обоих случаях.

Ответить
Развернуть ветку
О, я не из Англии...

Никто никогда не будет вам писать качественоое ТЗ бесплатно. Это серьёзная и большая работа. Исключение - тендеры, когда ТЗ пишут под себя и потом включают в стоимость. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
О, я не из Англии...

Очень советую для небольших заказов (до 500к) использовать договора возмездного оказания услуг, вместо договора подряда. И нигде в тексте договора не использовать слово "работа". 
В самом договоре четко указывайте объем оказываемой услуги: не более двух пересогласований, 3 часа работы специалиста и тд. И никогда не ссылайтесь на результат. 
А если все же хотите работать по договору подряда - учитесь писать многостраничные ТЗ за счёт заказчика (отдельный этап работ). На такое готовы только крупные заказчики, с которыми совсем другие принципы работы. 

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Спасибо, конечно, за науку. У меня для всего этого менеджер есть. А, так я ведь и не фрилансер.

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда