{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Что делать, если клиент не платит?

​На собственном примере веб-студии Aleks Digital Marketing

Немного о нас: мы — не самая раскрученная веб-студия в городе-миллионнике, но при этом стараемся держать имя и выполнять все работы качественно и в срок, хорошие специалисты, дисциплина и отлаженные внутренние процессы помогают нам держать марку. Нашим клиентам бояться нечего, но и в этой обстановке часто возникают проблемы с оплатами. Вызваны эти проблемы разными факторами: нашли дешевле, нет понимания в том, что мы делаем, передумали, решили сделать-по-другому, куча других расходов.

Периодическое возникновение неприятных ситуаций, связанных с просрочками по платежам иногда приводит к большим кассовым разрывам, особенно при работе с регионами. Это и натолкнуло меня на мысль написать эту статью, возможно, она кому-нибудь поможет.

В первую очередь — не ленитесь составлять подробные договора с чёткими условиями работы, взаимодействия и этапов оплат (учитывая пени и просрочки). Хорошо составленный договор рано или поздно поможет вам избежать множества неприятных ситуаций. Не ленитесь писать приложения к договорам, будь то подробное техническое задание на 200 листов и ли План график взаиморасчётов на одной страничке. Обязательно добивайтесь от клиентов подписания актов выполненных работ. Весь документооборот направлен на то, что бы развить деловую дисциплину в отношениях между заказчиком и исполнителем, все документы помогут вам придерживаться графиков работ, а клиенту даст гарантии, и обяжет выполнять свои обязательства.

Во-вторых — Напоминайте клиенту за день до оплаты не стесняйтесь ему об этом напоминать. Обязательно наберите ему в день оплаты, если, всё-таки, клиент просрочил оплату — не бойтесь быть навязчивыми, в конце концов — вы выбиваете свои деньги (для бизнеса в нашей стране — это нормально)), звоните, пишите в социальных сетях или мессенджерах, теперь ваша основная задача — узнать причину задержки (ситуации, действительно, бывают разными) и добиться конкретики у клиента по новым срокам оплаты. Если ситуация стала «из ряда вон», направляйте в адрес компании письменное уведомление о приостановке работ и начисления пени до погашения задолженности.

Вы могли бы подумать, что это испортит отношения с клиентами, но практика показывает, что эта напряжённая ситуация исчерпывает себя при выполнении своих обязательств обоими сторонами (клиент оплатил, а вы продолжили работу). Есть конечно ситуации и с печальным исходом, но в них вы, хотя бы, забираете своё)). В противном случае — рискуете остаться и без денег и без клиента.

В-третьих — никогда не устраивайте панибратства с клиентами, не пользуйтесь личными телефонами и, по возможности, старайтесь вести всю деловую переписку только в почте (здесь нельзя удалить отправленное письмо). Ведите все диалоги только в рабочее время.

История из жизни. У меня был клиент. Довольно надёжный старый клиент, с которым мы работали более пяти лет, но в один прекрасный момент он не заплатил. На мой вопрос о причине задержки он ответил чётким описанием причин и дал точный срок погашения всех задолженностей. Зная то что клиент проверенный и свои обязательства выполнял мы продолжали оказывать все услуги. Работ было выполнено на не очень большую сумму, порядка 150 000 рублей, и в момент наступления оговоренной даты оплаты, я звоню клиенту и мне отвечает арбитражный управляющий, который весёлым тоном сообщил, что предприятие — банкрот. Вот так моё пренебрежение договором стоило мне 150 000 рублей.

P.S. Возможно, кому-то это покажется позёрством с бюрократическими нотками, но только такой подход поможет сохранить долгие и продуктивные отношения с клиентами и принести финансовую стабильность в компанию.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Кирилл Мартынович

Еще один способ избежать образования долгов - это работа по предоплате. Как к такому формату не относись, он по определению исключает дебиторку.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пронин

А вы найдите заказчиков, кто согласен так работать.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Chuguev

Они есть. С 2008 года работаю только по предоплате (допускаю в редких случаях 50-50). Да, упускается много хороших договоров из-за этого, но лучше так, чем вытягивать свое постоянно - нервы дороже. И! Тут тогда работает правило - плыть, но быть. Хоть умри, но укладывайся в договоренности.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Bragin

При работе по предоплате есть один значительный минус - тут исполнитель начинает решать когда он выполнил работу, а когда нет. Что в сфере услуг очень губительно.

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Kostrov

Тоже так работаю. Предоплату можно разбивать на безопасные для заказчика суммы. Заправил - поехал.

Ответить
Развернуть ветку
Джон Крайтон

На такой форме оплаты работает куча мошенников - предоплату берут, даже самую маленькую, а потом исчезают. В какой-то момент на фрилансе на проект отвечали больше кидал (категорический отказ от безопасной сделки даже с предложением оплатить комиссию, негативные отзывы на площадках), чем настоящих фрилансеров.

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Kostrov

На каком еще нахуй фрилансе? Сроду там не был, ко мне приходят только по рекомендациям.

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда