{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Выживут только верблюды

Правила игры в венчурном бизнесе радикально изменились. То, что раньше обеспечивало хорошие шансы на успех, теперь гарантирует стартапу быструю смерть

​Рыбаков Медиа

В течение десятилетий модель роста в Силиконовой долине оставалась неизбежной. Для стартапа важно лишь два фактора – завоевание рынка и отсутствие нехватки денег. Это похоже на скоростной бег на продолжительную дистанцию на энергетиках.

Теперь, в эпоху после СOVID-19, это не работает. Да, многие компании преуспели в этой схеме – такие единороги, как Uber и Airbnb. Эти компании предлагали огромные субсидии и скидки для привлечения клиентов и стремительного роста.

Однако теперь судьба классического стартапа – это умереть.

В обычной модели предприниматель сжигает все ресурсы в борьбе за расширением рынка и инновациями. И, скорее всего, в новой среде ресурсы у него закончатся до того, как он достигнет поставленных целей. Бегун бежит очень быстро и умирает. У него нет ни капли подкожного жира. В мире, где потребительские расходы замедляются, а «великий дурак» исчезает, стартап-бизнес оказался в пустыне.

А в пустыни побеждают не бегуны, а верблюды.

Что отличает эти компании? Расскажу на примере своей технологической корпорации Prytek, в которой мы масштабируем успешные локальные компании в многонациональные корпорации. В ней я с моими партнерами Андреем Яшунским, Арноном Шиболетом и Яиром Серусси реализуем именно эту модель – выращивание компаний-верблюдов.

Итак, первое. Верблюды с самого начала сосредоточены на создании продукта или услуги, которая удовлетворяет критически важную потребность клиента. И они сразу берут адекватную плату за создаваемую ими стоимость.

Например, компания HackerU создает услугу для удовлетворения критически важной потребности следующим образом. «Наша компания строит программу обучения используя опыт аудита информационной безопасности со всего мира, собирая актуальный материал и применяя его в виде практических задач – в созданных HU тренажерах для студентов, в виде лабораторных работ», – рассказывает управляющий партнер HackerU Александр Авакянц.

Компании-верблюды не субсидируют продажи в интересах роста – классическая фишка стартапа, ставшая в новых условиях критической уязвимостью. Модель верблюдов имеет устойчивую экономику с самого начала.

Второе. Верблюды гибко управляют расходами. В хорошие времена они растут, однако в любой момент, как только необходимо, они готовы вернуться к устойчивому состоянию. Яркий пример Delta Capita. В рейтинге 2020 года быстро растущих компаний Financial Times назвала Delta Capita наиболее быстро растущей финансовой консалтинговой компанией в Европе. А в марте PRYTEK инвестировал в Delta Capita 50 млн долларов. Так что теперь эта компания часть PRYTEK – в самый разгар глобальной финансовой турбулентности тот верен своей стратегии покупки и выращивания компаний-верблюдов.

Наконец, третье. Верблюды играют в долгую. Они смотрят за горизонт. Хороший пример известная компания Zoom, которая выстрелила в эпоху резкого роста дистанционного общения из-за коронавируса. Это не значит, что Zoom ставила на появление подобного феномена. Но у них было долгосрочное видение и оно принесло им фантастический успех.

Верблюды живут в одной из самых сложных экосистем в мире. Их конек – устойчивость. Так они превращают проблемы среды в собственные преимущества и процветают в долгосрочной перспективе. Добро пожаловать в пустыню!

0
80 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Михельсон

Всегда угарал, когда  в статье создают новые термины непонятно на чем основанные и не подтвержденные квалификацией или научными трудами, в которых проводится исследование - не встречается ли этот термин или описание ситуации в других источниках :) Ну почему Вы сравнили спринтера в пустыне с верблюдами? Если уж вводим новые термины, давайте введем лучше термин ТАРАКАНЫ? Верблюд - это очень большое и выносливое животное, аналогом которого могут являются такие компании как: Мерседес, Боинг, Эппл. Тараканы, в свою очередь, так же очень живучи, но гораздо мелчее и проворнее. Поэтому предлагают такую расстановку: спринтеры и тараканы.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Да им похер, главное типа умную мысль написать, пока не забыл

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Титаренко

Ты не понял: Выживут. Только. Верблюды.

Ответить
Развернуть ветку
Danila Poyarkov

Вы попали в сеть сетей

Ответить
Развернуть ветку
Кшиштоф Граблевский

Ага, сначала выдают себя за экспертов, потом пишут поверхностные статьи, придумывают новые псевдонаучные термины, а если не могут придумать то просто англоязычный аналог используют в качестве нового термина. О времена о нравы...

Ответить
Развернуть ветку
Scott Freak

Если у нас начинается эпоха экономической пустыни, то лучше быть, да верблюдом. Или перекати-полем. Или колючкой, которая достает воду с 20 метровой глубины. Или у оазиса разместиться.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Serge Sokolov

"Взялся за грудь, говори что-нибудь" - старая советская номенклатурная поговорка. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Мамаев

Тараканий век короток. Они выживают как вид, а не как индивид.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Eskin

О, у меня есть сплетня, я ж для них дизайн пилил полтора года назад! Вкратце: заплатили только аванс, а остаток я до сих пор жду) Причем, насколько мне известно, не только я один такой попаданец, но еще и ребята, которые потом занимались софтверной частью/версткой по моим скечам.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kapustin

Без договора работали?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Байков Дмитрий

Богатые умеют экономить ) 

Ответить
Развернуть ветку
Shamay Rabaev

Добрый день.
Я являюсь представителем компании.
За разработку фирменного стиля и дизайна мы полностью заплатили нашим подрядчикам. Возможно вы были на субподряде у одного из наших подрядчиков, о чем мы не знаем. Пожалуйста свяжитесь со мной по email [email protected]

Всех наши подрядчики получили оплату вовремя и в полном размере, просьба не распространять ложные слухи, тем более в такой сомнительной ситуации, когда вы работали без ТЗ и без договора.

Мне так же не понятны комментарии ниже про "говно" проекты, которые как ни странно покупают ведущие российские банки, имея свои R&D центры.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Reb Rending

Долгосрочное видение есть не только у Zoom, но как показала ситуация у производителей масок и антисептиков

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Artishchev

🤣

Ответить
Развернуть ветку
Corban Dallas

Ага. А маленький сахарный заводик и спирт-завод через забор это одногорбый или двугорбый верблюд? Или сразу единорог в наших условиях? 😉

Ответить
Развернуть ветку
Полет Нормальный

В Prytek  нет ни одного нормального проекта. Попытка вывести на российский рынок говно-проекты, которые не прижились в Израеле. Рыбаков только любит говорить про цифровые сервисы, но сам нихрена в этом не понимает, вот его каждый и разводит, как лоха. Александр Писемский некомпетентен. Управлющего фонда Prytek давно пора пора выгнать, а Рыбакову нужно собрать адекватную команду.А то все верблюды сдохнут.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

Верно подмечено!

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony

Просто все верблюды в Prytek :)

Ответить
Развернуть ветку
Boris Manzhela

Тут отписан пример проектов, который финансируется на свои деньги и тратит. Такие проекты обычно не растут на 30% в неделю. Это обычный бизнес, а не стартапы которые дистраптят все. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Прекрасное резюме статьи, Проекта в целом и его положения на фоне рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Богданов

чот щас везде Игорь Рыбаков. Игорь, зачем вы?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Игорь, на VC  аудитория отличается от инстаграмм. Здесь люди хотят читать про конкретный опыт.
Уверен, многим будет интересно, как работает рынок кровельных материалов и изоляции, как работаете с гос заказами, с дилерами, с крупными, с мелкими заказчиками. Как строится менеджмент в вашей компании, как запускаете или покупаете новый завод, как измеряете долю рынка и так далее.
Даже про выпуск полимерных мембран будет читать интереснее, чем вот это все. 
Посмотрите или дайте вашим контентщикам на изучение https://vc.ru/about/audience

Ответить
Развернуть ветку
Николай Малков

Такой большой , а пишете письма дел морозу. 

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Николай Малков

Сейчас бы венчурным инвестором стать со своими 150 рублями. Кому, зачем и почему этот материал?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Глухов

Поверхностная и глупая статья, нет ни цифр , ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Mikhaylov

Выживут только Птеродактили. В отличие от верблюдов, они быстро летают и умеют плавать. А это важное умение для развития бизнеса в условии пандемии. Если компании-верблюды играют в долгую, то компании-птеродактили обладают мудростью предков и принимают решение, переняв их опыт, что в свою очередь сказывается на их инвестиционной привлекательности.

#всесдохним #кризис #будьмужиком #смузиговно #90ыеforever

Ответить
Развернуть ветку
Serj Ischenko

А как же Единороги? Они извечны )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dear Moscow,
 А как же Единороги?

Они заразились КоВиДом и мутировали в одногорбых верблюдов.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Aleksandr Oleynikov

Рыбаков после выхода из своего "рубероидного" бизнеса полез в "смузи-инновации". Компания PRYTEK это нечто типа закоса под Seqoiya, но очень тупое.
Тупое - потому что занимается "карго-культом", т.е. копирует "смузи"-форму не понимая, и не в состоянии осознать содержание. (при том , что "содержание" вообще НЕ достижимо в их действующей системе координат).

 Вот он в статье пишет что ранее побеждали стартапы-спринтеры (UBER Airbnb) которые очень быстро бежали , жгли деньги инвесторов, чтобы быстрее расширятся.

А теперь ,мудро предполагаемая им - "новая реальность" ! Оказывается , что теперь есть риск, что такому бегущему вперед "стратапу-спринтеру" не хватит этого жирка и он не добежит и погибнет в пустыне.

Поэтому надо стать "верблюдом" и с горбами полными нала, медленно и типа "безрисково" куда-то шествовать.

 Ну понятно, что чушь собачья. Сам факт попытки выявить нечто в этом "противопоставлении" бессмысленен. 
Ни к одному признаку касающемуся что параметров рынка, что бизнес-модели и прочих реально влияющих факторов это не имеет никакого отношения.

 Грубо говоря вы не увеличите выручку , если будете раздавать томатный суп сотрудникам ровно в 12:53 в то время, как раньше, предположим в каком-нибудь Фейсбук, его раздавали в 14:14.
А что в этом случае произойдет? А ничего. Это просто пустой не влияющий фактор.
Все проекты PRYTEK "имитационные" бессмысленные. Страшно даже представить какие там потери. 
Интересно Рыбаков там свои бабки утилизирует или чужие, всяких жирных гусачков со строны? Он же "миллиардер"!
Если чужие - то все понятно. Он принимает нал , сразу берет свою дольку, а дальше, извините - Его Величество Рынок! Но моя долька будет со мной!

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

ТС выступает, судя по живым манерам и психологическому облику, на равных в Стартап шоу (это там, где Алехин, Мартыненко, и др.).
Это может означать как реально равновеликие вклады в новые Проекты, так и привлечение других инвесторов, отталкиваясь от имиджа успешного человека.
При этом использование уничижительного оттенка в термине "рубероидный" бизнес", не помогает понять суть происходящего и проверить предположения.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Yalov

Кто то верблюд, кто то единорог, а я кактус!

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

На корм верблюду сойдёт.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Я понимаю, если автор хотя бы с месяц назад про верблюдов умничал, а сейчас это лишь крайне сомнительная аналитика, высранная исключительно в целях пиара своих проектов.  

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Johnny Vorony

Те, кто писал эту поверхностную статью.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Sinyugin

Сложно соревноваться с экосистемой которая сама печатает базовую валюту доллар, забирает со всего мира таланты и делает для себя же инфраструктуру стартапов. Верблюдов они скорей всего на шкуры пустят))

И да, Рыбакова что-то много стало.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Koifman

Ну, "кто первый встал, того и тапки" - это я про экосистему.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Мне вот что всегда интересно: когда некто пишет, что кого-то "много стало" - под "много" имеется в виду что?
Много для чтения (?) - если это усилие, так может не стоит прикладывать?
Много для комментирования (?) - так может, и читать не стоило?...
Много для понимания? - так может, есть ресурсы по-проще? ...

Много, в смысле - у кого-то место (внимание) отобрал?
Так разве интернет не резиновый?...

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Denis Manchenko

Выживут только девушки путешественницы с возбуждающим Instagram.
Хотя нет, всё зависит от спонсоров.

Ответить
Развернуть ветку
Scott Freak

По легенде только у богомолов жажда размножения превышает жажду жизни. У человека не так.

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

Заработал на старость, теперь можно фриковать по полной

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Radziankou

Выживут только ежики, поэтому все мышки должны стать ежиками.

Ответить
Развернуть ветку
Diana Vashkel

Хороший текст! Было интересно почитать

Ответить
Развернуть ветку
Булат Усманов

Что значит "субсидирование продаж" у стартапов? Как я понимаю, имелось в виду, что стартапы бОльшую часть денег тратят на привлечение новых клиентов через продажи, верно?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

А я думаю, что имелось в виду, что привлечение новых клиентов производится  у многих/некоторых стартапов через продажи по цене существенно ниже себестоимости.
Известно же, что некоторые агрегаторы такси доплачивали водителям на начальном этапе захвата рынка.
И продолжительность "начального" этапа - это вкусовое понятие между Гендиром и инвесторами.
Не разсполагая заметными инвестициями, по Рыбакову, "верблюжата" (хотелось бы считать нашу компанию в их числе), сразу продают с некоей заметной рентабельностью.
Это позволяет (тут моя точка зрения и попытка домыслить за Рыбакова):
- понять востребованность продукта со стороны реально платежеспособных покупателей;
- соответственно, получить обратную (-ые) связь;
- доинвестировать и производство, и продвижение за собственный счет/за счет Проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Фаиз Мангутов

Объявит сбор средств как Википедия.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Syabro

А кто сказал что у паши денег нет?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Кто сказал, что деньги кончились? Денег напечатали триллионы долларов. Кто-то умет, кто-то выживет. Говорить о том, что теперь стартапам типа Убера не будут давать деньги, это мягко говоря преувеличение.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

А справка у вас есть?
https://www.youtube.com/watch?v=NKeKLBfRZV4

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Только теперь я успокоился, присвоив  себе дополнительный ярлык (верблюд).
 Пока не знаю, насколько обоснованно. Но развиваемся мы медленно, на свои, а сейчас, похоже, началась цепная реакция.
Ждём взрывного роста.

Ответить
Развернуть ветку
Constantine Alexandrov

Силиконовая долина. Все

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Романченко

Всё логично :) Инвесторы не хотят рисковать — поэтому вкладываются в менее рисковые (но и менее доходные) компании. Хотя может быть есть примеры «верблюдов», которые стали «единорогами»? 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Если задуматься мысль глубокая и вто же время банальная. Попытка рекламы компаний не удалась. К такой статье нужно подходить масштабно, а у вас анонс какой-то. Ну в общем не зашло.

Ответить
Развернуть ветку
Scott Freak

Хорошая статья с понятной метафорой. Об этом говорят многие другие российские экономисты, о том, что в условиях падения спроса, падения эффективности капитала, выиграет тот, кто выживет и захватит доли рынка погибших. "Умри ты сегодня, а я завтра".

Например нет смысла вкладываться в рекламу, потому что вложишь ты в рекламу 1 млн рублей, завоюешь долю рынка на 10% больше, но сам рынок схлопнется и уменьшиться. В итоге увеличившаяся доля на падающем рынке будет меньше чем раньше. И расходы на рекламу В ОБЩЕМ - не окупятся.

Единственное, хотелось бы дополнить стратегию верблюда стратегией штанги от Н.Н. Талеба - 80% в верблюжье поведение, 20% в высокорисковый венчур.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Быков

делать такие сделки в кризис - это уровень.
Прикольная компания Прайтек, надо за ней последить )

Ответить
Развернуть ветку
77 комментариев
Раскрывать всегда