Коронавирус в России. Что делать бизнесу?

Денис Гордиенко, директор Bright Mobile о заметных изменениях в бизнесе при эпидемии и изменении курса доллара.

В закладки

В России количество заболевших прибавляется на десятки ежедневно, правительство вводит ограничительные меры и недельные каникулы, доллар скачет... На лицо все признаки того, что бизнес ждут серьёзные изменения. Давайте пока попробуем разобраться в общих вопросах - что делать с текущей экономической ситуацией? Как лучше выстраивать свой софт или перестраивать свой бизнес?

Пишу статью больше, как публичные размышления, рассчитываю, что таких же предпринимателей, как я здесь достаточно много и в комментариях мы сможем найти какие-то интересные и конструктивные ходы по работе в кризис.

Какие изменения ощутил лично я

Если кратко говорить обо мне, то у меня своя студия по разработке приложений под заказ и, отдельно, развиваем коробочное решение RTPlatform. Оно нужно, чтобы быстро и дёшево проверить идею бизнеса в сфере заказа услуг.

Расскажу, как нас задели текущие условия. Мне пришлось на прошлой неделе отправить своих сотрудников работать из дома. Офис мы освободили, я прихожу туда периодически, чтобы записать видео для канала или собрать документы, которые курьер оставит под дверью. Хоть мы раньше и работали в мегаплане, но работа из дома наложила свои отпечатки. В первую очередь пострадала скорость процентов на 15 за счёт более сложной коммуникации. С другой стороны, получается более точно измерять KPI сотрудников.

Второе изменение, которое есть у нас на рынке - это изменение курса доллара. Те студии, которые работали на зарубежный рынок стали зарабатывать внезапно больше на 20% за счёт долларовых контрактов. Но они тоже не особо радуются - сказывается нервозность на американском рынке и негативный настрой рынка. Продать софт во второй половине 2020 будет сложнее, чем раньше.

Компании, которые работают, как и мы, в России, испытывают отвал клиентов уже по текущим договорам. Пример из нашей практики - человек собирался заказывать приложение на 1,2кк рублей, дело шло к подписанию договора, но из-за лизинговых договоров на технику в долларах вопрос отложился на перспективу без каких либо сроков.

Что у других

Ситуация достаточно шаткая, вижу вот эту “шаткость” в достаточно большом количестве направлений. На днях мне написал один из старых клиентов, с которым мы работали ещё в 2014 году.

У него бизнес связан с разработкой и производством выставочных стендов. Чтобы подготовить качественный презентабельный стенд своей компании для крупной выставки, условный МТС обращается к застройщику выставочных стендов. Вот как раз таким застройщиком и является мой клиент.

Пример застройки стенда

Сейчас все массовые мероприятия отменили и непонятно на какой срок. Непонятно, как дальше жить предпринимателю, чей бизнес был построен на строительстве таких стендов. Доход был связан именно с производством для выставок и презентаций.

Аналогичная проблема идёт уже по отраслям - туризм, event-агентства, общепит и т.д. В среднем текущий оборот компаний - это порядка 15% от нормы. Здесь у предпринимателей появляется задача не роста бизнеса, а спасения как можно большего процента от того объёма, который был.

Возникает вполне логичный вопрос: как можно заработать перенеся свою деятельность из офлайна в онлайн, раз уж в офлайне контактировать нельщзя? Идея, пришедшая в голову Сергею - сделать онлайн выставку и заработать на том, чтобы, например, сделать 3D-модели для выставочных стендов.

Аналогичный подход используется в Москве в некоторых фитнес-центрах. Раз посещение под запретом, то чтобы хоть какие-то деньги заработать они проводят тренировки онлайн. Магазины активизируются на запуск доставки до квартиры...

Что раньше воспринималось, как блажь или апсейл, сейчас становится необходимой составляющей процесса продажи. Напоминает ситуацию с сайтами для бизнеса в начале 00-х. Тогда сайт делали "для понта", было даже модно адрес сайта вставлять в логотип, а сейчас, если у тебя нет сайта, то это выглядит крайне странно и подозрительно.

Изменения в поведении больших масс людей

Кроме запретительных мер от правительства есть заметные изменения в поведении людей. Люди меньше хотят контактировать с другими, больше сидят дома. Они видят, что товары, в которых есть доля импорта повышаются в цене.

Это глобальное изменение поведения приводит к кризису в одних сферах, и дает возможность заработать в других. Как в любом кризисе: какие-то бизнесы вымирают, потому, как не могут уже в текущих условиях работать, а другие, наоборот, появляются, потому что поведение людей меняется, изменяются привычки и кто первый перехватит этиизменения - тот и заработает.

К примеру, игровые сервисы, сервисы связанные с просмотром кино, то есть Netflix, okko, ivi - все онлайн кинотеатры давали ещё две недели назад массовые скидки, потому как люди сидят дома и хотят смотреть кино, а затем подняли ценники - деваться людям уже некуда, в кинотеатр уже не пойдёшь.

Давайте разберём доставку товаров. К примеру, Ozon запустил рекламу, что курьер придет, поставит поставит посылку и отойдет на расстояние три метра, прежде чем вы ее получите.

Все бизнесы очень сильно начинают реагировать на текущую ситуацию и получается что нужно как то подстраиваться. Тупить с изменениями становится смертельно опасно.

Сухариться или изменяться?

Если вы видите, что бизнесу грозит опасность, первое что нужно это понять на какой период эта опасность грозит. Если ориентировочный период - месяц, то ничего страшного. Можно засухариться, на подкопленные деньги немножко пожить, и через месяц будет все так же, как и было раньше.

Но если эта ситуация будет развиваться очень по негативному сценарию, как в Италии, Испании или Китае, то не понятно сколько нужно ждать. Если полгода придется сидеть в такой же обстановке, то денег просто не хватит чтобы прожить и вернуться в такое же состояние. Это значит что уже сейчас нужно уже что-то менять.

Как обычно у предпринимателей: мы либо сейчас рискуем, либо пасуем. На мой взгляд, нужно менять. Потому как, слишком много факторов показывающих, что ситуация в ближайшей перспективе не изменится.

Сейчас очень много сфер, где может выстрелить частичное изменение процессов. Как говорится кризис - это время новых возможностей. Вот возможность не в том, что у людей появляется больше денег, а в том что у людей меняются привычки и на этом можно заработать.

Кризис - это возможность начать что-то делать по новому. У людей в кризис сильно меняются приоритеты, и вот играя на этих приоритетах вы можете предложить принципиально новый сервис, чем те которые были до этого, и вот на этом заработать и выстроить свою большую систему по удовлетворению нового спроса аудитории, которая стала покупать почему-то по другому.

Что буду делать я?

У меня аналогичные мысли, но только про свой бизнес. Раньше готовое решение подавалось, как основа для маркетплейсов услуг. Мол выбираешь сферу услуг, там есть заказчики и исполнители. Запускаешь сервис и зарабатываешь на комиссии.

Сейчас реалии показывают, что людям явно не до маркетплейсов - нужно спасать текущий бизнес, а я, соответственно, задумался, как можно помочь с этим. Пришёл к нескольким близким ситуациям, под которое можно доработать готовое решение.

Запуск курьеров для магазинов. Здесь единственным заказчиком на курьерскую услугу выступает магазин - он пишет заявки, а курьеры исполняют. С учётом некоторых данных, безработица к концу года будет до 25%. В первую очередь - это низкоквалифицированные кадры. Люди, оставшиеся без работы будут готовы работать курьерами, а конкуренция сделает эту услугу крайне дешёвой для магазинов. Можно запустить своё приложение по доставке и подключать туда курьеров, предлагая клиентам магазина доставку.

Бытовые услуги без офиса. Обычно в компаниях бытовых услуг есть мастера, а есть офисный штат. В основном - это менеджеры, которые принимаю звонки, делают расчёт и находят свободного мастера. Если дать возможность прямого контакта мастера и клиента, то на менеджерах можно сэкономить, оставив одного, который будет принимать звонки и забивать заявки в систему. С мастеров нужно будет брать комиссию за доступ к заявкам. В таком формате нужен будет только сайт и менеджер, который сидит дома и набивает заявки.

Продолжая идею московских фитнес-центров с онлайн-тренировками, можно через видео-связь организовать совещания и распределение задач по удалённым сотрудникам. Сюда же попадает и платформы для обучения сотрудников - что раньше можно было сделать в офисе, то требует сейчас видеосвязи. Если подходят типовой софт типа скайпа, то это хорошо, но иногда нужно делать индивидуальные решения, с учётом специфики бизнеса.

Анализируя спрос на подобные сервисы пришёл к тому, что кроме класического маркетплейса услуг, где много заказчиков и много исполнителей, может быть:

  • Один заказчик (компания) - много исполнителей
  • Много заказчиков - один исполнитель (личный кабинет)

Более того. Ранее у нас спрос был на приложения, а сайт спрашивали достаточно редко, а теперь начали интересоваться такими схемами, как заказчик оставляет заявку на сайте, а исполнитель откликается в приложении.

Либо заявка попадает из внутренней CRM или 1С на сервер и распределяется по принципу такси в приложения.

Это всё навело меня на мысли, что текущий кризис - это время запуска RTPlatform 2.0. Принципиальными отличиями от первой версии будут:

  • Серверная часть на собственном сервере - вопрос персональных данных, безопасности и гибкости фильтров.
  • Панель администратора на Битриксе - управлять теперь можно будет почти любыми данными.
  • REST API для подключения сторонних сервисов - из готового решения можно будет собрать как классический маркетплейс услуг, так и узкую нишу, типа раздачи заданий по удалённым подчинённым.
  • Сайт с аналогичным функционалом, как в приложении.

Запланировал релиз админки и RESTa в апреле, а сайта в мае. Буду вести на своём канале на YouTube отчёт о новшествах и политике обновлений.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Денис Гордиенко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 2, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 115053, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 25 Mar 2020 17:30:48 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку
1

Автор, насчёт курьеров - я бы не торопился. Даже в условиях карантина, спрос на доставку падает, особенно на готовую еду (наверное, деньги заканчиваются).
А вообще, я бы на Вашем месте попробовал найти клиента с ресурсами (баблом) и запилил ему мини-проект на вашей платформе. Сейчас главное - деньги, если продержитесь пол-года - год - увидите новый мир, возможно с VR выставками и 3д конференциями.
А пока что - ищите клиента с финансами (риал кэш).

Ответить
1

Спасибо за совет, мы сейчас и сконцентрировались на том, чтоб в ядро заложить максимум того, что нужно людям не имеющим пары миллионов на кастом, а в кастомной разработке добавили сервиса, чтобы ltv увеличить максимально.  

Ответить

Прямой эфир