{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Что делать, если клиент не платит?

​На собственном примере веб-студии Aleks Digital Marketing

Немного о нас: мы — не самая раскрученная веб-студия в городе-миллионнике, но при этом стараемся держать имя и выполнять все работы качественно и в срок, хорошие специалисты, дисциплина и отлаженные внутренние процессы помогают нам держать марку. Нашим клиентам бояться нечего, но и в этой обстановке часто возникают проблемы с оплатами. Вызваны эти проблемы разными факторами: нашли дешевле, нет понимания в том, что мы делаем, передумали, решили сделать-по-другому, куча других расходов.

Периодическое возникновение неприятных ситуаций, связанных с просрочками по платежам иногда приводит к большим кассовым разрывам, особенно при работе с регионами. Это и натолкнуло меня на мысль написать эту статью, возможно, она кому-нибудь поможет.

В первую очередь — не ленитесь составлять подробные договора с чёткими условиями работы, взаимодействия и этапов оплат (учитывая пени и просрочки). Хорошо составленный договор рано или поздно поможет вам избежать множества неприятных ситуаций. Не ленитесь писать приложения к договорам, будь то подробное техническое задание на 200 листов и ли План график взаиморасчётов на одной страничке. Обязательно добивайтесь от клиентов подписания актов выполненных работ. Весь документооборот направлен на то, что бы развить деловую дисциплину в отношениях между заказчиком и исполнителем, все документы помогут вам придерживаться графиков работ, а клиенту даст гарантии, и обяжет выполнять свои обязательства.

Во-вторых — Напоминайте клиенту за день до оплаты не стесняйтесь ему об этом напоминать. Обязательно наберите ему в день оплаты, если, всё-таки, клиент просрочил оплату — не бойтесь быть навязчивыми, в конце концов — вы выбиваете свои деньги (для бизнеса в нашей стране — это нормально)), звоните, пишите в социальных сетях или мессенджерах, теперь ваша основная задача — узнать причину задержки (ситуации, действительно, бывают разными) и добиться конкретики у клиента по новым срокам оплаты. Если ситуация стала «из ряда вон», направляйте в адрес компании письменное уведомление о приостановке работ и начисления пени до погашения задолженности.

Вы могли бы подумать, что это испортит отношения с клиентами, но практика показывает, что эта напряжённая ситуация исчерпывает себя при выполнении своих обязательств обоими сторонами (клиент оплатил, а вы продолжили работу). Есть конечно ситуации и с печальным исходом, но в них вы, хотя бы, забираете своё)). В противном случае — рискуете остаться и без денег и без клиента.

В-третьих — никогда не устраивайте панибратства с клиентами, не пользуйтесь личными телефонами и, по возможности, старайтесь вести всю деловую переписку только в почте (здесь нельзя удалить отправленное письмо). Ведите все диалоги только в рабочее время.

История из жизни. У меня был клиент. Довольно надёжный старый клиент, с которым мы работали более пяти лет, но в один прекрасный момент он не заплатил. На мой вопрос о причине задержки он ответил чётким описанием причин и дал точный срок погашения всех задолженностей. Зная то что клиент проверенный и свои обязательства выполнял мы продолжали оказывать все услуги. Работ было выполнено на не очень большую сумму, порядка 150 000 рублей, и в момент наступления оговоренной даты оплаты, я звоню клиенту и мне отвечает арбитражный управляющий, который весёлым тоном сообщил, что предприятие — банкрот. Вот так моё пренебрежение договором стоило мне 150 000 рублей.

P.S. Возможно, кому-то это покажется позёрством с бюрократическими нотками, но только такой подход поможет сохранить долгие и продуктивные отношения с клиентами и принести финансовую стабильность в компанию.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Андрей Федотов

С обратной стороны замечу, что количество откровенного свинства и трэша от студий ничуть не меньше. Многим вообще не стоило бы платить. Срывают сроки, делают откровенную фигню. Проблема в том, что нет настоящей ответственности - ни для заказчиков, ни для студий. А потому и наблюдается козлизм с обеих сторон...

Ответить
Развернуть ветку
О, я не из Англии...

Нужно более ответственно подходить к выбору экспертного подрядчика. Читать отзывы, не лениться прозвонить бывшим заказчикам. И отдавать себе отчёт, что если вам выставляют стоимость нормо-часа ниже 2500 - вашим проектом будет заниматься криворукий студент. 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Alexander Eskin

Но! Когда ты фрилансер и где-то факапишь, то ответственность велика, потому что рынок маленький и все друг-друга знают (моушен-дизайн).

Да и моушен-дизайн студия, мне кажется, тоже такого себе позволить не может. Опять же, потому что студий штук пять, а агентств - три (цифры условные).

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Александр Антипов

Согласен с вами. Но и есть те кто делает все для клиента.
Мы с женой начали заниматься контентом. И вроде нечего, все понемногу получается. Сроки выполняем (не без того что были и те заказы которые день в день не выполнялись), но всегда есть момент договоренности у всех бывают форс-мажоры. Одно дело когда форс-мажор раз в год или каждую неделю.
Но тут есть заказчики которые согласовывают все детали люди работают 2 дня, а на третий заказчик говорит о том что мне уже не нужен заказ. 
Что делать в таком случае?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Кирилл Мартынович

Еще один способ избежать образования долгов - это работа по предоплате. Как к такому формату не относись, он по определению исключает дебиторку.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пронин

А вы найдите заказчиков, кто согласен так работать.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Алексей Шпилёв
Автор

Да, работать по предоплате - это круто) Я специально не заострял на этом внимания. Например, 150 000 из кейса - это 50% постоплаты. Предоплату-то они вносили.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Hugo Ganzales

Работать по предоплате, конечно, лучший вариант. Но и клиент не всегда уверен что заплатит компании по созданию сайтов, а не получит откровенное г.... Я, например, предпочитаю работать с проверенными компаниями, как интернет-агентство Pixel, которые если и берут предоплату, то минимальную и ответственно к работе подходят. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Egorov

Мы для себя решили следующим образом. Фиксируем в договоре:

1. Этапы работы над проектом. У каждого этапа указана стоимость
2. Каждый этап авансируется. Нет аванса, нет работы
3. Переход на следующий этап - это подписанный акт и внесение остатка за прошлый этап, аванс за следующий
4. В договоре прописано, что все РИД принадлежат нам, пока заказчик не подписал все акты и не оплатил все услуги по договору
5. Все РИД принадлежат нам, пока все риски не урегулированы

РАЗМЕР АВАНСА - ТЕМА ТОНКАЯ
- Для старых и проверенных клиентов менее 70% не бывает.
- Для новых заказчиков (которые без рекомендаций к нам приходят) - 100%. Я просто говорю им, что их не знаю, поэтому не могу нести подобные риски

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

прямо круто у вас дело поставлено. В клиентах недостатка не испытываете похоже:)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Alex Kuz

Мы правда товары продаем своего производства, а не услуги, но с юрлицами отгружаем только по предоплате. Перед Новым годом как раз пришла тетя, сделала предварительный заказ, потом пишет, вы нам отгрузите, мы все примем, нам срочно надо, а мы через неделю оплатим, просто у нас такой процесс согласования оплаты долгий. Мы не проявили понимания, сказав, что у нас для всех одинаковые условия, а, тем более, для новых клиентов. Ничего, ждали с ней неделю, пока у них платеж согласуют и оплатят, только после этого повезли. При этом я сам юрист по образованию, подать на них иск в суд в случае неоплаты мне несложно, но это все равно время, деньги, какие то нервы, зачем это все надо. Надо отсекать сразу саму возможность такого исхода.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Инна Матвеева

Клиент всегда не платит если давать ему такую возможность.
Рост задолженности нельзя допускать. Рост задолженности = неоплата.
Есть порог, когда проще уйти, нежели выплачивать долг.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вихарев

Золотые мысли автора!

Вся юридическая вода, кажется пустой тратой время, до момента когда она понадобиться.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Коротков

Главное - подписать договор и вручить акты выполненных работ. В договоре добавить пункт, что заказчик обязан отправить подписанный акт или обоснованный отказ от принятия работ до определенного срока.
Тогда клиент не сможет пропасть с радаров перед подписанием актов, вернее сможет, но не без последствий.
Затем отправлять досудебную претензию, в которой упомянуть, что затраты на представителя в суде будут также взысканы с ответчика.
Способ рабочий.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Andreevich

Если честно статья банальненькой показалось.
Что добавил бы от себя.

1. Договор это хорошо но если клиент не будет платить то... он просто не будет платить )) и на договор ему пох ) скажет подавайте в суд ))
Так что Хороший договор НИКАК не гарантирует своевременную оплату.
Другое дело что плохой договор даёт лишние отговорки должнику.

2. Напоминать можно не за день а за 3-5 дней. У меня ежемесячные платежки до 1 числа, я напоминаю с 22 «медленным» и 25го «обычным».

3. Панибратство.... в теории «быть недоступным в нерабочее время» это хорошо а на практике? Не разбегутся клиенты? Либо ты делегировал все заму и сотрудникам либо сам отвечаешь и личный телефон даёшь.
Если клиент хороший.

И главное.
В моем списке в топ 1 причин просрочек - наступление хреновых времён у клиента...
И здесь опять же не помогут ни договор ни Напоминания...

А лучшее лекарство от долгов - предоплата.

Получается вывод один - не хочешь долгов - бери авансы - из кожи лезь вон чтобы аванс взять.

Мое мнение...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шпилёв
Автор

Норм дополнение, согласен со всем и учту. Статья банальная - согласен, но это моя первая статья)) Я давно хотел начать писать, но не знал на какие темы. Есть много кейсов по кодерству, сео, рекламе, но мне, как раз, показалось, что нужно писать не про то, что и так все знают, а про то, что не написано в справочнике по php. Буду писать подробнее про взаимоотношения с клиентами, как сплотить коллектив и т. д. Спасибо за развёрнутый коммент!)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шпилёв
Автор

3. пункт. Панибратство: Да, если просто забить на клиентов, то, сто пудов, разбегутся) у нас тикетная система есть, смотрим заявки в нерабочее время и выставляем приоритеты, те заявки, которые требуют сеюсекундного вмешательства - обрабатываются сразу, но таких 2-3 в месяц. Остальное решается в порядке очереди в рабочее время.

Ответить
Развернуть ветку
Azooo.la

Сталкивался с подобным

Хотя делил 50/50 (предоплатная система и по окончании работ)  - но все равно приходилось догонять

В таких случаях когда больше недели тянулись завтраки - отключал сайты и приложения и всего делов - резко находились финансы и оплачивалась задолженность )

Ответить
Развернуть ветку
О, я не из Англии...

А вот это в большинстве случаев может попасть под 272 и 274 статьи УК. Я бы не стал таким заниматься. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Economic Security

100% оплата всегда и во всем. Мы считаем, что не стоит унижаться и выпрашивать оплату. Всегда работаем только по нашим договорам без правок со стороны клиентов. Серьезное отношение к бизнесу. Если кому то что то не нравится тот идёт «гулять». Мы не боимся отказать клиенту.

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Х/З вообще как эти студии живут и как находят еще клиентов. У меня сетка сайтов — заказывала все на фрилансе. Чек в разы ниже, чем у самых хуевых студей, а качество на уровне. Короче, в век фриланса — в топку все эти студии.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шпилёв
Автор

Очень много хороших фрилансеров, но ещё больше - разводил, уверенных в своей безнаказанности. Желаю, что бы вы к таким никогда не попали, но если попадёте, то, думаю, пересмотрите своё мнение. Да и не каждый проект в состоянии сделать фрилансер.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Воробей

Даже если вас ещё не кинули. А как вы оцениваете качество? Есть технические знания, чек листы, знания в seo? Через пол года кто будет править баг? А сколько фрилансеров будут учавствовать в большом проекте на пол года-год и какого монстра они соберут? Может вообще на Tilda все делать и не платить никому?

Выглядеть сайты может будут похоже, но одна Ferrari из фанеры, а другая довезет до места)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Епанчинцев

Господа, правильно говорить: договорЫ

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Князев

Случайно нашёл статью поиске.
Поэтому напишу для тех, кто захочет дойти до конца всех комментариев.
1) Для ресурсов ( авито циан и тд )- только предоплата и ОФЕРТА!!! Причина - не эффективной рекламу в мире по определению не существует. Бывает либо говнотовар ( чаще всего ), либо товар показывают не на ту ЦА. Следовательно, потом возмущаются, что их суперпупервыгодная франшиза/бизнес/недвижимость/товарка не продаётся. Требуют деньги. А тут раз - услуги оказаны, всё сделано. Особенно банкроты любят этим заниматься.
2) Для агенств/частников - составить договор и всё чётко по пунктам прописать. Что когда будет сделано. Можно брать оплату по частям, но обязательно предоплата. Ибо умников тоже хватает. 
Понятно, что если вы делаете работу плохо - то сами решайте - сохранить репутацию, или взять деньги в моменте, но потерять репутацию.
А то прямо представляю себе ситуацию - прихожу такой, значит, в мерседес салон. И говорю - дайте я покатаюсь месяца так 4-5. а потом если понравилось - заплачу. Посмотрю, что они вам ответят))0
Или со стрижкой так же. Мол, если понравится - заплачу. А если отрастут - верните деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Bragin

Здесь описаны простые варианты, когда звонками и напоминаниями можно решить вопрос. Работа с претензиями и судом не описана. 

Так же все в пределах России, интересно узнать про опыт с иностранцами, какой арбитраж или суд выбирать в этом случае.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шпилёв
Автор

По иностранным заказчикам всё намного сложнее, но здесь есть способы досудебного разбирательства. В судебном порядке особо ничего не добиться, так как невозможно оценить качество и количество выполненых работ, ну не предусматривает наше законодательство "IT-случаи"). Ровно как и мировое законодательство. Я не говорю про страны СНГ. И в ближайшей статье расскажу, как мы с американцами бодались), как раз, сыграв на несовершенстве законодательства)).

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

вы написали статью чтобы сообщить нам о том, что незаплатившему клиенту надо написать в чатик а перед этим подписать договор? масса полезной информации.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шпилёв
Автор

Я заложул в статью один смысл: нельзя лениться и все этапы и алгоритмы работы надо максимально раскрывать в документации и подписывать с клиентами, каждый шаг, это частенько помогает.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шпилёв
Автор

У меня очень много примеров личных и не личных, когда принебрегали ТЗ, актами и прочим, и нет ни одного примера, когда без этих документов конфликтные ситуации заканчивались хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Azooo.la

а это и не собственность заказчика так как основное условие 100% оплата нарушены - и вы как разарб будете как минимум с 50% от стоимости проекта - а заказчик еще и юристов должен нанять и до суда довести - а там еще и проиграет

В общем вы меня понял) (у нас вообще в рф боязнь слова суд - тем более народ просто не знает и не понимает УК и ГК)

Ответить
Развернуть ветку
О, я не из Англии...

Фигня. Изучайте положения ГК о договоре подряда. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Расул Юсупов

Что делать если клиент не платит?
- послать его! P.s за деньгами..

Ответить
Развернуть ветку
Александр Васляев

Да какое уж тут позёрство, банальные правила сферы услуг, про которые вспоминают только при их необходимости.

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда