Чек-лист основателя проекта: пять обязательных действий, которые нужно сделать до запуска

Внимание! Данный чек-лист составлен для тех, у кого проект на стадии идеи. А также для тех, кто хочет проверить, не пропустили ли они какой-нибудь этап

В закладки

1. Определитесь с миссией проекта

Если вы думаете что «вам еще рано» и «когда-нибудь потом», то вынуждены Вас разочаровать. Не задумываться о «такой абстрактной ерунде» имеет смысл только если Вы хотите пополнить ряды безликих «молодых перспективных проектов для инновационных инноваций». Даже для маленьких «свечных заводиков» элементарная стратегия бренда нужна. Читайте и Вы поймете почему.

Ответьте себе на вопрос:

Какие улучшения создаем и какого масштаба наш бренд?

Если Вы уделите хотя бы один вечер и прочитаете истории становления компаний-единорогов, то обратите внимание, что вопрос позиционирования бренда более чем занимал эти все эти команды уже на самом старте проекта.

Как выясняется впоследствии, это была не блажь основателя и его сотоварищей — от концепции бренда разворачивались прикладные вещи, начиная от настроек бизнес-модели, продуктовой матрицы и нейминга и заканчивая корпоративными шрифтами и цветами. Название кстати как правило придумывалось тоже уже после определенности с задачей бренда и с ответа на вопрос «а про что мы тут на самом деле?».

Эволюционные ветви стартапов SpdLoad

Как это сделать?

Любым доступным способом узнать, что значат следующие понятия: миссия проекта, ценности проекта, философия проекта. И честно ответить себе на следующие вопросы:

— Что, где и когда делает мой продукт?

— Как именно это делает мой продукт?

— Зачем он это делает?

— Какую роль мы собираемся выполнять на рынке?

— Для кого и ради чего мы вообще это все затеваем?

Пара статей на тему миссии проекта позволит Вам создать хотя бы первый вариант ответов на эти вопросы. С ним уже можно работать.

Определитесь с масштабом бренда.

Трезвая оценка масштаба бренда в разы снижает количество избыточных действий (а значит и потерь времени и ресурсов) на старте проекта.

2. Разбираемся с архетипами и решаем в каком наяриваем

Не секрет, что очень скоро даже сценарии фильмов и книги будут писаться алгоритмами искусственного интеллекта на основании синтеза и анализа архетипических моделей. Находим и читаем про двенадцать архетипов Юнга, смотрим примеры и определяемся, что Вам подходит с точки зрения Вашей уже более-менее сформулированной миссии.

Если вдруг у Вас получается «шут» вперемешку с «бунтарем», а Вы собрались работать в B2B или в B2G, то вспомните, что люди выбирают в первую очередь предсказуемость.

Когда решаешь в каком архетипе делать бренд компании​ Фильм Джокер, 2019 г.

Подумайте от противоположного. Вам знакомо чувство «что-то тут не так», когда нарочито «простодушный» (это терминология из теории архетипов Юнга) по внешним признакам бренд внезапно проявляет себя как настоящий «маг» или «заботливый»?

Или когда у компании на сайте фотографии команды, где все такие серьезные и строгий дресскод, а общаться после оставления заявки с Вами начинают достаточно панибратски и из подхода «свой парень»?

Задача анализа и определения архетипа Вашего проекта — избежать двусмысленных месседжей. Ничто так не снижает конверсии, как подсознательное сомнение клиентов «это на самом деле не то, чем кажется». Предсказуемость того, что на самом деле получит клиент от Вашего бренда — Ваш главный козырь на старте развития проекта.

От выбора архетипа будет строиться и стиль Вашей корпоративной переписки, и представление компании в СМИ и построение брендбука.

Посмотрите на примеры брендов в разных архетипах. Не обязательно даже из Вашей сферы. Подборок классификации брендов по архетипам в интернете достаточно.

Во-первых, Вы заметите что они активно применяются при построении брендов, и в очередной раз убедитесь, что их выбор не случаен и это не «само как-то так по наитию и так звезды сложились». Архетипический месседж успешных компаний всегда отлично отражает их миссию и ценности. И это не случайное совпадение. Это логически выстроенная система.

Во-вторых, Вы сможете убедиться, что не только проекты в уже приевшемся всем «славном малом» находят себе место на рынке. Нет ничего нелепее, чем диссонанс идеи и миссии проекта с попытками создавать имидж в режиме «чтобы все как у людей».

В-третьих, гармоничный правдивый бренд позволяет Вашей основной целевой аудитории выделить Вас среди других и запомнить. Возвращаемся к мотивации от того, чтобы стать очередным безликим стартапом.

Те, кто по Вашему замыслу должны приносить Вам больше всего денег, должны считывать Ваш проект как тот, который отвечает их истинным запросам. Ключевое слово истинным. А эти запросы далеко не всегда находятся в тех архетипах, которые обычно пытаются натянуть на свою бизнес-идею из желания чтобы «выглядело правильно и солидно».

Согласитесь, одинаково нелепо выглядят попытки сыграть на «бунтаре» если сама компания по своей миссии «славный малый» и наоборот.

3. Нейминг. Придумываем название и регистрируем домен

Автор статьи лично придумала несколько названий ныне существующих проектов.

Так сложилось в процессе эволюции второй сигнальной системы (речь), что у звуков есть психологическое восприятие. Наука, которая изучает эти закономерности, называется психолингвистика, и в частности она изучает вопрос, какой звук вызывает определенное психоэмоциональное впечатление. Сочетания звуков и ощущения, которые он создает, в значительной мере универсально для всех языков.

Вот инструменты, которые я применяла и это сэкономило в разы мое время при создании названия бренда:

1. Попробуйте создать сначала абракадабру из тех букв, психологическое восприятие которых соответствует идеи и миссии Вашего проекта. Покрутите ее в голове и попробуйте проговорить, отследите ассоциации и Вам может прийти на ум слово, похожее на Вашу исходную абракадабру.

2. Можно также использовать целые фонетические блоки с определенным смысловым посылом, комбинируйте их со словами, получая производные — неологизмы

3. Поищите перевод нравящегося Вам слова в редких языках и в терминах (см. историю названия Google)

4. Проверьте на предмет двусмысленного толкования вашего названия, вдруг окажется, что также называется малоизвестная музыкальная группа. Или региональная марка средств личной гигиены. Или вообще может это оскорбительное слово в одной из субкультур или на редком диалекте.

5. Посмотрите, что выпадает в поисковиках на ваш будущий брендовый запрос. Может случиться, что это имя уже занято брендом не из Вашей ниши, и поэтому Вы не слышали об этой компании.

Готово. Можно регистрировать домен.

Это тоже лучше сделать сразу, чтобы не возникла ситуация, что Ваше гениальное название успело приглянуться кому-то еще.

Статей как и где зарегистрировать домен достаточно, поэтому приступим к следующему пункту

4. Создаем брендбук-минимум

Вам потребуется в первую очередь цветовая схема, шрифт и логотип

Все это очень нужно будет для оформления социальных сетей, сайта и шаблонов рассылки.

Автору материала попадались письма, где были перемешаны шрифты. Выглядело как копипаста из разных писем и впечатление создавалось не самое лучшее.

Автор материала видела сайты например математического ПО, оформленные в розово-пастельных тонах. Насмотревшись на всю эту феерию, нам стал очевиден пункт цветовая схема, шрифт, лого. Не стоит им пренебрегать.

Что делаем?

1. Еще раз вспоминаем про наш архетип. И читаем на предмет «цвет в брендинге». Про психологию цвета. Какой цвет какие эмоции вызывает. В принципе достаточно любой обзорной статьи в интернете на эту тему, чтобы понять, какой психологический эффект вызывает синий, а какой желтый или зеленый.

Опять вспоминаем про наш архетип и выбираем, какие цвета лучше всего подойдут к тому, в каком архетипе работает наш бренд. Это позволит Вам избежать искушения сделать все «в синеньком, это же про надежность» или «надо больше зелененого, зеленый цвет ассоциируется с деньгами» или «черный это стильно» и тд.

Возможно, Ваш проект лучше будет более органично представлен в красном. Или в ахромах. Цветовая палитра, соответствующая архетипу, вызовет к Вашему проекту естественное доверие, потому что логически подобранные цвета говорят правду про Вас, Ваш товар и Ваш бизнес. Ключевое слово правду.

2. После того, как Вы определись с основными двумя-тремя цветами, самое время открыть цветовые палитры и уточнить, а где вариации искомого цвета X присутствуют в реальной жизни. Таким образом, Вы выясните или вспомните, что желтый может быть канареечный или лимонный, солнечный или медовый. Так же и с остальными цветами. А если Вы и так это знали, то найдете точную цветовую кодировку выбранных цветов для дальнейшего использования.

Цветовая палитра №3923 на сервисе IN COLOR BALANCE)

Обратите внимание, что у многих цветов есть названия. Выбирайте и используйте их во всех материалах, включая письма, сайт и оформление социальных сетей.

Все то же самое повторяем со шрифтом

Это только кажется капитанством. Может быть, Вы уже проводите время за тем, что двигаете ползунок цветовой палитры в настройках сайта или у Вас нет списка кодов цветов, чтобы выгрузить их в Вашего сотрудника, который верстает рассылку по базе, или в SMM-специалиста для оформления соцсетей в едином стиле — и тогда будьте готовы к тому, что на самостоятельный поиск у всех действующих лиц уйдет много времени и совершенно не факт, что результат ( то есть цвет и шрифт) будут одинаковыми на сайте, в соцсетях, на визитках и в письмах.

При этом разнобой в шрифтах и цветах на сайте, в соцсетях и в письмах создает стойкое итоговое ощущение «делали на коленке». Проверено.

Логотип

Он нужен сразу. Для фавиконок на сайте, для оформления социальных сетей, для включения в письма и презентации.

Он должен вписываться и в круг и в квадрат, чтобы смотреться органично в круглом и квадратном вариантах отображения.

Лайфхак: попробуйте поискать в базах символов и иконок. Существуют прекрасные подборки авторских бесплатных иконок, среди которых можно выбрать то, что выполнит роль Вашего логотипа на первое время.

Возможно, Вам даже потом не захочется его менять.

Автор текста насмотрелся на кривые, косые и плывущие в разные стороны логотипы и на бесконечное множество версий исходного лого, сделанных сотрудниками из лучших побуждений «сейчас чуть чуть в Paint поправлю, чтобы влезало".

Утвердить базовые элементы корпоративного стиля стоит сразу. И попросить своих коллег не вносить «творческие коррективы» в данный материал без согласования с остальной частью команды. Возможно, что их вариант окажется действительно лучше. Но тогда его стоит внедрить централизованно, добиваясь как и раньше полного единства стилей.

Еще один вид инициативы внутрикорпоративных «дизайнеров» подшаманить цветовую палитру в режиме «я так вижу» и «а что такого, они же почти одинаковые». Читатели! Автор материала видела достаточно последствий этой пандемии для того, чтобы однозначно посоветовать единый корпоративный стиль во всем. Даже если у Вас продукт на стадии идеи.

На презентационные материалы (презентации, пресс-релизы, визитки, раздатки) для разнообразных стартап мероприятий это тоже распространяется.

Кто видел на мероприятиях для стартаперов стилистически несогласованные презентации?
Да, шрифты и цвета не сочетались даже в масштабах презентации, не говоря уже о едином стиле в визитках, раздатках, социальных сетях и на сайте
Нет, не видел никогда
А что такого то? Ну разные и разные, главное, чтобы проект был хорошим
У самого так и мне норм.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

5. Настраиваем адреса и архитектуру email-адресов компании.

После того, как Вы зарегистрировали домен, Вы можете (и это стоит сделать) подключить его к одному из выбранных Вами почтовых служб. Про этот процесс статей how to достаточно. Это просто и по силам даже тем, кто крайне далек от программирования.

Поверьте, употребление в деловой переписке личной почты или почты без корпоративного доменного имени создают впечатление, что этот проект или не настолько важен для Вас, чтобы заводить корпоративную почту, или Вы ленитесь купить домен и подключить его к почтовому сервису. Все это создает о Вас не самое лучшее впечатление.

Я надеюсь, что среди читателей не найдется желающих переписываться с забавных личных адресов почты, но автору попадались и такие варианты. Адреса вроде director.of.everything@xxxxx.ru все еще встречаются в корпоративных переписках, вызывая неизменную сочувственную улыбку читающего письма с такого адреса.

​С воронкой что-то пошло не так... Inbound Marketing Comics

Подключив домен к выбранной почтовой службе стоит добиться единообразия в адресах корпоративной электронной почты Ваших сотрудников.

То есть добиться того, что

— Или все емейлы команды названы пофамильно (ivanov@company.com).

— Или везде используются только инициалы (ABV@company.com)

— Или только должности (CEO@company.com, CTO@company.com и тд)

Система емейл адресов должна однозначно отражать те бизнес-процессы, которые у Вас заложены при взаимодействии с клиентами и партнерами. Чтобы у того, кто будет читать Ваше письма не возникало сомнения, достаточно ли у человека полномочий, чтобы продуктивно с ним взаимодействовать.

Полезно также завести служебные адреса, которые будут разделять информационные потоки внутри Вашей команды

При желании их можно сделать общего использования или спокойно передавать от прошлого сотрудника к нынешнему.

Так мы не только избегаем эффекта большого количества разношерстных сообщений на личном ящике сотрудника, которые сильно рассеивают внимание, но и предотвращаем ситуацию, когда человек ушел, и его почта не отапливается, а не нее был завязан важный бизнес-процесс.

Привожу примеры:

pr@company.com — для общения со СМИ, подписки на агрегаторы новостей и тд

info@company.com -для получения новостей от отраслевых СМИ, грантовых фондов, информацию о мероприятиях, которые могли бы быть интересны всей компании

partners@company.com — для отправления запросов в Вашу компанию для потенциальных партнеров

Список можно продолжать, главное, чтобы Ваши служебные емейлы отражали те бизнес-процессы в Вашей компании, которые являются конституциональными и не привязаны к наличию или отсутствию какого либо человека

Готово!

Спасибо за прочтение статьи. Желаю Вашему бизнесу эффективности и кратного роста ежемесячно.

С уважением, Ирина Алисова, founder and CEO UpgradeR&D

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Ирина Алисова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 7, "favorites": 81, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 114150, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 22 Mar 2020 17:47:30 +0300", "is_special": false }
0
3 комментария
Популярные
По порядку
2

Красноречия вам не занимать. Т.е. подробной трактовки этапов.
Про пиво смешно.)
Но насчёт логоформы не соглашусь. Квадрат, круг — это не про современное. Сейчас так много логотипов, что почти любая попытка уникализировать его — хороша. Мне доводилось изучать логотипы, какие ни есть в мире (и находятся в открытом доступе); это без малого несколько десятков тысяч, если не больше... и знаю, что пишу. Некоторые знаки успешных корпораций не вписываются в правило «квадрат, круг» и своей деланной аляповатостью, несовершенством, человечностью завоёвывают доверие определённого контингента лиц, на которых и ориентирован креативный бренд. Либо логотип проектировался со статусной строкой (слоганом) в неразрывном дуэте (к примеру), что отнюдь не всегда указывает на непрофессионализм и неумение дизайнера масштабировать адаптивность. А эта строка, сами понимаете, может нарушить правило «круг, квадрат». Ну и так далее.

Ответить
0

Полностью согласна с Вами, этот совет применим в первую очередь к стартапам на стадии идеи, когда возня с "надо сделать логотип, чтобы поместить его на сайт" с одной стороны превращается в камень преткновения.

Ответить
1

Древняя истина — Как корабль назовешь так он и поплывёт!

Ответить

Прямой эфир