{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Сила маленьких шагов: как подружить большой бизнес с инновациями

Гордитесь стабильностью своего бизнеса? А если я вам скажу, что нестабильность гораздо круче? И это не дурацкая шутка времен коронавируса: сегодня действительно в тренде способность компаний меняться и находить новые ниши. Если у вас сравнительно небольшое предприятие, поздравляю — вам легче адаптироваться под запросы рынка, чем бизнес-гигантам. Вспомните, как медленно двигаются великаны в кино: пока они сделают один шаг, обычные люди уже пройдут весь путь и сядут пить чай.

Представили? Вот на российском рынке так же. Все больше владельцев и директоров компаний из традиционных отраслей экономики понимают, что их бизнес исчерпал точки роста, но пока решаются на инновации, читают про корпоративные акселераторы, меняют как перчатки директоров по развитию, их более проворные конкуренты уже вовсю диверсифицируются. Без паники: сейчас со всем разберемся.

«Не мы такие, жизнь такая»: большинство более-менее крупных компаний нашей страны так или иначе связано с государством. Это зачастую ставит их в не совсем рыночные условия. Даже при наличии конкурентов они обычно неповоротливы и тяжелы на подъем (читай: на перемены). Но размер не приговор, и решиться на изменения — уже большой шаг. А теперь меняем стратегию и переходим на шаги поменьше (вспоминаем метафору про великана).

«Маленькие шаги» в большом бизнесе

Гигантомания — табу даже в мире гигантов. Если хотите разнообразить крупный бизнес, начните с малого. Во-первых, объективно оцените то, что имеете. Вписываются ли инновации в концепцию вашей компании? Прописано ли в корпоративной культуре стремление к развитию? Гибка и подвижна ли ваша структура, используется ли проектное управление? Много ли у вас инициативных сотрудников? И вообще, интересно ли людям пробовать что-то новое? А теперь усложняем вопрос: нужно ли им это? Не торопитесь с ответами: именно от них зависит то, появятся и приживутся ли в вашем коллективе перспективные идеи.

Шаг 1. Человеческий фактор

Насчитали больше «да», чем «нет»? Тогда идем дальше: дайте людям понять, что вы открыты для предложений. Главный источник инноваций — ваши работники, и их обязательно надо вовлекать в диалог. Подтолкните их к этому, но не давите (вам, с вашими габаритами, вообще нужно быть с этим аккуратнее). Необходимо лишь создать правильные условия: дайте сотрудникам площадку для обсуждения инноваций (да и в принципе любых изменений); вдохновляйте историями успеха других компаний, которые научились меняться; введите систему поощрений; устройте конкурс инициатив… Дальше — сами, креативьте!

И помните: нет глупых идей — есть неподходящие. В конце концов, в плееры Walkman поначалу никто не верил, однако именно они изменили целую индустрию, так что не думайте, что вы самый умный. Взвесьте все хорошенько, прежде чем отметать предложение.

Кстати, лайфхак по тому, как сохранить выгоревших сотрудников: предложите им стать членами команды по развитию. Разбудите своего внутреннего Тони Роббинса (он тоже, кстати, не миниатюрный) — «зажгите» людей, подарите им цель и шанс развиваться без отрыва от производства. Все мы любим браться за что-то новое и интересное. Не зря же вы читаете этот текст; )

Шаг 2. Фильтр «да/нет»

Итак, предположим, что коллективный мозговой штурм уже дал свои плоды: теперь перед вами толстая, как в районной поликлинике, «книга жалоб и предложений». Как отсеять ненужное? На этом этапе можно впасть в две крайности: либо с горящими глазами внедрять овермаксимум инноваций, либо превратиться в сурового критика, отклоняя 99,9% идей. Не надо так. Разработайте максимально объективную систему оценивания, которая будет говорить «нет» лишнему и «да» нужному. Я называю это фильтром «да/нет». Не забудьте включить в него такие скучные вещи, как опросы ЦА и стейкхолдеров, соответствие бизнес-целям компании, аккуратно составленный бюджет, сроки выхода на MVP, критерии успеха проекта в целом.

Руководители — тоже люди (да, неожиданно), и их может пугать неудачный опыт в прошлом или же отсутствие опыта вообще. Если это про вас, то сделайте глубокий вдох… Сосредоточьтесь на настоящем… Выберите самые крутые идеи… А потом отберите те, реализацию которых можно разбить на короткие этапы с прозрачными результатами. Помните: никакой гигантомании. Маленькие шаги. Оммм…

Шаг 3. Менеджмент идей

Утвердили инновационное предложение? Рано радоваться: пора воплощать его в жизнь [потирает руки]. Еще раз (не ленитесь, это очень важно) определяем этапы и сроки, детализируем бюджет, формируем рабочую команду, продумываем ее мотивацию. Считайте, полдела сделано! Что дальше: помните, я говорил про площадки для презентации и обсуждения идей? Так вот, именно эти площадки — проектные комитеты — помогут вам следить за ходом запущенных проектов, отмечать их успехи и трудности. Устраивайте такие мероприятия регулярно (никак не реже раза в месяц) и постарайтесь участвовать в них лично: так вы покажете людям, что цените их труд и заинтересованы в их предложениях.

Ну и безусловно, чтобы вести инновационные проекты, вам нужна хорошая цифровая платформа (например, Trello или Active Collab). Иначе будете хвататься за голову уже совсем скоро.

А теперь сверхзадача: придумать для внутреннего стартапа вариант удобного доступа к ресурсам компании (никто не говорил, что будет легко). Да, в идеальном мире ресурсы специально выделяются, но мы-то не там. В нашем мире это а) стоит денег и б) рискованно (никто не знает, выживет стартап или нет). К тому же, как только задачи нового проекта попадают в общую очередь корпоративных задач — пиши пропало. Поэтому дайте ему более гибкий формат использования ресурсов, чем подразделениям Большой компании.

Шаг 4. Взлетаем

Допустим, мы все сделали правильно и новый бизнес приносит первые дивиденды. Что делать дальше?

Вообще, есть два сценария для корпоративного стартапа. Первый — развитие в рамках текущего бизнеса как отдельное направление. Тот же классический Walkman от Sony. Второй сценарий — spin-off, «самолет», взлетающий с аэродрома вашего бизнеса: так, например, мы сделали со «Службой Добрых Дел», в какой-то момент отделив ее от гиганта ESET.

Выберите то, что вам больше подходит. Учтите различия в рыночной стратегии проектов, риски конфликта интересов, возможности матричного использования ресурсов.

Важно научиться сочетать развитие нового проекта с поддержанием текущего бизнеса. Помните, что, играя в инновации, вы всегда рискуете увлечься и упустить все остальное. Отсюда must-have — полностью отстроенные и налаженные основные корпоративные процессы. Есть и обратный риск — сконцентрироваться на основном бизнесе и пустить на самотек требующий постоянного внимания стартап. Так что не забывайте о золотой середине.

Ну и напоследок — чеклист. Все любят чеклисты.

Закрепляем знания:

  • Корпоративная культура и инновации должны дружить. Внедряйте только те идеи, которые не чужды вашей компании.
  • Идите в народ: будьте креативны и создайте все условия для креативности сотрудников.
  • Фильтруйте идеи разумно.
  • При развитии стартапа ставьте краткосрочные цели — так легче.
  • Просчитывайте абсолютно все, от сроков и инвестиций до потенциальных убытков. Регулярно оценивайте результаты по каждой цели.
  • Не бойтесь отказываться от неудачных стратегий.

И да пребудет с вами сила инноваций! ✌️

0
1 комментарий
Evgeny Kosharovsky

Общие слова...
Автор, если уж статья выложена в рубрике "Личный опыт" - хотелось бы побольше конкретики

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда